Новосибирский градоначальник объявил об административной реформе, однако как таковой реформы его оппоненты не увидели. Сибкрай.ru собрал мнения депутатов горсовета и общественников о том, какая на самом деле реформа нужна новосибирской администрации.
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть рассказал о предстоящей административной реформе. По его информации, штатная численность в мэрии не увеличится. «Будет проведена оптимизация, перераспределение кадров и функционала между подразделениями», – пообещал градоначальник.
Но рассмотрим, в чем же она заключается. В департаменте Анны Терешковой теперь уже официально появится «управление по общественным пространствам», до этого структура занималась благоустройством нелегально или «на общественных началах», это как посмотреть. Управление будет заниматься развитием городских парков, зеленых зон и сохранением городских лесов, участвовать в нацпроекте по формированию комфортной городской среды. Например, высаживать непригодные для сибирских условий яблони Рудольф, рубить деревья в лесу под платные бассейны, не говоря уже о заваленном приоритетном проекте «Формирование комфортной городской среды» на примере Михайловской набережной.
Митинги, пикеты, шествия отныне согласовывает департамент по чрезвычайным ситуациям. По этому поводу высказался политтехнолог Виктор Козодой
«Поздравляю всех общественников и гражданских активистов, теперь все акции гражданской активности, как митинги или пикеты, в нашем городе при нашей мэрии приравнены к проявлению «чрезвычайной ситуации», и согласовывать их теперь надо будет в департаменте ЧС! Видимо, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вот уже даже не смешно», – написал он.
А вот комитет рекламы и информации вольется в департамент строительства, где будет создано управление архитектурно-художественного облика. Его возглавит главный архитектор города. При этом реформа не коснулась районных администраций, которые толком не имеют функционала и бюджета. Об этом говорит и общественник Дмитрий Холявченко: «Необходимо сократить районные администрации, потому что они не обладают статусом юридического лица и выполняют просто передаточные функции между центральным управлением мэрии и землей. Вообще никакой полезной нагрузки администрация районная не несет».
Вместе с тем, огромная сеть неэффективных МУПов, не только не реорганизована, но даже не подвергнута учету. «Самое страшное и неподъемное, – говорит Дмитрий Холявченко, – это проблема МУПов и других учреждений, которые будто бы существуют вне рамок местного самоуправления. Но, тем не менее, концентрируют огромное количество работников. Они тоже являются кормушками для своих, какими-то ресурсами для финансирования электоральных процессов, для реализации административного ресурса на выборах. Там, на мой взгляд, нужна полная ревизия этих сотен учреждений, полного списка которых ни у кого нет, и мэрия считает это секретной информацией».
Холявченко рассказал корреспонденту Сибкрай.ru, какой видит настоящую оптимизацию муниципальной власти:
«Мэрия не должна на себя брать лишние функции, которые вполне может и должна выполнять государственная власть регионального и федерального уровня за счет собственного бюджета. Потом необходимо ликвидировать все эти подразделения, департаменты управления связанные с промышленностью и наукой. Как можно управлять промышленностью и наукой на уровне города? Просто лишняя кормушка для «своих». Необходимо расформировать гараж мэрии, избавиться о лишних автомобилей, включая водителей. Ввести нормальную систему электронного документооборота с отслеживанием в режиме онлайн движения любого приказа. И естественно сократить сотрудников мэрии с одновременным повышением зарплаты оставшимся. Сократить не ради сокращения, а оптимизировать в соответствии с потребностями».
То, что Локоть назвал оптимизацией, по факту ею не является, считает и новосибирский общественник Александр Стефанов. «В целом как реформу я бы это не позиционировал, скорее, как какую-то кадровую чехарду. Потому что профессиональные компетенции по тем направлениям хозяйственной деятельности, которую ведет город, оставляют желать лучшего. К сожалению, многие департаменты занимаются не тем, что прописано в положениях, например, пресловутый департамент культуры ведет хозяйственную деятельность. Вот эта вот тенденция, она, к сожалению, сохраняется, на мой взгляд», – отметил Стефанов.
Депутат горсовета Игорь Салов высказался в отношении реформы критически, припомнив предшественника и соперника Локтя на выборах в 2014 году, у которого все получилось в довольно короткие сроки
«У нас в памяти есть совершенно другие примеры. Это административная реформа, которая была во времена, когда мэрию возглавлял и.о. мэра Владимир Знатков, вот это была реформа! Вот это, я понимаю, был результат! Были объединены районы, изменена структура, были сокращения, которые привели к реальной экономии бюджета, высвободилось имущество, которого было продано почти на 1,5 миллиарда, принципиально была изменена работа гаража мэрии, когда чиновники не могли использовать муниципальный транспорт как личный, там много было всего интересного. И самое поразительное, что мэрия города, в противовес разного рода прогнозам, не загнулась, функция выполнялась в полном объеме, и никаких замечаний по этому поводу не было. То, что происходит сегодня, то, что сегодня анонсирует Локоть, никакой административной реформой не является. Я могу это назвать какой-то внутренней оптимизацией, реорганизацией. Предположим, вы знаете, что у УЖВ забирают функции приобретения жилья для льготников, я не знаю, как этим будет заниматься департамент социальной политики. Реклама теперь у нас попадает в новое управление художника, который будет заниматься дизайном городской среды. Я вам скажу, что результаты эти мы почувствуем через какое-то время, когда проверим работу измененных структур», – сообщил корреспонденту Сибкрай.ru Игорь Салов.
Того же мнения об инициативе Локтя и депутат горсовета Наталья Пинус
«Это не административная реформа, на мой взгляд, это перетасовка портфелей, – считает Пинус. – Возможно, с точки зрения организации работы это каким-то образом повлияет, если он каким-то другим лицам полномочия передаст.… Но я целенаправленно выступаю за проведение административной реформы, она должна быть, на мой взгляд, сущностно и содержательно другой. Необходимо формировать четко KPI в сфере оценки деятельности, необходимо пересматривать способы решения тех или иных задач, необходимо пересматривать штатный состав и должностные инструкции. Это то, что делается сегодня в каждом предприятии, которое хочет эффективно работать, и то, о чем совершенно не знают в мэрии. Мне кажется, эта работа очень важна и я буду дальше продвигать идею необходимости такой работы».
Однако все эти предложения не новы. Напомним, еще на городской ассамблее в начале 2019 года, политтехнолог, доктор исторических наук Виктор Козодой говорил о том, что мэрию необходимо избавить от избыточных подразделений, районных администраций – по крайней мере, сократить или объединить по примеру Центрального округа, а значительную часть МУПов – ликвидировать, отдав их функции на аутсорсинг.