На встрече депутатов Законодательного собрания с губернатором области Андреем Травниковым зампредседателя комитета Заксобрания по госполитике, законодательству и местному самоуправлению Константин Антонов поднял вопрос о качестве управления в муниципалитетах области и, в частности, в Новосибирске. Как сообщает сайт региональной организации партии «Родина», депутат сформулировал конкретные предложения, которые губернатор посчитал заслуживающими внимания.
Депутат Законодательного собрания Новосибирской области Константин Антонов выдвинул инициативу создания рабочей группы из числа представителей администрации и правительства региона, а также депутатов Заксобрания, для выработки критериев эффективности использования муниципалитетами так называемых безвозмездных поступлений, которые бюджеты муниципальных образований получают в виде субвенций, дотаций и субсидий из регионального и федерального бюджетов. А это огромные средства. Напомним, что в структуре бюджета города Новосибирска на 2021 год безвозмездные поступления составляют 46,7%. Кроме того, он предложил существенно дополнить список критериев и индикаторов, с помощью которых муниципалитеты необходимо стимулировать и мотивировать к повышению эффективности своей работы.
По мнению депутата Антонова, ситуация такова, что сегодня необходимы жесткие требования к муниципалитетам в части эффективности расходов средств, предоставляемых муниципалитетам.
– Мы не можем себе позволить фактически неуправляемую, громоздкую и неэффективную управленческую систему в городе. Реальность такова, что приходится говорить о полнейшем управленческом коллапсе в Новосибирске, – считает Константин Антонов. – Региональный и федеральный бюджеты дают городу миллиарды рублей. И что мы видим? Мы видим увеличение штата муниципальных чиновников, нежелание заниматься административной реформой, огромное количество абсолютно неэффективных МУПов…
Истории с генпланом города, проектом Дзержинской линии метро, станцией метро «Спортивная» (разработанные мэрией проекты были забракованы Главгосэкспертизой), случай, когда по вине мэрии Новосибирск не попал в федеральную программу и не получил софинансирование на обновление парка общественного транспорта, демонстрируют управленческую некомпетентность и беспомощность руководителей мэрии.
Показателен пример с обслуживанием улично-дорожной сети, на содержание и благоустройство которой идут огромные суммы. Но при этом сохраняется старая, еще с советских времен, система обслуживания – ДЭУ – которые потребляют ресурсы, имеют непроизводительные расходы до 30 процентов, а город при этом остается неубранным – то в снегу, то в пыли.
Понятно, что в этой сфере нужно менять управленческие подходы, возможно, внедрять аутсорсинг – привлекать крупные и мелкие частные предприятия для содержания городских улиц и магистралей. Но мэрия сегодня совершенно не заинтересована в этом.
«А вот свежий случай. В понедельник мэрия заявляет, что места для крещенских купаний она не будет организовывать. После справедливого замечания губернатора о том, что люди-то все равно пойдут на водоемы и нельзя оставлять это без внимания, мэрия в среду предложила два места – на левом берегу и в Стрижах. В пятницу мэрия опять передумала, заявив, что купели оборудуют только в двух местах на левом берегу…Такое ощущение, что городом руководят спонтанно, ситуативно», – добавляет Антонов.
Новосибирская мэрия преуспевает в одном – создании очагов социальной напряженности и протестных настроений. Достаточно вспомнить созданную руками мэрии ситуацию с дольщиками – пример Новомарусино, сейчас люди собираются в Москву проводить там протестные акции. К ним присоединяются жители Челюскинского жилмассива – скандал на Красноярской, 132. Что там произошло? Сначала землю отмутили по кривым схемам. Затем мэрия добавляет к крошечному участку кусок муниципальной земли, чтобы там можно было строить. Без всего объема экспертиз выдает разрешение на строительство, перезонируя территорию. А это – точечная застройка, которую мэр Локоть шесть лет обещает отменить. Людей загоняют в гетто, в угоду интересам строителей. Понятно, что люди молчать не будут – они протестуют, выходят на пикеты, клянут власть.
Генплан остановили, а сколько там таких участков! Сколько очагов социальной напряженности уже запрограммировано мэрией!
Фактически, мы наблюдаем со стороны, как Новосибирск движется к управленческому коллапсу, но, исходя из ограниченности своих полномочий, не можем ничего предпринять, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию города. Хотя у региональной власти есть определенные механизмы, с помощью которых можно влиять на ситуацию.
В условиях предоставления субсидий муниципалитетам нужно предусмотреть принятие муниципальными образованиями обязательств по сокращению расходов на мероприятия, проводимых в рамках предоставляемых субсидий, в том числе за счет доли управленческих расходов.
Получается интересная картина: при выделении целевых средств, расходование которых контролируется, без внимания остается недостижение критериев эффективности программ, исполнение которых осуществляется за счет предоставленных субсидий. Ответственность и санкции к исполнителям не предусмотрены. Эту ситуацию нужно исправлять. Если муниципалитет не в состоянии рачительно и с максимальной пользой использовать выделяемые средства, эффективно управлять процессами, нужно идти на такие радикальные меры, как перераспределение полномочий, передовая их на региональный уровень.
Отвечая на предложение депутата Законодательного собрания Константина Антонова, губернатор Андрей Травников заявил:
– Надо понять, что мы хотим. Если честно, я думаю, что перераспределение полномочий, их передача с муниципального на региональный уровень, – шаг серьезный. Нужно точно просчитывать последствия таких действий: не только социально-политические, но и управленческие. Я считаю, бояться таких шагов нельзя. Тем более, у нас есть масса примеров, когда мы прямо или косвенно передавали на региональный уровень различные полномочия, бывшие в ведении муниципалитетов. И это повышало эффективность. Давайте предметно смотреть: где и какие полномочия целесообразно забрать на региональный уровень и не противоречит ли это тем или иным нормам федерального законодательства. Конечно, было бы здорово какой-то контроль за развитием городов и районов оставить на региональном уровне, но это должно быть оправдано и соответствовать, не нарушать федеральные законы.
Константин Антонов пояснил Сибкрай.ru, что сейчас работает над формализацией своей инициативы, чтобы внести ее на рассмотрение депутатов Законодательного собрания.
На встрече депутатов Законодательного собрания с губернатором области Андреем Травниковым зампредседателя комитета Заксобрания по госполитике, законодательству и местному самоуправлению Константин Антонов поднял вопрос о качестве управления в муниципалитетах области и, в частности, в Новосибирске. Как сообщает сайт региональной организации партии «Родина», депутат сформулировал конкретные предложения, которые губернатор посчитал заслуживающими внимания.
Депутат Законодательного собрания Новосибирской области Константин Антонов выдвинул инициативу создания рабочей группы из числа представителей администрации и правительства региона, а также депутатов Заксобрания, для выработки критериев эффективности использования муниципалитетами так называемых безвозмездных поступлений, которые бюджеты муниципальных образований получают в виде субвенций, дотаций и субсидий из регионального и федерального бюджетов. А это огромные средства. Напомним, что в структуре бюджета города Новосибирска на 2021 год безвозмездные поступления составляют 46,7%. Кроме того, он предложил существенно дополнить список критериев и индикаторов, с помощью которых муниципалитеты необходимо стимулировать и мотивировать к повышению эффективности своей работы.
По мнению депутата Антонова, ситуация такова, что сегодня необходимы жесткие требования к муниципалитетам в части эффективности расходов средств, предоставляемых муниципалитетам.
– Мы не можем себе позволить фактически неуправляемую, громоздкую и неэффективную управленческую систему в городе. Реальность такова, что приходится говорить о полнейшем управленческом коллапсе в Новосибирске, – считает Константин Антонов. – Региональный и федеральный бюджеты дают городу миллиарды рублей. И что мы видим? Мы видим увеличение штата муниципальных чиновников, нежелание заниматься административной реформой, огромное количество абсолютно неэффективных МУПов…
Истории с генпланом города, проектом Дзержинской линии метро, станцией метро «Спортивная» (разработанные мэрией проекты были забракованы Главгосэкспертизой), случай, когда по вине мэрии Новосибирск не попал в федеральную программу и не получил софинансирование на обновление парка общественного транспорта, демонстрируют управленческую некомпетентность и беспомощность руководителей мэрии.
Показателен пример с обслуживанием улично-дорожной сети, на содержание и благоустройство которой идут огромные суммы. Но при этом сохраняется старая, еще с советских времен, система обслуживания – ДЭУ – которые потребляют ресурсы, имеют непроизводительные расходы до 30 процентов, а город при этом остается неубранным – то в снегу, то в пыли.
Понятно, что в этой сфере нужно менять управленческие подходы, возможно, внедрять аутсорсинг – привлекать крупные и мелкие частные предприятия для содержания городских улиц и магистралей. Но мэрия сегодня совершенно не заинтересована в этом.
«А вот свежий случай. В понедельник мэрия заявляет, что места для крещенских купаний она не будет организовывать. После справедливого замечания губернатора о том, что люди-то все равно пойдут на водоемы и нельзя оставлять это без внимания, мэрия в среду предложила два места – на левом берегу и в Стрижах. В пятницу мэрия опять передумала, заявив, что купели оборудуют только в двух местах на левом берегу…Такое ощущение, что городом руководят спонтанно, ситуативно», – добавляет Антонов.
Новосибирская мэрия преуспевает в одном – создании очагов социальной напряженности и протестных настроений. Достаточно вспомнить созданную руками мэрии ситуацию с дольщиками – пример Новомарусино, сейчас люди собираются в Москву проводить там протестные акции. К ним присоединяются жители Челюскинского жилмассива – скандал на Красноярской, 132. Что там произошло? Сначала землю отмутили по кривым схемам. Затем мэрия добавляет к крошечному участку кусок муниципальной земли, чтобы там можно было строить. Без всего объема экспертиз выдает разрешение на строительство, перезонируя территорию. А это – точечная застройка, которую мэр Локоть шесть лет обещает отменить. Людей загоняют в гетто, в угоду интересам строителей. Понятно, что люди молчать не будут – они протестуют, выходят на пикеты, клянут власть.
Генплан остановили, а сколько там таких участков! Сколько очагов социальной напряженности уже запрограммировано мэрией!
Фактически, мы наблюдаем со стороны, как Новосибирск движется к управленческому коллапсу, но, исходя из ограниченности своих полномочий, не можем ничего предпринять, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию города. Хотя у региональной власти есть определенные механизмы, с помощью которых можно влиять на ситуацию.
В условиях предоставления субсидий муниципалитетам нужно предусмотреть принятие муниципальными образованиями обязательств по сокращению расходов на мероприятия, проводимых в рамках предоставляемых субсидий, в том числе за счет доли управленческих расходов.
Получается интересная картина: при выделении целевых средств, расходование которых контролируется, без внимания остается недостижение критериев эффективности программ, исполнение которых осуществляется за счет предоставленных субсидий. Ответственность и санкции к исполнителям не предусмотрены. Эту ситуацию нужно исправлять. Если муниципалитет не в состоянии рачительно и с максимальной пользой использовать выделяемые средства, эффективно управлять процессами, нужно идти на такие радикальные меры, как перераспределение полномочий, передовая их на региональный уровень.
Отвечая на предложение депутата Законодательного собрания Константина Антонова, губернатор Андрей Травников заявил:
– Надо понять, что мы хотим. Если честно, я думаю, что перераспределение полномочий, их передача с муниципального на региональный уровень, – шаг серьезный. Нужно точно просчитывать последствия таких действий: не только социально-политические, но и управленческие. Я считаю, бояться таких шагов нельзя. Тем более, у нас есть масса примеров, когда мы прямо или косвенно передавали на региональный уровень различные полномочия, бывшие в ведении муниципалитетов. И это повышало эффективность. Давайте предметно смотреть: где и какие полномочия целесообразно забрать на региональный уровень и не противоречит ли это тем или иным нормам федерального законодательства. Конечно, было бы здорово какой-то контроль за развитием городов и районов оставить на региональном уровне, но это должно быть оправдано и соответствовать, не нарушать федеральные законы.
Константин Антонов пояснил Сибкрай.ru, что сейчас работает над формализацией своей инициативы, чтобы внести ее на рассмотрение депутатов Законодательного собрания.