Комментарий театра вышел довольно коротким. В нем подтверждается, что в отношении директора НГАТОиБ Бориса Мездрича и режиссера-постановщика оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина было возбуждено административное дело по части 2 статьи 5.26 КоАП – «Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение». А также то, что проверку прокуратура проводили по заявлению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, «усмотревшего в постановке нарушение прав верующих и использование не по назначению церковной символики».
«Театр намерен отстаивать свою профессиональную позицию и художественную политику в рамках действующего законодательства РФ», – говорится в заявлении Оперного.
В театре напомнили, что премьера оперы Вагнера «Тангейзер» состоялась 20 и 22 декабря, спектакль, который включен в репертуар, посетило более трех с половиной тысяч зрителей, он получил высокую оценку профессионального сообщества. В частности, «Тангейзер» стал лауреатом премии издания «Музыкальное обозрение» (единственная в России профессиональная премия в области академической музыки), назвавшего постановку спектаклем года.
Из «Музыкального обозрения»:
«Премьера оперы «Тангейзер» позволяет говорить о новом качественном состоянии труппы НГАТОиБ необычайном рывке в музыкальной интерпретации и об открытии нового имени в оперной режиссуре. Молодой режиссер Т. Кулябин, максимально трансформируя сюжет, смог при этом сохранить суть вагнеровской драмы, сделав ее доступной и понятной для публики. История грешника Тангейзера с мощными религиозными подтекстами превращается в историю гениального режиссера, снявшего фильм «Грот Венеры» (по одной из версий, якобы о неизвестной, греховной жизни Иисуса Христа в молодости). Это спектакль о творческих границах художника, об его ответственности и соблазнах, о критике и собратьях по цеху. В конце концов, о грехе и искуплении ценою жизни. Необычная постановка, подкрепленная продуманной, рафинированной и при этом эмоциональной и психологически сильной музыкальной интерпретацией Айннарса Рубикиса, – все это позволяет назвать спектакль лучшей работой прошедшего сезона».
Напомним, прокуратура, изучив обращения представителей РПЦ, буклет спектакля, его видеозапись и рекламный постер, пришла к выводу, что «Тангейзером» Мездрич и Кулябин «публично осквернили предмет религиозного почитания в христианстве – Евангельский образ Иисуса Христа». Дело об административном правонарушении уже направлено на рассмотрение мировому судье. «Кроме того, следственным органом проводится уголовно-процессуальная проверка по обращениям граждан и представителей общественности, расценивающих постановку спектакля как оскорбляющую религиозные чувства верующих», – сообщили также в областной прокуратуре.
Добавим, что «православные» запланировали на 1 марта общегородской митинг под названием «Защити свою веру!» Одной из мишеней для критики станет «Тангейзер», следует из анонса. Активисты заявили, что в спектакле образ Христа подвергнут осмеянию: «представлен как порочный человек, утопающий в пучине разврата». Кроме того, будут осуждены постановки «Kill» «Красного факела», «где вниманию зрителей предлагается окровавленный крест с распятой на нем голой женщиной», показанный в «Глобусе» «Православный ежик», «где православная вера представлена как несущая ложь и смерть».
Фото: Виктор Дмитриев / Новосибирский государственный академический театр оперы и балета