Родители Карины, которая была убита в августе прошлого года в доме своего друга, выступили в суде и попросили максимального наказания для 16-летнего подсудимого. Подросток пытался задавать вопросы матери школьницы, а его отец – заставить ее замолчать. Подсудимый признает вину в преступлении частично, он не согласен с формулировкой «с особой жестокостью».
Первое заседание по уголовному делу об убийстве Карины З. прошло 27 июня в Первомайском районном суде Новосибирска. Ожидалось, что для допроса уже в этот день будут вызваны несколько свидетелей, однако судья Геннадий Громов успел только выслушать обвинительное заключение и допросить родителей школьницы, Юлию и Сергея Залесовых.
Поддержать семью убитой школьницы вновь пришли общественники, однако их в здание суда не пустили по распоряжению председателя суда, который ведет этот громкий процесс. Окончания заседания в коридоре ждали родственники Карины, которые формально не являются потерпевшими по делу – бабушка и дедушка убитой школьницы, тетя и крестная мать. Правда, пускать в здание поначалу не хотели и их, а приставы предупреждали, что составят на них протокол об административном правонарушении за неповиновение и выкрики, которые звучали, когда к залу заседаний вели подсудимого подростка. Впрочем, Обошлось все-таки без протоколов.
– Но если он – не человек! Даже следователи говорили, что они вся семья – не люди.
– Вам не понять, такая девочка была!
– Я понимаю, но спокойно ведите себя здесь. Тут другие заседания идут. Вы мешаете.
«Мне все говорят, разве такое существует? Существует. 25 ран – это не особая жестокость? Юля (мать Карины – прим. ред.) говорит, она выпотрошена как мягкая игрушка. А в деле фотография есть, она лежит в плаще с капюшоном, называется мантия, я портниха, сама ей шила. Она лежит в этой мантии и мягкую игрушечку держит, – рассказала корреспонденту Сибкрай.ru бабушка Карины Ирина. – То ли она ему в подарок принесла на день рождения, то ли она закрывалась ей. Она вот так ее зажала в руках и держит, мертвая, в этой мантии искромсанной».
Предсказывать исход судебного процесса невозможно. Как отметил представитель родителей Карины Денис Садовский, на данный момент максимальный срок, который грозит подсудимому, – десять лет лишения свободы. Родители Карины попросили суд наказать его максимально сурово. Кроме того, они заявили иски о компенсации морального вреда (по десять миллионов рублей каждый), а также попросили компенсации расходов на похороны.
«Позиция обвинения – настаивать на привлечении к ответственности по статье «Убийство, совершенное с особой жестокостью». Суд спросил мнение обвиняемого по предъявленному обвинению, он заявил, что признает вину частично, – рассказал Садовский. – Соответственно, убийство без особой жестокости».
По словам матери Карины Юлии, обвиняемый в жестоком убийстве подросток вел себя так же «бодро», как и раньше. Во время заседания он пытался вступить с ней в диалог, задать вопросы, но судья не дал ему это сделать, указав, что такая возможность у него будет позже.
«На сегодняшнем заседании, меня этот факт шокировал, отец его пытался на меня кричать и закрыть мне рот. Он начал бить кулаками по столу и кричать «да когда она уже замолчит, со своей ненавистью, надоело слушать», – рассказала после заседания Юлия. – Судья, конечно, его прервал. Но это было неприятно. Получается, их же сын убил нашего ребенка, и он же пытается мне заткнуть рот».
К допросу свидетелей суд приступит 29 июня. Кто именно будет вызван первым, неизвестно. Всего же предполагается допросить около 50 свидетелей, в числе которых сверстники Карины и обвиняемого, их одноклассники и педагоги. По словам бабушки Карины, среди свидетелей также должна быть женщина, которая ухаживала за младшим братом обвиняемого и была в день убийства в их доме.
«Она была с ребенком-инвалидом на первом этаже, а на третьем он убивал ее несколько часов. И она говорит, что ничего слышала, – рассказала Ирина. – А отец его? Из нее вся кровь вышла, там все в крови, стены, и запах такой… Медгруппа чуть в обморок не упала. Это бойня была, настоящая бойня! А папа его говорит, что не увидел. А как, если все в крови?»
Напомним, что тело Карины обнаружили 28 августа прошлого года в коттедже семьи ее 16-летнего друга. Подросток стал подозреваемым в ее убийстве. Широкую общественную огласку уголовное дело получило после того, как суд отправил его под домашний арест, хотя следователи ходатайствовали о заключении подростка под стражу. На повторном заседании о мере пресечения его постановили отправить в СИЗО, однако почти сразу после этого его направили на комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. Чтобы сделать вывод о вменяемости подозреваемого и возможности привлечения его к уголовной ответственности, потребовалось три такие экспертизы, последние две прошли в институте имени Сербского в Москве.
Уголовное дело долгое время расследовалось по статье «Убийство», в апреле этого года статью переквалифицировали на «Убийство, совершенное с особой жестокостью». Как было установлено в ходе следствия, Карина получила не менее 25 ножевых ранений шеи, лица и верхних конечностей. Кроме того, девушку не менее четырех раз ударили кулаком и деревянной статуэткой – по версии следователей, ее подросток приготовил заранее.
«В ходе расследования уголовного дела были проверены различные версии, в том числе версия о совершении двойного самоубийства несовершеннолетними и версия о том, что отец обвиняемого и члены его семьи пытались скрыть следы преступления и инсценировать попытку самоубийства обвиняемого, – указывали в Следственном комитете. – Данные версии в ходе расследования не нашли своего подтверждения и опровергаются собранными в ходе следствия объективными доказательствами, а именно: заключением судебно-медицинской экспертизы обвиняемого и потерпевшей, осмотрами места происшествия, детализацией телефонных соединений, показаниями свидетелей».