В сфере обращения с мусором в Новосибирской области назревает настоящая катастрофа. С 1 ноября два мусорных перевозчика, которые вывозили 63% всего объема ТКО в регионе, внезапно расторгли договоры с «Экологией-Новосибирск», регоператором по обращению с отходами. Вместе с тем тариф на вывоз мусора для потребителя увеличился на 40%. Сибкрай.ru поговорил с перевозчиками мусора, которые сейчас судятся с «Экологией», о том, какими способами она выдавливает с рынка и банкротит компании, годами вывозившими отходы новосибирцев.
Россия перешла на новую схему обращения с отходами в 2019 году, и к 2020 году система показала свою неэффективность. Мусорный оператор Новосибирской области за первый год работы выдавил с рынка пять из 12 местных перевозчиков мусора, потом еще двух. Перевозчики заявили о суммарном долге в размере более 700 миллионов рублей (но есть и другая версия – 1,5 миллиарда рублей). Они пошли в суд, в ответ оператор выдвинул к ним иски на всю сумму контракта.
Мусороперерабатывающие заводы в регионе остаются мечтой, даже обещанного мусоросортировочного комплекса так и не появилось. Зато опять при содействии ФАС России вырос тариф – за вывоз мусора.
Штрафы больше долгов
Сибкрай.ru направил всем перевозчикам, работавшим с «Экологией-Новосибирск» в 2019 году, одинаковые запросы. На контакт пошли только представители семи компаний, которые покинули рынок. Шесть из них сейчас судятся с регоператором.
Нежелание «Экологии-Новосибирск» платить за вывезенный мусор довело компанию «ЛаТранс» до процедуры банкротства.
«На сегодняшний день задолженности только по НДС – 11 миллионов. Мы с удовольствием отдали бы государству деньги, если бы нам их отдали. Нам должны порядка 300 миллионов, а мы должны подрядным организациям, которые работают», – рассказывает Сибкрай.ru представитель трех мусорных компаний – «ЛаТранс», «ЭКО-ЛАЙН» и «Эко-лайн» Владимир Булычев. Сейчас он как перевозчик покинул Новосибирскую область: «Мы не стали даже, честно говоря, выходить на конкурс. Причина простая: продолжать работать бесплатно не было никакого смысла. Поэтому мы ушли с этого рынка».
Напомним, Владимир Булычев стал «голосом» мусорных перевозчиков в июле 2019 года. Он рассказал в интервью, что «Экология-Новосибирск» задолжала транспортным организациями и полигонам более 700 миллионов рублей. Оператор подал на Булычева в суд и даже добился опровержения, но в третьей инстанции проиграл. 1 октября Арбитражный суд Западно-Сибирского округа отменил решение двух предыдущих инстанций – Булычев считает, что выиграл этот бой. Но до победы в войне еще далеко.
«Война» началась в 2019 году, когда перевозчик сдал акты на указанную сумму.
«Нам дали понять, что оплатят только 60%, то есть мы должны лишиться существенной суммы, на которую рассчитывали. Что значит «уберите»? У нас есть договор, что я должен убрать? Я должен убрать объем не вывезенный? Или уменьшить цену по договору? Вообще у меня первым пунктом написано: «Цель создания общества – зарабатывание прибыли». То есть я должен договориться с ними, убрать свою прибыль, но заплатить государству долги, да? Кто ко мне следующий придет? Правоохранительные органы? Налоговая инспекция? Спросят: «Это что у вас за сговор такой?» Поэтому мы пошли совершенно цивилизованным путем, мы пошли в суд», – рассказывает Булычев.
Тогда «Экология-Новосибирск» подала встречный иск на сумму контракта (за год, против иска трех его компаний за девять месяцев). Булычев уверен: нельзя вот так выставить штрафы за год, тем более это противоречит договору.
«В договоре есть основной пункт – должен быть составлен акт, и у меня есть сутки на исправление того, что я, условно говоря, натворил. Это логично, правильно. И если мне говорят в ноябре, что я вообще не возил мусор, у меня куча нарушений – у меня вопрос: где этот мусор? Покажите мне его», – возмущен перевозчик.
По словам Булычева, судебный процесс затягивают, чтобы не платить деньги. Для этого регоператор решил поиграть с системой исчисления: перевести кубометры мусора в тонны.
«Для захоронения на полигоне используется тоннаж. Для вывоза используются кубы. У нас весь договор, все контракты были отыграны только в кубических метрах. Нас сейчас пытаются перевести в тонну. В тонне гораздо ниже цена получается, но тонна используется для утилизации на полигоне. Никакого отношения к транспортной системе вывоза мусора она не имеет. В договоре у нас четко написано, что либо норматив (условно, населенный пункт), либо кубический метр – в зависимости от количества контейнеров», – поясняет перевозчик.
Но, впрочем, это пробел действующего законодательства.
Булычев сейчас представляет одного из мусорных операторов в Алтайском крае. Оказавшись на той же позиции, что и «Экология-Новосибирск», он понимает отчасти, что происходит, и видит в этом несовершенство федерального законодательства – на его взгляд, проблему недосборов решит автоплатеж. Но для этого нужно принять закон на всероссийском уровне.
«У нас оператор меньше намного, а сборы примерно те же самые. Мы бы на их месте действовали точно так же, вот один в один – выгнали бы всех и поставили своих, иначе банкротство. Мы это и сделали там, просто не было выхода. И на нас подают в суды, но мы ведем себя по-другому. Мы понимаем, что есть задолженность населения, и мы ее взыщем. Мы сегодня кредитуемся для того, чтобы рассчитаться с подрядчиками. Я бы посоветовал им тоже со всеми рассчитаться – взять кредит. Потому что никто никого не обманывал. И доказывать, что мы этого не делали, это неприлично. Некрасиво», – говорит Булычев.
Тут возили, там не возили
Другой компании – ООО «ТБО» – «Экология» задолжала за 2019 год 104 миллиона рублей, а штрафы выставила на 165 миллионов. Это сумма годового контракта. Получается, что региональный оператор считает, что услуги по вывозу ТКО не оказывались потребителям Железнодорожного района Новосибирска, рабочего поселка Краснообск, Карасукского и Баганского районов Новосибирской области в течение всего года. И судебный процесс по этому делу поистине примечательный.
По словам представителя компании Русланы Новиковой, в начале 2019 года продуктивное сотрудничество с «Экологией-Новосибирск» еще казалось возможным.
«Обострение ситуации произошло в апреле-мае 2019 года. Мы, как люди, работающие в этой сфере, знаем, что такое весенне-осенние субботники – это очень большое количество мусора. Мы обращались к регоператору с просьбой дать разъяснение, являются ли отходы от субботников ТКО, то есть возим мы это или нет. В публичной плоскости региональным оператором было заявлено – возим все. Мы возили, город был чистый. Объем получился большой, и с июня-месяца началось вот это давление. Нам регоператор написал в актах: «Мы принимаем ваши работы на 60% от суммы акта, а дальше будем проверять». Срок дополнительной проверки установили до 1 октября 2019 года по обоюдному согласию сторон. Мы готовы были предоставить пояснения, объясняли, что они не видят конкретную машину, потому что задают параметры подтверждения ГЛОНАСС с 00.00 до 23.00, а машина работала там с 17.00 до 05.00 следующего дня. Все, на этом все закончилось, пояснения были устные и никакого акта о проверке, никакого приглашения и никакого разбирательства нам не предоставили. Соответственно, при отсутствии зафиксированных нарушений или несоответствий, услуги за апрель-май 2019 года у нас тоже выполнены на 100%, то есть претензии сняты. В министерство энергетики и ЖКХ Новосибирской области мы сделали запрос, какие нарушения были зафиксированы по нашим районам – нам назвали только два нарушения», – рассказывает Новикова.
В суде «Экология-Новосибирск» объявила о девяти тысячах нарушений, но к октябрю 2020 года их число достигло уже 15 тысяч.
«Мы уже не работаем, но нарушения множатся и множатся за пределами срока действия договора», – говорит Новикова.
В суде они с 20 декабря 2019 года. За это время было не более шести заседаний, судья Рыбина постоянно уходила в отпуск, брала перерыв, как считают в ООО «ТБО», чтобы не видеть явного противоречия.
«Мы предоставили всю необходимую доказательную базу, которую от нас запрашивали суды, это подтверждения, что мы все вывозили (жалоб нет ни от населения, ни от администраций города и районов области), подтвердили актами сдачи отходов на полигоны, маршрутными квитанциями, данными ГЛОНАСС-мониторинга. Суд до сих пор принять решение не может, при том, что к нам наши субподрядчики тоже предъявили зеркальный иск. У нас с субподрядчиками зеркальный договор, зеркальный пакет документов. Суд рассмотрел иск быстро, по существу принял решение, что действительно услуги оказаны в полном объеме и мы обязаны заплатить субподрядчикам! Тут вопросов у Арбитражного суда Новосибирской области и 7-го апелляционного суда не возникло. Вынесено решение, затем выданы исполнительные листы, и субподрядчики получили с нас деньги. Но почему-то тот же Арбитражный суд не может принять решение по нам, хотя «Экология» оспаривает тот же объем работ, который был оказан, собственно, нашими субподрядчиками. Здесь суд уже принял эти работы, признал, что они были, а в суде с региональным оператором почему-то не может», – удивляется Новикова.
«Налицо колоссальные затягивание этого процесса с целью вообще не платить. Полгода судья говорит предоставить регоператору контррасчет, с чем они не согласны, и за полгода регоператор так и не смог предоставить достоверного документа, который бы соответствовал цифрам и суммам и был принят судом. Суд и истец должны ждать пока регоператор научится работать», – рассуждает Новикова.
При этом мировое соглашение оператора не интересует – ООО «ТБО» предлагало решить вопрос мирным путем.
Впрочем, к тому, что работать придется за регоператора, перевозчики как раз привыкли. Они с самого начала проявили чудеса самоорганизации, говорит Руслана Новикова: «Почему суд не хочет услышать, что, сохраняя спокойствие в регионе и помогая регоператору работать, мы все друг с другом были четко взаимосвязаны, и если бы каждый из нас встал в позу и сказал: «Нет, вы конкуренты, делайте что хотите», то коллапс-то был бы обеспечен? А так мы обменялись информацией, рассказали друг другу про маршруты. Нам и не нужен регоператор, по большому счету!»
Представитель ООО «ТБО» опасается, что ситуация может пойти по сценарию с «ЛаТранс»: «Если остальные субподрядчики устанут ждать и подадут встречные иски к нам, то ситуация будет трагической».
Итого уже две компании говорят о банкротстве по вине «Экологии».
«Уборочная» кампания
«НовосибСпецТранс» заявил о задолженности «Экологии» на сумму более 113,7 миллиона рублей. Сценарий один в один: она тоже начала формироваться с апреля 2019 года.
«Мы приложили максимум усилий для того, чтобы наши обязательства по договору с ООО «Экология-Новосибирск» были выполнены, несмотря на отсутствие денежных средств для осуществления текущей деятельности. Мы пытались решить возникшую проблему путем переговоров и не останавливали вывоз, потому что люди не должны страдать от недобросовестных действий регионального оператора. К тому же, нам всегда была дорога наша репутация. После окончания срока действия договора мы обратились к региональному оператору с претензией по погашению просроченной задолженности, далее обратились в суд», – рассказывает представитель «НовосибСпецТранс».
«Экология» подала встречное исковое заявление о взыскании штрафов в размере 232, 5 миллиона рублей (на полную стоимость договора на 2019 год).
«Таким образом, в 2020-м году региональный оператор внезапно счел нашу услугу, оказанную в 2019 году, некачественной. Наша компания занималась сбором и транспортированием отходов в Новосибирске с 2012 года и всегда оказывала услугу надлежащего качества. Претензии возникли после того, как в июле 2019 года региональный оператор предложил нам подписать акты выполненных работ с апреля 2019 года на 60% вывезенного объема отходов. Причиной явилась низкая собираемость денежных средств с отходообразователей. Таким образом, собственную неэффективность и неподготовленность к реформе региональный оператор решил транслировать на подрядчиков, заплатив им 60% отыгранной на конкурсе суммы», – отмечают в «НовосибСпецТрансе».
Таким образом, в поведении регоператора прослеживается система. Речь идет не о претензиях к конкретным перевозчикам, которые где-то повели себя недобросовестно, а о планомерном выдавливании местных компаний с рынка.
«На наш взгляд, ООО «Экология Новосибирск» в конце 2019 года провело политику сокращения количества транспортирующих организаций на территории области», – соглашаются с этим выводом в «НСТ».
«В первый год сложно было заменить существующих перевозчиков, так как обеспечить качественный вывоз отходов непросто, на это требуется время и инвестиции. Если же транспортирующим организациям не платить почти год, они и сами уйдут с рынка, потому что налоги, зарплаты, лизинги, аренду базы нужно оплачивать каждый месяц, а также постоянно покупать ГСМ, осуществлять ремонт техники. Всегда сложно и неприятно работать с заказчиком, который не платит. Нам как участникам рынка взаимодействие с региональным оператором Новосибирской области удовольствия не доставило. В результате этого взаимодействия прекратило деятельность предприятие, которое успешно занималось сбором и транспортированием отходов на территории Новосибирской области в течение девяти лет», – заключают в официальном ответе для редакции представители «НовосибСпецТранс».
Вершина «Айсберга»
Одними из последних расстались с регоператором Волковы. Волковых в Новосибирской области по праву считают монополистами: в 2020 году они стали вывозить больше половины всех отходов.
«В нашей области появился явный монополист из Ленинградской области – ИП Волкова (регистрация в Ленобласти) и ООО «Айсберг» (учредители ИП Волкова и Трест №37 – регистрация в Ленобласти). В сумме ООО «Айсберг» и ИП Волкова будут в 2020 году вывозить 62,6% всего мусора, образовавшегося в нашей области, в том числе 63,4% всего ТКО города Новосибирска (обслуживают Заельцовский, Кировский, Ленинский, Октябрьский и Дзержинский районы Новосибирска)», – писал депутат Заксобрания Вадим Агеенко в начале 2020 года.
Отметим, что ИП Волкова замешано в скандале: в октябре 2019 года ФАС заподозрила, что перевозчик получил район с нарушением закона «О защите конкуренции». Также источники указывают на связь ООО «Айсберг» и ИП Волкова Ирина Анатольевна с холдингом «Мой коммунальный стандарт».
С 1 ноября ИП Волкова Ирина Анатольевна и ООО «Айсберг» заключили с ООО «Экология-Новосибирск» соглашения о расторжении всех договоров. Эту информацию тоже обнародовал Агеенко. Мусор они все еще возят, но до тех пор, пока регоператор не возьмет это дело в свои руки – таковы условия подписанных бумаг.
Тем не менее, еще в конце октября директор «Айсберга» Александр Волков заверял корреспондента Сибкрай.ru, что их взаимодействие с «Экологией-Новосибирск» продолжится.
«Вопрос в том, способны ли справиться компании с этими проблемами. Некоторые компании способны, некоторые компании нет. Наша компания способна справиться с проблемами, и мы не ведем судебные дела, разбирательства с «Экологией-Новосибирск». Ждем переговоры для того, чтобы денежные вопросы были решены положительно», – говорил он.
Однако называть сумму долга он не стал, сославшись на договор: «Последствия нарушения этого договора – расторжение контракта, поэтому, к сожалению, сумму задолженности сказать не смогу».
В то же время «товарищи по несчастью» прочили Волковым судебные тяжбы с оператором, который совершенно очевидно пытался убрать монополистов с рынка.
Судилось с регоператором и МУП «Спецавтохозяйство», сохранившее лоты на 2020 год. На 3 ноября Арбитражный суд Новосибирской области утвердил мировое соглашение. Им удалось договориться о рассрочке. Общая сумма долга «Экологии» составила 8 599 853,14 рубля. Выплатить все до конца регоператор должен до 30 сентября 2021 года.
Как сообщили редакции Сибкрай.ru в официальном ответе ООО «Экология-Новосибирск», задолженность компании перед операторами, которые возят мусор в 2020 году, составляет 362,8 миллиона рублей. «Оплата производится по мере поступления денежных средств от потребителей коммунальной услуги на расчетный счет регионального оператора», – добавили в письме.
Комментировать судебные процессы оператор не стал. Но на пресс-конференции 10 ноября Кирилл Гапеев, генеральный директор группы «ВИС», дочерняя компания которой является региональным оператором по обращению с ТКО, обозначил свою позицию.
«Уважаемые господа! Вы такого объема мусора, который вы нам заявляете, не вывозили. Если помните, у нас были машины-призраки, которые работали по четыре смены, но почему-то заезжали на полигон только один раз. Мы в прошлом году говорили с перевозчиками: «Давайте честно посчитаем объемы; после того, как мы честно посчитаем объемы, мы с вами договоримся о сумме, возможно, в рассрочку». Что показали сегодняшние замеры работоспособной системы – по Ленинскому району, где эту систему мы внедрили в первую очередь? Перевозчик реально завышал объемы на 38%. Не может район за одинаковый период формировать разное количество ТКО. С рядом перевозчиков мы сразу договорились, показали. И наши коллеги, партнеры заняли такую же позицию, а другие не согласились – мы сейчас с ними судимся», – сказал Кирилл Гапеев.
Нарушила молчание и гендиректор «Экологии-Новосибирск» Лариса Анисимова.
«В конце декабря 2018 года у нас работало 27 человек, с 10 января около 70, плюс пул перевозчиков, которые впервые поехали на маршруты, впервые стали предоставлять отчеты. Систему нужно было построить, отладить, накопить какое-то количество материалов, чтобы начать их анализировать. Получить отчеты с полигонов, сравнить, сопоставить, разбить все рейсы автомобилей по району. Связать каждый рейс с тем, что заехало на полигон и взвесилось. Была проведена действительно титаническая работа. В один день запустить такой проект просто нереально. И понимая, что мы начинаем только работать, мы первые три месяца относились к своим партнерам по-партнерски. Да, были подписаны акты. Но с условием, что будет проводиться дополнительная проверка. Во втором квартале мы приступили к этой проверке. Когда отстроили систему контроля, не автоматическую, а действительно ручную, стали направлять претензии по первому кварталу. И далее постепенно... И сегодня мы эту работу по 2019 году только завершаем. К счастью, в 2020 все автоматизируется, стало гораздо легче. Но 2019 год мы еще полностью не завершили», – объяснила предъявленные в нарушение договора в конце прошлого года претензии Анисимова.
«Экология-Новосибирск» сейчас ходит по острию ножа. Напомним, что недавно после жалобы Ларисы Анисимовой на тариф за вывоз ТКО в прокуратуру, по решению ФАС он увеличился почти на 40% вместо 0,02% (впрочем, сам оператор считает, что тариф, наоборот, уменьшился). Это очень возмутило депутатов Заксобрания, вопрос даже отдельно вынесли на сессию.
Весной депутаты уже подписали документ, позволяющий правительству Новосибирской области в одностороннем порядке расторгнуть соглашение с «Экологией-Новосибирск» как с мусорным оператором.
А вообще операторы только выглядят нерушимой твердыней, на самом деле в стране уже есть примеры, когда неэффективно работающие компании в регионах бойкотировали и банкротили. Например, оператор Вологодской области «Аквалайн» вступил в процедуру банкротства после того, как из-за долгов полигон отказался принимать у него отходы.
Еще 18 операторов Российской Федерации по факту готовы приостановить свою работу, но это уже другая история – об эффективности российской системы обращения с ТКО.