Продлить Дзержинскую ветку Новосибирского метрополитена все никак не удается. Но создать видимость необходимо. Поэтому городские власти решили вновь потратиться хотя бы на актуализацию проектно-сметной документации (ПСД). Но и с этим снова не вышло.
29 ноября 2022 года за подписью начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Константина Васильева на сайте городской администрации появилось объявление о продлении отбора получателей субсидии на разработку ПСД Дзержинской ветки метро.
При этом в мэрии Новосибирска на запрос редакции Сибкрай.ru заявили, что «в связи с уточнением источника финансирования принято решение об отмене объявления вышеуказанного отбора». На сегодняшний день информация о продлении отбора с городского сайта удалена.
При этом саму необходимость вновь тратиться на разработанную много лет назад документацию власти объяснили растущими ценами.
«В соответствии с нормативом строительства и уровня текущих цен необходима актуализация проектно-сметной документации объекта: «Участок продления Дзержинской линии Новосибирского метрополитена от станции «Золотая Нива» до станции «Молодежная» с двухпутной соединительной веткой в электродепо «Волочаевское», разработанного и получившего положительное заключение государственной экспертизы в 2013 году» – говорится в ответе мэрии.
Джержинская линия Новосибирского метрополитена может претендовать на звание «самой длительно-обсуждаемой» в мире. В 2013 году над проектом строительства участка её продления занималось ООО «Красноярскметропроект». В октябре 2013 года проектировщика оштрафовали на 7 миллионов рублей за срыв сроков и некачественную работу. В августе 2017 года городские власти вспомнили о проекте и даже заявили, что нашли инвестора. В феврале 2019 года руководитель транспортного департамента мэрии Роман Дронов сообщил, что проект достройки линии не одобрен Главгосэкспертизой. Он уверил, что ПСД была актуализирована, но не получила положительного заключения. Этот провал в мэрии объяснили технической ошибкой при отправке документов – был загружен отсканированный вариант в PDF, а нужно было разработать его в специальной программе и только после этого загружать (требования существуют с начала 2017 года). Власти продолжили выкручиваться – на тот момент глава МУП «УЗСПТС» Александр Мысик заявлял, что проектировщик давно уже умер и спросить не у кого. Однако Сибкрай.ru отыскал проектную организацию из Красноярска, у которой в архиве вся документация сохранилась. Но новосибирская мэрия к этой компании даже не обращалась. Кстати, проектировщик оказался вполне себе живым.
Напомним, почти весь прошлый год губернатор Травников спрашивал у мэра Локтя о подготовке документов на новые станции метро для экспертизы. Еще 12 июля 2021 года на оперативном совещании в правительстве мэр обещал в ближайшее время предоставить ПСД губернатору. «Документация готова, находится на экспертизе», – сказал тогда мэр. А на следующий день, после того как мэр публично сообщил, что ПСД на экспертизе, Главгосэкспертиза России ответила на запрос Сибкрай.ru и пояснила, что документы от мэрии Новосибирска даже не поступали.
В сентябре 2021 года мэр рассказал, что ведет тайные переговоры по строительству метро. И в это же время стало известно, что федеральные деньги будут выделены на эти цели Нижнему Новгороду, Челябинску и Красноярску. Активизировать переговоры в мэрии обещали после сдачи станции метро «Спортивная».
В конце декабря 2021 года глава региона сообщил, что уже полгода ждет обещанную Локтем проектно-сметную документацию на метро, ведь без документов невозможно получить федеральное финансирование. Мэр же в ответ заявил, что без федерального финансирования у него не принимают ПСД на экспертизу. С декабря ситуация не сдвинулась с мертвой точки. Разве, что Александр Мысик сообщил, что документы подготовлены, а губернатор это в очередной раз опроверг.
В мае 2022 года глава Новосибирской области Андрей Травников константировал, что проектно-сметная документация для строительства Дзержинской ветки метро до сих пор не готова, несмотря на заявления городских чиновников об обратном.
«Что я могу сказать: не прошло и три года. Так? Я уже ничего не могу подтвердить из того, что говорят Мысик и мэр. Вы с этим вопросом к нему обратитесь. Я знаю, что документации нет», – ответил Андрей Травников на вопрос Сибкрай.ru. В тот же день мэр Локоть сообщил, что «работа ведется и находится под контролем».
По данным на октябрь 2021 году, общая стоимость продления Дзержинской линии составила 25,3 миллиарда рублей. К середине 2022 года сумма, по оценкам мэра Локтя, возросла до 26-27 миллиардов рублей. Потуги новосибирских властей по продлению метро нашли отражение в заметке сатирического издания «Панорама», которое рекомендовало мэрии взять микрокредит под 720% годовых на новую станцию. Достройка Дзержинской линии метрополитена – одна из тупиковых тем для новосибирской мэрии. И, ввиду отсутствия альтернатив, решение с привлечением микрокредита чиновникам обязательно следует оценить.
Отметим, что в июле 2022 года министерство строительства России опубликовало рейтинг уровня цифровизации городского хозяйства регионов за 2021 год. Новосибирск в интеллектуальном рейтинге среди крупнейших городов занял последнее 15-е место (34,6 балла). Чиновники мэрии такой низкий интеллектуальный коэффициент объяснили «глупостью начальников департаментов».