Журналист Юлия Дрокова изучила бэкграунд компании, выполнившей оценку спорного земельного участка, котором жители хотят большой сквер, а власти – очередной «досуговый центр». Оказалось, что компания вполне может быть аффилирована с мэрией.
Накануне первый заместитель прокурора Новосибирской области Борис Крылов на своей пресс-конференции объявил, что от продажи участка земли на пересечении Российской и Демакова за 154 миллиона рублей (при том, что кадастровая стоимость участка – 171 миллион) муниципальному образованию никакого ущерба причинено не было.
Новосибирская журналист Юлия Дрокова не осталась в стороне от обсуждения. Она выразила свое недовольство прозвучавшими в речи первого заместителя прокурора словами о независимой оценке. И поставила под сомнение независимость этого самого оценщика.
Дрокова изучила сайт компании. Новосибирская компания ООО «А2» принадлежит бизнесмену Валерию Лебедеву.
В разделе «О компании» указано: «Мы не участвуем ни в каких тендерах. Хотите с нами работать – найдите возможность заключить с нами договор напрямую. Мы работаем за деньги, а не за еду».
«ООО «А2» имеет на своем счету всего 11 заключенных в результате публичных процедур госконтрактов. «Последний – в 2017 году, последний с департаментом земельных и имущественных отношений мэрии Новосибирска (ДЗИО) – в 2015 году, – пишет Дрокова. – Один читатель после моего предыдущего поста о мути вокруг сквера прислал сопроводительное письмо «А2» по оценке переданного в НАИР имущественного комплекса. В письме говорится, что оценка выполнена в рамках муниципального контракта МК23БП-20 от 09 апреля 2020 года с ДЗИО. Контракт с таким номером среди опубликованных ДЗИО контрактов отсутствует (впрочем, как и несколько соседних по номерам). В результате какой процедуры контракт заключен – неизвестно».
Первые четыре строчки в разделе «Клиенты» занимают департамент земельных и имущественных отношений мэрии Новосибирска, департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска, МУП «Энергия» и МУП «Центр муниципального имущества».
На сайте выложены благодарственные письма от бывшего начальника департамента земельных и имущественных отношений – Алексея Кондратьева – и от нынешнего – Георгия Жигульского.
В качестве штриха к портрету, Дрокова добавляет, что два других принадлежащих Лебедеву оценочных юрлица также не становились госпоставщиками в результате публичных процедур. Речь идет о ООО «Адвайта» и ЗАО «Адвайта».
Кроме того, Дрокова заметила, что «А2» нередко выступает третьим лицом в судебных разбирательствах мэрии.
«Последний кейс (решение вынесено в декабре 2020): мэрия взыскивает с «Дискус-строя» 7,4 миллиона рублей долга по аренде земли на улице Лобова, а «Дискус-строй» ходатайствует о проведении судебной экспертизы силами «А2» (ходатайство удовлетворено), применяя небанальную логику: дескать зафиксированная в договоре аренды ставка завышена, поскольку оценка была выполнена криво, и надо провести альтернативную справедливую оценку. Выполненная в ходе судебной экспертизы оценка «А2» дает цифру на 23% ниже, чем договорная арендная ставка, но суд не принимает этот довод все же», – пишет она.
Напомним, о тайной продаже земли стало известно накануне дня отчета мэра перед депутатами. Новость вызвала бурную реакцию. Некоторые депутаты требовали отставки мэра. Власти уже много лет обещали людям этот сквер. После продажи площадь сквера будет не 4,8 гектара, как надеялись жители, а 2,5.
Начались протесты. Несколько десятков жителей новосибирского Академгородка вышли на одиночные пикеты, призывая мэрию расторгнуть сделку по продаже участка на Демакова.
После этого депутаты Заксобрания обратились в прокуратуру с требованием проверить легальность сделки. Именно на это ответил 2 марта первый заместитель прокурора Новосибирской области Борис Крылов:
«Мы проверку начали задолго до того, – сказал Борис Крылов. – И установили механизм продажи этого земельного участка. Этот земельный участок был в 2020 году внесен в качестве вклада в уставной капитал АО «НАИР». Это акционерное общество создано было в 2014 году самой мэрией для реализации различных проектов по развитию города. Соответственно, мэрия получила соответствующую долю в виде акций на стоимость земельного участка в АО. Далее, с согласия мэрии, это АО продает земельный участок некой организации ООО «Городок» по рыночной цене, которая определена независимой оценкой. Так вот, если говорить о законности этой процедуры, внесении двустороннего вклада в общество и последующей продажи, то это правовой механизм».