Высокий уровень загрязнения показали взятые пробы пескосоляной смеси в Новосибирске, содержание мелких частиц превысило 60%, это в три раза больше нормы. По мнению общественников, на этом основании песок уже можно отбраковывать. Однако, как показали исследования, странная скользкая масса, появившаяся на дорогах областного центра в конце прошлого года, сформирована не за счет смеси для обработки дорог от наледи. Чиновники мэрии, а с ними и общественники, предположили, что всему виной стройки и газоны, на которых часто паркуются автомобилисты.
Спустя месяц после громких заявлений о том, что пескосолянная смесь, которой посыпают дороги Новосибирска, не соответствует нормативам и состоит наполовину из ила и глины, новосибирские депутаты горсовета и общественники пришли к выводу, что истинная причина загрязнения – открытый грунт.
Очередные проверки и экспертизы пескосоляной смеси последовали после того, как в конце прошлого года на городских дорогах появилась необычная грязь. Напомним, что тогда общественник Михаил Мезенцев и депутат Горсовета Дмитрий Прибаловец в частном порядке исследовали состав этой субстанции. Анализ показал, что порядка 43-46% составляют пылеватые частицы, глина и ил, которые весной и летом в виде пыли поднимается в атмосферу, ухудшая экологическую обстановку в Новосибирске. Результаты были оглашены 27 декабря, а единственную возможную причину этому общественники усмотрели в несоответствии пескосоляной смеси требованиям ГОСТа.
28 декабря представители мэрии Новосибирска и общественники устроили совместную проверку пескосоляной смеси, которой посыпают дороги Новосибирска в зимний период. Для этого они взяли несколько проб на пескобазе ДЭУ-1 в районе Чернышевского спуска. Результаты исследований, проведенных общественниками, были раскрыты 26 января на заседании рабочей группы по вопросам улучшения экологической обстановки в городе Новосибирске. Накануне в мэрии Новосибирска сообщили, что их экспертиза каких-либо отклонений от нормативов не выявила.
Как сообщил член общественного совета при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Михаил Мезенцев, в пескосоляной смеси, отобранной на пескобазе ДЭУ-1, количество мелких частиц не превышает 3,7%, что не является серьезным нарушением установленных нормативов (не более 3% от массы). К слову, экспертиза мэрии показала, что количество мелких частиц составляет 2,5%. Еще один показатель – модуль крупности песка – оказался в границах нормы и составил 2,02. Требования по ГОСТу – от двух до 3,5.
Однако Мезенцев считает, что нельзя говорить о том, что весь песок соответствует нормативам. Например, модуль крупности песка – это усредненный показатель, который не доказывает, что весь песок прошел испытание успешно.
«Модуль крупности – это не фракция, это условная единица, – подчеркнул общественник. – То есть, если взять определенное количество песка с модулем крупности 2,6, это не значит, что в нем нет пылеватых и мелких частиц меньше миллиметра. По нормам данная пескосоляная смесь не прошла испытания. Потому что количество частиц менее миллиметра не должно превышать 20% в составе. По нашим результатам, в ее составе было 68% таких частиц».
Еще одно нарушение общественник усмотрел в методе забора проб на пескобазе. Он отметил, что проб было взято меньше, чем это необходимо для получения точных данных. Из этого выходит, что нормативный входной контроль поступающего на склад песка со стороны мэрии не был обеспечен должным образом.
«Согласно нормам, пробы набираются с каждой партии песка. По нормативным документам мы должны видеть 106 испытаний, на основании которых можно говорить, что да – весь песок, который поставлялся, соответствует. Однако в журнале отбора проб речь идет о другой цифре – 24. Таким образом, должный контроль при приеме не осуществлялся», – заявил Мезенцев.
Директор ДЭУ-1 Алексей Лыков попытался объяснить нестыковки. Он настаивал, что пескосоляная смесь выдержана с точки зрения требований, которые ей предъявляются. «Мы были ограничены в финансовом плане, поэтому мы не каждую пробу сдавали, а накапливали несколько проб, объединяли их в одну и ее сдавали на испытания. На испытания было предоставлено только 24 пробы, но взята – 71», – объяснил он.
Начальник управления благоустройства и озеленения мэрии Новосибирска Юрий Сердюк напомнил собравшимся, что в 2017 году был изменен ГОСТ, который определял требования к песку. Допустимое количество пылеватых частиц выросло с 2% до 3%.
«ГОСТ оказался ниже наших требований. Тогда мы написали свои технические нормативы. То есть, мы могли бы закупать песок более низкого качества, но мы поставили себе планку выше и закупили песок не хуже, чем в позапрошлом году», – рассказал Сердюк.
«Все говорят, что город страдает от грязи и пыли, еще три года назад после избрания мэром Анатолия Евгеньевича Локтя, объявили борьбу с пылью, и за все это время мы не знаем, откуда эта пыль берется. То есть, бедствие есть, а виновника нет», – указал общественник и журналист Алексей Мазур. Он также предположил, что источник появления грязи на дорогах в декабре прошлого года мог быть иным. Тем более, что депутат Дмитрий Прибаловец сообщил, что в первой пробе присутствовала органика.
«Этот источник мы все знаем. Грязь вывозится на дороги с открытого грунта: газонов, которые стихийным образом превращены в парковки. Каждая стройка должна иметь пункт омыва колес. Я был в Кольцово, там на каждой стройке этот пункт есть. В Новосибирске на большинстве строек колеса не моют, – заметил он. – У нас есть санкционированные выезды на дорогу из леса и с полей, они также не оборудованы. Большая часть дорог частного сектора – это грунтовые, они даже не засыпаны щебнем, это позор для Новосибирска. Оттуда каждый день вывозится 50-60 килограммов пыли на дороги».
Выявить точные причины появления грязи и пыли общественники и депутаты решили поручить молодым ученым. Начальник отдела охраны окружающей среды Мария Сидорова рассказала о том, что в ближайшее время будет выделен грант на анализ грязи и пыли с новосибирских дорог.
«Действительно, наличие пыли в атмосфере в некоторые месяцы превышает норму. Мы совместно с департаментом транспорта разработали техзадание: определить места, период образования пыли. Конкурс на получение гранта будет объявлен департаментом промышленности и науки», – сообщила она.
Депутат Горсовета и руководитель рабочей группы Дмитрий Прибаловец решил, не дожидаясь результатов очередного исследования, начать работу с приведением в порядок газонов.
Он предложил направить запросы в администрации районов города с просьбой предоставить рабочей группе информацию о количестве квадратных метров газона, расположенных на их территориях. Собранные данные они отправят департаменту транспорта для разработки проекта муниципальной программы по приведению газонов в надлежащее состояние.
«Усилия нашей рабочей группы должны быть направлены на то, чтобы сократить площади открытого грунта на территории города Новосибирска», – заключил Прибаловец.
Напомним, что проблема запыленности Новосибирска ранее поднималась неоднократно. Еще в июне 2016 года Сибкрай.ru изучал возможные причины скопления пыли на дорогах и в атмосфере. В том числе, среди этих причин были и многочисленные стройплощадки, и естественное сдувание почв, и песок, который закупают для обработки дорог зимой.
Грязь осталась загадкой: назвали новый источник пыли
Высокий уровень загрязнения показали взятые пробы пескосоляной смеси в Новосибирске, содержание мелких частиц превысило 60%, это в три раза больше нормы. По мнению общественников, на этом основании песок уже можно отбраковывать. Однако, как показали исследования, странная скользкая масса, появившаяся на дорогах областного центра в конце прошлого года, сформирована не за счет смеси для обработки дорог от наледи. Чиновники мэрии, а с ними и общественники, предположили, что всему виной стройки и газоны, на которых часто паркуются автомобилисты.
Спустя месяц после громких заявлений о том, что пескосолянная смесь, которой посыпают дороги Новосибирска, не соответствует нормативам и состоит наполовину из ила и глины, новосибирские депутаты горсовета и общественники пришли к выводу, что истинная причина загрязнения – открытый грунт.
Очередные проверки и экспертизы пескосоляной смеси последовали после того, как в конце прошлого года на городских дорогах появилась необычная грязь. Напомним, что тогда общественник Михаил Мезенцев и депутат Горсовета Дмитрий Прибаловец в частном порядке исследовали состав этой субстанции. Анализ показал, что порядка 43-46% составляют пылеватые частицы, глина и ил, которые весной и летом в виде пыли поднимается в атмосферу, ухудшая экологическую обстановку в Новосибирске. Результаты были оглашены 27 декабря, а единственную возможную причину этому общественники усмотрели в несоответствии пескосоляной смеси требованиям ГОСТа.
28 декабря представители мэрии Новосибирска и общественники устроили совместную проверку пескосоляной смеси, которой посыпают дороги Новосибирска в зимний период. Для этого они взяли несколько проб на пескобазе ДЭУ-1 в районе Чернышевского спуска. Результаты исследований, проведенных общественниками, были раскрыты 26 января на заседании рабочей группы по вопросам улучшения экологической обстановки в городе Новосибирске. Накануне в мэрии Новосибирска сообщили, что их экспертиза каких-либо отклонений от нормативов не выявила.
Как сообщил член общественного совета при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Михаил Мезенцев, в пескосоляной смеси, отобранной на пескобазе ДЭУ-1, количество мелких частиц не превышает 3,7%, что не является серьезным нарушением установленных нормативов (не более 3% от массы). К слову, экспертиза мэрии показала, что количество мелких частиц составляет 2,5%. Еще один показатель – модуль крупности песка – оказался в границах нормы и составил 2,02. Требования по ГОСТу – от двух до 3,5.
Однако Мезенцев считает, что нельзя говорить о том, что весь песок соответствует нормативам. Например, модуль крупности песка – это усредненный показатель, который не доказывает, что весь песок прошел испытание успешно.
«Модуль крупности – это не фракция, это условная единица, – подчеркнул общественник. – То есть, если взять определенное количество песка с модулем крупности 2,6, это не значит, что в нем нет пылеватых и мелких частиц меньше миллиметра. По нормам данная пескосоляная смесь не прошла испытания. Потому что количество частиц менее миллиметра не должно превышать 20% в составе. По нашим результатам, в ее составе было 68% таких частиц».
Еще одно нарушение общественник усмотрел в методе забора проб на пескобазе. Он отметил, что проб было взято меньше, чем это необходимо для получения точных данных. Из этого выходит, что нормативный входной контроль поступающего на склад песка со стороны мэрии не был обеспечен должным образом.
«Согласно нормам, пробы набираются с каждой партии песка. По нормативным документам мы должны видеть 106 испытаний, на основании которых можно говорить, что да – весь песок, который поставлялся, соответствует. Однако в журнале отбора проб речь идет о другой цифре – 24. Таким образом, должный контроль при приеме не осуществлялся», – заявил Мезенцев.
Директор ДЭУ-1 Алексей Лыков попытался объяснить нестыковки. Он настаивал, что пескосоляная смесь выдержана с точки зрения требований, которые ей предъявляются. «Мы были ограничены в финансовом плане, поэтому мы не каждую пробу сдавали, а накапливали несколько проб, объединяли их в одну и ее сдавали на испытания. На испытания было предоставлено только 24 пробы, но взята – 71», – объяснил он.
Начальник управления благоустройства и озеленения мэрии Новосибирска Юрий Сердюк напомнил собравшимся, что в 2017 году был изменен ГОСТ, который определял требования к песку. Допустимое количество пылеватых частиц выросло с 2% до 3%.
«ГОСТ оказался ниже наших требований. Тогда мы написали свои технические нормативы. То есть, мы могли бы закупать песок более низкого качества, но мы поставили себе планку выше и закупили песок не хуже, чем в позапрошлом году», – рассказал Сердюк.
«Все говорят, что город страдает от грязи и пыли, еще три года назад после избрания мэром Анатолия Евгеньевича Локтя, объявили борьбу с пылью, и за все это время мы не знаем, откуда эта пыль берется. То есть, бедствие есть, а виновника нет», – указал общественник и журналист Алексей Мазур. Он также предположил, что источник появления грязи на дорогах в декабре прошлого года мог быть иным. Тем более, что депутат Дмитрий Прибаловец сообщил, что в первой пробе присутствовала органика.
«Этот источник мы все знаем. Грязь вывозится на дороги с открытого грунта: газонов, которые стихийным образом превращены в парковки. Каждая стройка должна иметь пункт омыва колес. Я был в Кольцово, там на каждой стройке этот пункт есть. В Новосибирске на большинстве строек колеса не моют, – заметил он. – У нас есть санкционированные выезды на дорогу из леса и с полей, они также не оборудованы. Большая часть дорог частного сектора – это грунтовые, они даже не засыпаны щебнем, это позор для Новосибирска. Оттуда каждый день вывозится 50-60 килограммов пыли на дороги».
Выявить точные причины появления грязи и пыли общественники и депутаты решили поручить молодым ученым. Начальник отдела охраны окружающей среды Мария Сидорова рассказала о том, что в ближайшее время будет выделен грант на анализ грязи и пыли с новосибирских дорог.
«Действительно, наличие пыли в атмосфере в некоторые месяцы превышает норму. Мы совместно с департаментом транспорта разработали техзадание: определить места, период образования пыли. Конкурс на получение гранта будет объявлен департаментом промышленности и науки», – сообщила она.
Депутат Горсовета и руководитель рабочей группы Дмитрий Прибаловец решил, не дожидаясь результатов очередного исследования, начать работу с приведением в порядок газонов.
Он предложил направить запросы в администрации районов города с просьбой предоставить рабочей группе информацию о количестве квадратных метров газона, расположенных на их территориях. Собранные данные они отправят департаменту транспорта для разработки проекта муниципальной программы по приведению газонов в надлежащее состояние.
«Усилия нашей рабочей группы должны быть направлены на то, чтобы сократить площади открытого грунта на территории города Новосибирска», – заключил Прибаловец.
Напомним, что проблема запыленности Новосибирска ранее поднималась неоднократно. Еще в июне 2016 года Сибкрай.ru изучал возможные причины скопления пыли на дорогах и в атмосфере. В том числе, среди этих причин были и многочисленные стройплощадки, и естественное сдувание почв, и песок, который закупают для обработки дорог зимой.