Лента новостей

Все новости

Популярное

Социологи: треть россиян считает «Тангейзер» святотатством

    Фото: Виктор Дмитриев / НГАТОиБ

Социологи: треть россиян считает «Тангейзер» святотатством

Треть опрошенных россиян назвали новосибирскую постановку «Тангейзера» преступлением и святотатством, при этом с сутью скандала вокруг оперы достаточно хорошо знакомы лишь 10%. Таковы данные исследования, проведенного ВЦИОМ. Как отметили социологи, для проведения опроса респондентам пришлось объяснять, что именно в постановке вызвало споры в обществе.
 
Почти треть опрошенных сообщили, что видят в «Тангейзере» святотатство, еще 12% назвали оперу хулиганством и преступлением. При этом, как отметили сами социологи, лишь 10% опрошенных были хорошо осведомлены о скандале вокруг «Тангейзера», еще 28% об этом слышали. Чтобы провести опрос, им пришлось объяснять респондентам, что в постановке Тимофей Кулябин «представил свою версию Иисуса Христа, живущего в молодости «греховной» жизнью и наслаждающегося плотскими удовольствиями». После этого объяснения 47% заявили, что такая интерпретация оскорбляет их чувства.

В ответ на это исследование сам центр обвинили в преступлении по отношению к социологии. В частности, галерист Марат Гельман указал, что опрос измеряет не реакцию на событие, а реакцию на его пересказ. «Было бы интересно узнать мнение людей о фильме «17 мгновений весны», пересказав его так: много мужчин ходят в фашистской форме», – приводят слова Гельмана «Ведомости», отмечая, что, по его мнению, опрос просто пытается оправдать действия Министерства культуры России. 

Политолог Алексей Макаркин отметил, что социологи могут говорить о том, что более 40% россиян считают постановку «Тангейзер» преступлением. По его оценке, общество старается не вступать в конфликт с религией, а если кто-то это делает, то это и называют оскорблением чувств верующих. Свободу слова же, по его мнению, считают фактором, раздражающим социальную стабильность. «Количество думающих, что это современное искусство, вероятно, совпадает с числом тех, кто придерживается модернистских взглядов: примерно столько же людей выступают за хорошие отношения с Западом», – заметил Макаркин.

Напомним, что постановка «Тангейзер» Тимофея Кулябина вызвала протесты и возмущение со стороны православных активистов и РПЦ. С критикой в адрес постановки в Театре оперы и балета выступал, в том числе, митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. В феврале прокуратура региона возбудила два административных дела – в отношении бывшего директора театра Бориса Мездрича и режиссера-постановщика Тимофея Кулябина, оба были закрыта мировым судом «за отсутствием состава правонарушения».

В Новосибирске прошло несколько акций протеста, «православные» выступали против постановки, а ее защитники вступились за свободу творчества. В конце марта министр культуры отправил в отставку с поста директора театра Бориса Мездрича, после чего «Тангейзер» исчез из репертуара – по решению нового руководителя учреждения Владимира Кехмана. 13 апреля стало известно, что прекратил свою проверку Следственный комитет, от которого требовали уголовного преследования создателей «Тангейзера». Следователи не усмотрели в постановке оскорбления чувств верующих.
Треть опрошенных россиян назвали новосибирскую постановку «Тангейзера» преступлением и святотатством, при этом с сутью скандала вокруг оперы достаточно хорошо знакомы лишь 10%. Таковы данные исследования, проведенного ВЦИОМ. Как отметили социологи, для проведения опроса респондентам пришлось объяснять, что именно в постановке вызвало споры в обществе.
 
Почти треть опрошенных сообщили, что видят в «Тангейзере» святотатство, еще 12% назвали оперу хулиганством и преступлением. При этом, как отметили сами социологи, лишь 10% опрошенных были хорошо осведомлены о скандале вокруг «Тангейзера», еще 28% об этом слышали. Чтобы провести опрос, им пришлось объяснять респондентам, что в постановке Тимофей Кулябин «представил свою версию Иисуса Христа, живущего в молодости «греховной» жизнью и наслаждающегося плотскими удовольствиями». После этого объяснения 47% заявили, что такая интерпретация оскорбляет их чувства.

В ответ на это исследование сам центр обвинили в преступлении по отношению к социологии. В частности, галерист Марат Гельман указал, что опрос измеряет не реакцию на событие, а реакцию на его пересказ. «Было бы интересно узнать мнение людей о фильме «17 мгновений весны», пересказав его так: много мужчин ходят в фашистской форме», – приводят слова Гельмана «Ведомости», отмечая, что, по его мнению, опрос просто пытается оправдать действия Министерства культуры России. 

Политолог Алексей Макаркин отметил, что социологи могут говорить о том, что более 40% россиян считают постановку «Тангейзер» преступлением. По его оценке, общество старается не вступать в конфликт с религией, а если кто-то это делает, то это и называют оскорблением чувств верующих. Свободу слова же, по его мнению, считают фактором, раздражающим социальную стабильность. «Количество думающих, что это современное искусство, вероятно, совпадает с числом тех, кто придерживается модернистских взглядов: примерно столько же людей выступают за хорошие отношения с Западом», – заметил Макаркин.

Напомним, что постановка «Тангейзер» Тимофея Кулябина вызвала протесты и возмущение со стороны православных активистов и РПЦ. С критикой в адрес постановки в Театре оперы и балета выступал, в том числе, митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. В феврале прокуратура региона возбудила два административных дела – в отношении бывшего директора театра Бориса Мездрича и режиссера-постановщика Тимофея Кулябина, оба были закрыта мировым судом «за отсутствием состава правонарушения».

В Новосибирске прошло несколько акций протеста, «православные» выступали против постановки, а ее защитники вступились за свободу творчества. В конце марта министр культуры отправил в отставку с поста директора театра Бориса Мездрича, после чего «Тангейзер» исчез из репертуара – по решению нового руководителя учреждения Владимира Кехмана. 13 апреля стало известно, что прекратил свою проверку Следственный комитет, от которого требовали уголовного преследования создателей «Тангейзера». Следователи не усмотрели в постановке оскорбления чувств верующих.