Центральный районный суд Новосибирска отклонил иск юриста Инэссы Рябининой с требованием показать в Оперном театре «Тангейзер» с оригинальным сюжетом. Доводы Рябининой о том, что действия и персонажи в постановке Кулябина не совпадали с заявленным к показу оригинальным либретто, были признаны несостоятельными.
Заседание суда по иску одного из руководителей фирмы «Рябинина, Зиновьев, Крестьянов» Инэссы Рябининой к Новосибирскому театру оперы и балета прошло в Центральном районном суде утром в пятницу. Оно вышло непродолжительным, и в итоге судья решила отказать юристу в удовлетворении ее требований. Как сообщил присутствовавший на процессе партнер Рябининой Алексей Крестьянов, мотивировочная часть решения пока неизвестна, и решать, обжаловать ли вердикт суда, они будут позже.
Как пояснил Крестьянов, их позиция основывалась на том, что в постановке театра оперы и балета использовалось новое либретто, которое было написано специально для постановки. «Это было не либретто Вагнера. Мы доказали это тем, что предъявили контракты на написание нового либретто, которые на сайте госзакупок висят, – рассказал корреспонденту Сибкрай.ru Алексей Крестьянов. – Оперный театр заключил контракт на составление нового либретто оперы «Тангейзер», нового драматического произведения. То есть, там новый автор был, от Вагнера осталась только музыка, партитура, а его литературная часть была одного московского автора».
Напомним, что в суд юрист обратилась в начале июля, она заявила, что прошедшие несколько показов «Тангейзера» в постановке режиссера Тимофея Кулябина нарушили ее права как потребителя из-за несоответствия либретто анонсу на афише.
«Я посетила судебные процессы, на которых рассматривалось административное дело в отношении Бориса Мездрича (бывший директор НГАТОиБ – прим. ред.), отследила материалы дела в отношении Тимофея Кулябина (режиссер-постановщик «Тангейзера» – прим. ред.), я провела розыск и анализ документов, которыми сопровождалось изготовление этого произведения, контрактов, и поняла что руководство театра, ну или театр в лице своего руководства, попросту обдурили зрителей», – поясняла ранее Рябинина.
«Единственная отмазка Оперного театра была, что на сайте (на сайте театра было опубликовано либретто «Тангейзера» – прим. ред.) 60 тысяч посетителей было, и Рябинина могла там быть и все прочитать, – сообщил Крестьянов. – Они отказались объяснять, чье либретто было задействовано в спектакле. Но нам удалось достичь главного – мы привлекли внимание к тому, что Оперный театр обманул зрителей, которые были на спектакле».
Оперу «Тангейзер» убрали из репертуара Оперного театра после того, как в учреждении сменился директор – на место Бориса Мездрича пришел Владимир Кехман. Этому предшествовало долгое противостояние – против постановки выступила новосибирская митрополия и православные активисты. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, в частности, заявлял, что в постановке Кулябина не по назначению используются религиозные символы. Прокуратура инициировала два судебных разбирательства в отношении бывшего директора театра Бориса Мездрича и режиссера «Тангейзера» Тимофея Кулябина. Им вменялось нарушение административного кодекса.
В суде прошло несколько заседаний, были допрошены свидетели и эксперты, и в итоге производство по обоим делам было прекращено. В Следственном комитете проводилась проверка по наличию в спектакле предпосылок к возбуждению уголовного дела, однако оснований для этого также не нашли.
Параллельно с судебными процессами и проверками в Новосибирске проходили массовые акции протеста – митинговали как «православные», так и защитники постановки.