Глина и мелкий песок: эксперты раскрыли состав грязи с дорог

Глина и мелкий песок: эксперты раскрыли состав грязи с дорог
Общество / 27 декабря 2017 / 10:27

Завышенное в 20 раз содержание ила и глины показала экспертиза грязи, взятой с дорог Новосибирска общественниками. Исследование провели после того, как обратили автомобилисты внимание на слой скользкой незамерзающей субстанции на проезжей части. Эксперты также заключили, что песок, используемый в пескосоляной смеси, слишком мелкой фракции. 

Пробы грязи с новосибирских дорог отобрали на прошлой неделе общественник Михаил Мезенцев и депутат Горсовета Дмитрий Прибаловец. Отобранная грязь была направлена на экспертизу, которая уже вынесла свое заключение.

Экспертиза показала, что используемая для противоледной обработки пескосоляная смесь, скорее всего, не соответствует нормативам. В частности, согласно документам, песок для нужд дорожно-эксплуатационных учреждений должен быть первого класса с модулем крупности от двух до 3,5. Содержание пылеватых частиц не дошло превышать 2% от массы. 

Лабораторные исследования показали, что в состав грязи, взятой с улиц Богдана Хмельницкого и Ипподромская, входит песок второго класса с модулем крупности 1,03. А содержание пылеватых частиц – ила, глины – составляет порядка 45% от массы. Кроме того, в отобранной субстанции нашли 9% органических веществ. Как отметил общественник Михаил Мезенцев, состав двух проб отличается незначительно. 

«Можно говорить, что вся грязь, которая была в городе, на 99% состоит из того состава, который нам в лаборатории показали. По составу она больше всего похожа на супесь. Но в супеси больше глины и илистых разного рода, – пояснил Михаил Мезенцев корреспонденту Сибкрай.ru. – Здесь их меньше, недостаточно, чтобы точно сказать, что это супесь, но близко к этому. А если как песок это классифицировать, то это даже песком назвать нельзя, потому что количество илистых и глинистых в разы превышает допустимые ГОСТом».

Мезенцев подчеркнул, что подобную грязь видели на территории всего города – в левобережной и правобережной части, Советском районе. Когда общественник отбирал пробу, грязь пришлось практически срезать с проезжей части шпателем. «Просто попасть на дороги и не попасть во дворы, в снег, это не могло, значит, механическим образом было разбросано. Других предположений у меня нет», – отметил Мезенцев.

Общественник сообщил, что результаты этой экспертизы будут переданы в мэрию Новосибирска. Он отметил, что теперь предстоит отобрать пробы на пескобазах совместно с представителями депутатского корпуса и городской администрации. 

«Сейчас песок хранится на двух складах, он приобретался по двум закупкам. Одна – это база ДЭУ-1, туда было закуплено 106 тысяч тонн по цене около 360 рублей за тонную Второй склад – склад Советского района, туда было закуплено пять тысяч тонн по цене 460 рублей за тонну, – добавил Мезенцев. – С обоих складов мы хотим взять пробы, потому что поставщик один и тот же». 

Если предположения общественников о поставках некачественного песка для изготовления пескосоляной смеси подтвердятся, то это будет не первый случай в Новосибирске, когда муниципалитет получал несоответствующую требованиям фракцию. В 2016 году мэрии пришлось разорвать контракт на поставку 84 тысяч тонн песка за 19,5 миллиона рублей. 

Тогда проблемы с качеством выявила специальная комиссия из экспертов и общественников, принимавшая баржи с песком. В частности, поставщик использовал песок более мелкой фракции, чем это положено по нормативам. Некачественный песок при этом является не только причиной запыленности Новосибирска, но и потопов. Мелкая фракция, смываемая водой, забивает ливневые канализации, и они оказываются неспособны принимать всю нагрузку в дождливую погоду.

Еще одну «песчаную аферу» общественники раскрыли в 2015 году. Муниципальное ДЭУ-1 закупило 100 тысяч тонн природного песка и 6,5 тысячи тонн минерального галита с содержанием хлористого натрия. Общая стоимость муниципального контракта на поставку песка и соли составила 48,4 миллиона рублей, в том числе песка – на 31,3 миллиона. Качество этих материалов заинтересовало членов общественного совета при министерстве транспорта Новосибирской области. 

После долгих выяснений и переписок с мэрией относительно схемы закупок материалов и их отгрузки с пескобазы ДЭУ-1 дело дошло до экспертизы состава самой смеси. Пыль на дорогах города говорила о плохом качестве материалов, но все нужно было подтвердить официально. Для этого провели три лабораторные экспертизы качества песка. 

Все три экспертизы показали, что песок был слишком мелким – его крупность оценили в 1,5, тогда как по муниципальному контракту поставить должны были крупный и средний песок с модулем 2-3. Значительно превосходило требования ГОСТа и содержание летучих веществ. В 2015 году поставщиком песка было МУП «Комитет Новосибгорресурс», который после этой истории был ликвидирован. Начальника ДЭУ-1 после вскрывшихся фактов уволили. 



comments powered by HyperComments