Министр культуры России Владимир Мединский дал еще один, специальный комментарий о судьбе скандальной постановки Тимофея Кулябина «Тангейзер», исключенной из репертуара Новосибирского театра оперы и балета. Ранее он допустил, что спектакль будет возвращен на сцену уже в следующем сезоне, однако позднее решил заявить: «дело «Тангейзера» для нас закрыто», «хода назад уже не будет».
«Первую» прямую речь о «Тангейзере» после опубликования ее РИА «Новости» распространили все ведущие средства массовой информации страны. Владимир Мединский говорил следующее: «Это решение (снять оперу с репертуара) – решение директора театра, который не может договориться с режиссером и не может разобраться с оплатой участникам. Это решение временное. Я его лично, как министр культуры, не поддерживаю». Министр допустил, что постановка может вернуться в репертуар театра в следующем сезоне – с корректировкой сцен, которые вызвали протесты со стороны православной общественности и представителей Русской православной церкви.
Вместе с этим, Мединский подчеркнул, что решение о возвращении постановки может принимать только директор театра. «Потрачены большие государственные деньги – это должно возвращаться. Поэтому я думаю, что, скорее всего, эта постановка вернется в измененном виде, а может быть, в концертном варианте, как в Германии, где она была запрещена властями, а не директором театра. Скорее всего, она у нас вернется», – добавил министр культуры.
Второй комментарий Мединского появился на сайте возглавляемого им ведомства позднее также в понедельник, 20 апреля. В нем указывается, что Министерство культуры России не видит целесообразности в том, чтобы вмешиваться в работу Новосибирского театра оперы и балета. «На мой взгляд, вопрос себя исчерпал, дело «Тангейзера» для нас закрыто, соответствующие административные решения, которые Министерство культуры посчитало правильным принять, приняты, и хода назад не будет, – заявил на этот раз министр Мединский. – Целесообразности будировать вопрос, вмешиваться в работу Новосибирского театра мы не видим. Что касается конкретных постановок – «Тангейзера» или иных – я хочу напомнить, что у нас нет ни цензуры, ни какого-либо порядка «ведомственных» предпросмотров. Поэтому задавать вопрос министерству, а не директору театра в отношении той или иной постановки полагаю неуместным».
По поводу предыдущего своего комментария он заметил: «Позволю выразиться более точно: мы против любых запретов актов творчества. Наша позиция заключается именно в этом. Как человек, знакомый с работой Кехмана (Владимир Кехман – новый директор НГАТОиБ – прим. ред.), я лишь предположил, что, возможно, «Тангейзер» может в будущем сезоне вернуться в репертуар в концертном исполнении либо в каком-то сильно отредактированном виде. Но это будет полностью ответственное решение Кехмана».
По словам Владимира Мединского, ни о каком осуждении либо одобрении конкретных репертуарных действий речи не идет, «это совершенно неправильное понимание нашей политики». Он подчеркнул, что действия в ситуации с «Тангейзером» «определялись позицией гражданского общества, позицией, высказанной практически всеми конфессиями, необходимостью разрешить тяжелую конфликтную ситуацию, которая сложилась, к сожалению, вокруг этой постановки и вокруг работы театра». «[Конфликты] не должны разрешаться в формате митингов и тем более уголовных и административных дел. Поэтому наша задача – отслеживать, чтобы в своей деятельности государственное федеральное учреждение культуры руководствовалось Основами государственной культурной политики. Это и есть наше руководство к действию», – говорится в комментарии Мединского, приведенном на сайте российского Минкульта.
Напомним, что опера «Тангейзер» исчезла из репертуара новосибирского Театра оперы и балета почти сразу после назначения его директором Владимира Кехмана. Новый руководитель коллектива тогда пояснял, что смотрел запись постановки, оценил ее музыкальную составляющую, однако не сумел связаться с ее режиссером-постановщиком Тимофеем Кулябиным для проведения переговоров.
Новосибирская постановка оказалась в центре скандала после заявлений митрополита Тихона, что в ней не по назначению используются религиозные символы. В прокуратуре города в отношении режиссера-постановщика и бывшего директора Оперного театра Бориса Мездрича возбудили дела об административном правонарушении, проверкой по наличию в спектакле предпосылок к возбуждению уголовного дела занимался региональный Следственный комитет. В суде «Тангейзер» удалось «отстоять», судья мирового суда Центрального района Новосибирска прекратила производство по обоим административным делам после нескольких заседаний и допрошенных с обеих сторон свидетелей. В Следственном комитете отказали в возбуждении уголовного дела.
Одновременно с этим в Новосибирске проходило противостояние на другом уровне – пикеты и митинги устраивали как недовольные постановкой православные активисты, так и защитники «Тангейзера». Весть об увольнении с поста директора театра Бориса Мездрича появилась как раз после последней масштабной акции протеста «православных». В начале апреля в городе прошел еще один крупный митинг, на котором защитники «Тангейзера» выступили за свободу творчества и потребовали отставки министра культуры Мединского.