Лента новостей

Все новости

Популярное

Минобр: "В школу не ходить, двойки не ставить, у компа не сидеть"

 

Минобр:

Российское министерство просвещения признало проблемы в дистанционном обучении, но разруливать ситуацию оно предложило регионам самим. Новосибирский минобр создал специальный штаб, а также экстренно собрал совет по реализации дистанционного обучения - предполагается, что эти меры стабилизируют ситуацию.


10 апреля министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук обратился к родителям, школьникам и учителям с видеообращением. Глава ведомства отметил, что при организации дистанционного обучения возникли некоторые проблемы. «Эти вопросы надо решать в кратчайшие сроки, – заявил Сергей Федорчук. – В настоящее время на базе областного центра информационных технологий создан штаб по организации работы школ в новом формате. Необходимо предоставить возможность учителям и родителям получать адресную обратную связь в режиме «одного окна», минуя при этом массу различных сайтов и ресурсов".

Министр заявил, что сегодня 30% школ успешно работают в режиме дистанционного обучения. «Я знаю, что вы, педагоги, не жалея собственных сил и времени постоянно думаете прежде всего о детях, их успешном обучении. Наша задача – оказать вам необходимую помощь», – подчеркнул министр.


Измучились все - и педагоги, и дети, и родители


В пятницу же, 10 апреля, состоялось экстренное заседание экспертного совета по реализации дистанционного обучения в Новосибирской области. Инициатором сбора такого совета стало министерство образования, после шквала критики со стороны родителей и педагогов на неготовность системы образования региона к чрезвычайным ситуациям. К участию в заседании были приглашены представители органов управления образованием, руководители образовательных организаций, члены Общественного совета при минобре НСО, представители родительских общественных организаций. Как заявила заместитель министра образования НСО Ирина Мануйлова открывая заседание экспертов, «… разговоры о том, что мы какие-то классы будем отпускать на летние каникулы прямо сейчас, сию секунду, даже не ведутся». «Проанализировав те обращения, которые были [поступили в адрес министерства], мы [министерство] предлагаем ряд решений, которые соответствуют рекомендациям федерального министерства просвещения. По ее словам, в Новосибирской области нет планов завершить учебный год досрочно, но пока дистанционка является основной формой обучения, нужно повысить эффективность этого процесса, научиться работать в этих условиях.


Родители в социальных сетях возмущались большой нагрузкой, свалившейся на детей. На это Мануйлова ответила: «Мы будем жестко контролировать объем домашних заданий». А для того, что бы лучше организовать процесс дистанционного обучения, она поставила задачу перед педагогами - необходимо составлять особое расписание занятий, адаптированное к дистанционной форме обучения.


учебники.jpg

Для того, чтобы снизить нагрузку на детей, «по ряду предметов (физическая культура и ОБЖ, технология, родной язык и родная речь, литература, музыка, ИЗО, второй иностранный язык, основы религиозных культур и светской этики) руководство образовательной организации в 1-8 классах может завершить обучение по данным предметам, а также перейти к системе «зачет-незачет», - заявила Ирина Мануйлова. По мнению минобра, это позволит снизить нагрузку на онлайн-платформы, которые сейчас, из-за перегрузки, оказываются недоступны. Это признал министр просвещения РФ Сергей Кравцов, который подсчитал, что существующие информационные системы могут удовлетворить запросы лишь четверти школьников. 


Также Мануйлова сообщила, что работе в режиме дистанционного обучения педагогов активно учили в рамках вебинаров, и вся необходимая информация есть на соответствующем сайте. Ирина Мануйлова дала специальные рекомендации родителям, что в случае если образовательная платформа вдруг зависла и стала запрашивать дополнительную оплату, то об этом необходимо сообщить в минобр, который свяжется с руководством соответствующей платформы и разрешит ситуацию.


По словам начальника департамента образования мэрии Новосибирска Рамиля Ахметгареева, город Новосибирск начал активно использовать дистанционную форму обучения с 6 апреля. В частности, она заметил, что на сегодня в режиме «дистанта» работает 210 образовательных организаций, особо подчеркнув, что к ним начали присоединяться и школы, работающие в системе ГУФСИН…


Рамиль Ахметгареев также представил следующие данные: 86% обучающихся имеют компьютер, ноутбук, или планшет. Среди опрошенных 8000 педагогов – 60% уже используют в своей деятельности дистанционные формы обучения.


Правда, слова начальника  городского департамента многие поставили под сомнение. Например, его сова о том, что 86% имеют гаджет для доступа в сеть. Смартфон в этом случае не должен учитываться, потому что по современным санитарным нормам его использование ограничено, да и не позволяет использовать весь потенциал информационной платформы. Традиционная ситуация, когда компьютер в семье – один на всех, и к нему занимают очередь: родители, которые работают на удаленке, их дети, которым нужно учиться. А если в семье двое и более детей, то ситуация становится еще сложней: вряд ли в большинстве семей есть возможность обеспечить каждого ребенка индивидуальным компьютером. Да и никто не анализировал техническое состояние гаджетов и возможности подключения к интернету. 


Поэтому информацию начальника городского департамента участники экспертного совета восприняли с большим скепсисом – не пытается ли чиновник лакировать ситуацию? Зачем?

Да и в его утверждении о том, что большинство педагогов уже используют дистанционные технологии, больше лукавства, чем правды. Использовать-то они их используют, но как! С какой эффективностью?


гаджеты.jpg

«В городе Новосибирске достаточно высокий уровень готовности к этой работе [дистанционной форме обучения], - заявил Ахметгареев. – Важным достижением я считаю, что педагогов и детей мы сегодня смогли занять. Есть определенный негатив, но он вызван тем, что люди заняты работой: что-то не понимают, что-то нужно объяснить».

Впрочем, «занять» чем-то детей, а тем более - педагогов – не является целью дистанционного обучения, да и попытка переложить ответственность на родителей, так же выглядит нелепой.


Член общественного совета при министерстве образования НСО Олег Яковлев, выступая от имени родительской общественности, заявил о дефиците информации для родителей, со стороны образовательных организаций.


Его поддержала член общественного совета Светлана Павлючик, особо отметив отсутствие дидактических подходов к ситуации дистанционного обучения. «Учитель держит в голове ту старую схему, по которой он проводит уроки в классической форме, а никакой адаптации к дистанционной форме не произошло, поэтому также возникает очень много проблемных ситуаций. Логика учителя – я же к ФГОСам должен подготовить!» - отметила Светлана Павлючик. А это значит, что те вебинары, на которых готовили учителей к дистанционке ранее, о которых говорила Ирина Мануйлова, или не всем пошли впрок, или учили не тому.


От имени педагогического сообщества выступила учитель, член общественного совета при минобре НСО Людмила Добролюбова, которая озвучила целый ряд проблем, с которыми сталкиваются педагоги: «невозможно работать в предлагаемых платформах, от обилия писем блокируется почта, не в каждой школе есть нормальный интернет, а многие педагоги вынуждены ходить в школу, так как технические возможности домашнего компьютера не всегда адекватны требованиям «дистанта».


Людмила Добролюбова отметила, что невозможно проверять самостоятельные работы – все друг у друга списывают, пересылают решения. Невозможно объективно оценить работы учеников.


Кроме того, по словам Людмилы Добролюбовой, резко возросла нагрузка на учителей, которые вынуждены целый день сидеть за компьютером, а это связано с рисками для здоровья педагогов.

Словно, в подтверждение критическим замечаниям участников экспертного совета, в самый разгар его проведения произошел технической сбой. Участники встречи, присутствовавшие дистанционно в режиме видеоконференцсвязи, выступить не смогли – возникли проблемы со связью, или техникой. В министерстве не смогли обеспечить бесперебойный и качественный «дистант» даже для организации совещания, точно так же это происходит в школах в реальности, а не в отчетах – остается только догадываться…


К "цифре" не готовы, но делать что-то надо


Новосибирское  министерство образования по итогам заседания экспертного совета уже к вечеру подготовило большой список рекомендаций для школ – как организовать дистанционное обучение. При этом чиновники исходят из реалий: информационные системы, педагоги и школьники к такой форме обучения оказались  не готовы.


Например, министерство образования предписывает, что общее время непрерывной работы за компьютером не должно превышать нормы: в 1–3-м классе – 20 минут, 4-м – 25 минут, 5–6-м классе – 30 минут, 7–11-м – 35 минут. А время проведения урока сокращается до 30 минут, приоритет за освоением нового учебного материала.


Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. Выдаваемые задания при дистанционном обучении не могут разделяться на классную и домашнюю работу.


пишет.jpg

Существенно должны измениться подходы к оценке знаний детей. Министерство образования рекомендовало использовать электронные модели тестирования, предполагающие автоматическую обработку полученных результатов. Проводить проверку выполненных заданий можно выборочно  с учетом освоения пройденного материала, по результатам ранее выполненных работ и необходимого количества оценок, позволяющего оценить уровень освоения образовательной программы по предмету.


Учителям указано минимизировать количество заданий для текущего контроля успеваемости, сфокусировав внимание на оценку базовых знаний, умений, компетенций учащихся.  Применять интегрированные способы оценивания (наряду с отметками по пятибалльной шкале использовать формы оценивания зачет/незачет) для обучающихся 1-3, 5-8 классов.


Школа теперь сама может принять решение ставить вместо оценок зачет или незачет в  1-8 классах по результатам завершенных четвертей (триместров) по отдельным учебным предметам: физическая культура и ОБЖ, технология, родной язык и родная литература, искусство (музыка, ИЗО), второй иностранный язык, Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) по системе зачет/незачет.


Директорам школ дано право рассмотреть возможность завершения учебного года с изменением календарного учебного графика и учебного плана  реализации основных образовательных программ, переносом освоения части основной образовательной программы текущего учебного года на следующий учебный год.


А для того, чтобы снизить нагрузку на информационные системы министерство образования Новосибирской области предписало школам предусматривать минимизацию обращения к электронным и цифровым образовательным сервисам и платформам, работающим в оn-line режиме, корректировку учебных планов и рабочих программ по предметам, предусматривающую сокращение времени учебных занятий.


Более того, можно отказаться и от жесткого расписания – сейчас дети учатся на удаленке, копируя оффлайновые схемы. «Учебный процесс должен обеспечивать ребенку возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время и в удобном темпе», - рекомендует минобр.


В ходе организации учебных занятий формы и объем заданий  необходимо определять с учетом низкого темпа работы обучающихся на учебных платформах, при создании документов в программах Word и Excel, при выборе дистанционных лекций ориентироваться на установленные требования к объему времени при просмотре видеофрагментов.

Целесообразно рассмотреть возможность выдавать задание на неделю, а не ежедневно, предоставив тем самым возможность родителям и обучающимся рационально спланировать работу дома с учетом сложности учебных предметов, форм и объема заданий. Не допускать перегрузки обучающихся. 

Активизировать работу обучающихся с рабочими тетрадями, тетрадями для практических и лабораторных работ, атласами, контурными картами печатного формата.


Сергей Семенов, заместитель председателя общественного совета при министерстве образования Новосибирской области

Российское министерство просвещения признало проблемы в дистанционном обучении, но разруливать ситуацию оно предложило регионам самим. Новосибирский минобр создал специальный штаб, а также экстренно собрал совет по реализации дистанционного обучения - предполагается, что эти меры стабилизируют ситуацию.


10 апреля министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук обратился к родителям, школьникам и учителям с видеообращением. Глава ведомства отметил, что при организации дистанционного обучения возникли некоторые проблемы. «Эти вопросы надо решать в кратчайшие сроки, – заявил Сергей Федорчук. – В настоящее время на базе областного центра информационных технологий создан штаб по организации работы школ в новом формате. Необходимо предоставить возможность учителям и родителям получать адресную обратную связь в режиме «одного окна», минуя при этом массу различных сайтов и ресурсов".

Министр заявил, что сегодня 30% школ успешно работают в режиме дистанционного обучения. «Я знаю, что вы, педагоги, не жалея собственных сил и времени постоянно думаете прежде всего о детях, их успешном обучении. Наша задача – оказать вам необходимую помощь», – подчеркнул министр.


Измучились все - и педагоги, и дети, и родители


В пятницу же, 10 апреля, состоялось экстренное заседание экспертного совета по реализации дистанционного обучения в Новосибирской области. Инициатором сбора такого совета стало министерство образования, после шквала критики со стороны родителей и педагогов на неготовность системы образования региона к чрезвычайным ситуациям. К участию в заседании были приглашены представители органов управления образованием, руководители образовательных организаций, члены Общественного совета при минобре НСО, представители родительских общественных организаций. Как заявила заместитель министра образования НСО Ирина Мануйлова открывая заседание экспертов, «… разговоры о том, что мы какие-то классы будем отпускать на летние каникулы прямо сейчас, сию секунду, даже не ведутся». «Проанализировав те обращения, которые были [поступили в адрес министерства], мы [министерство] предлагаем ряд решений, которые соответствуют рекомендациям федерального министерства просвещения. По ее словам, в Новосибирской области нет планов завершить учебный год досрочно, но пока дистанционка является основной формой обучения, нужно повысить эффективность этого процесса, научиться работать в этих условиях.


Родители в социальных сетях возмущались большой нагрузкой, свалившейся на детей. На это Мануйлова ответила: «Мы будем жестко контролировать объем домашних заданий». А для того, что бы лучше организовать процесс дистанционного обучения, она поставила задачу перед педагогами - необходимо составлять особое расписание занятий, адаптированное к дистанционной форме обучения.


учебники.jpg

Для того, чтобы снизить нагрузку на детей, «по ряду предметов (физическая культура и ОБЖ, технология, родной язык и родная речь, литература, музыка, ИЗО, второй иностранный язык, основы религиозных культур и светской этики) руководство образовательной организации в 1-8 классах может завершить обучение по данным предметам, а также перейти к системе «зачет-незачет», - заявила Ирина Мануйлова. По мнению минобра, это позволит снизить нагрузку на онлайн-платформы, которые сейчас, из-за перегрузки, оказываются недоступны. Это признал министр просвещения РФ Сергей Кравцов, который подсчитал, что существующие информационные системы могут удовлетворить запросы лишь четверти школьников. 


Также Мануйлова сообщила, что работе в режиме дистанционного обучения педагогов активно учили в рамках вебинаров, и вся необходимая информация есть на соответствующем сайте. Ирина Мануйлова дала специальные рекомендации родителям, что в случае если образовательная платформа вдруг зависла и стала запрашивать дополнительную оплату, то об этом необходимо сообщить в минобр, который свяжется с руководством соответствующей платформы и разрешит ситуацию.


По словам начальника департамента образования мэрии Новосибирска Рамиля Ахметгареева, город Новосибирск начал активно использовать дистанционную форму обучения с 6 апреля. В частности, она заметил, что на сегодня в режиме «дистанта» работает 210 образовательных организаций, особо подчеркнув, что к ним начали присоединяться и школы, работающие в системе ГУФСИН…


Рамиль Ахметгареев также представил следующие данные: 86% обучающихся имеют компьютер, ноутбук, или планшет. Среди опрошенных 8000 педагогов – 60% уже используют в своей деятельности дистанционные формы обучения.


Правда, слова начальника  городского департамента многие поставили под сомнение. Например, его сова о том, что 86% имеют гаджет для доступа в сеть. Смартфон в этом случае не должен учитываться, потому что по современным санитарным нормам его использование ограничено, да и не позволяет использовать весь потенциал информационной платформы. Традиционная ситуация, когда компьютер в семье – один на всех, и к нему занимают очередь: родители, которые работают на удаленке, их дети, которым нужно учиться. А если в семье двое и более детей, то ситуация становится еще сложней: вряд ли в большинстве семей есть возможность обеспечить каждого ребенка индивидуальным компьютером. Да и никто не анализировал техническое состояние гаджетов и возможности подключения к интернету. 


Поэтому информацию начальника городского департамента участники экспертного совета восприняли с большим скепсисом – не пытается ли чиновник лакировать ситуацию? Зачем?

Да и в его утверждении о том, что большинство педагогов уже используют дистанционные технологии, больше лукавства, чем правды. Использовать-то они их используют, но как! С какой эффективностью?


гаджеты.jpg

«В городе Новосибирске достаточно высокий уровень готовности к этой работе [дистанционной форме обучения], - заявил Ахметгареев. – Важным достижением я считаю, что педагогов и детей мы сегодня смогли занять. Есть определенный негатив, но он вызван тем, что люди заняты работой: что-то не понимают, что-то нужно объяснить».

Впрочем, «занять» чем-то детей, а тем более - педагогов – не является целью дистанционного обучения, да и попытка переложить ответственность на родителей, так же выглядит нелепой.


Член общественного совета при министерстве образования НСО Олег Яковлев, выступая от имени родительской общественности, заявил о дефиците информации для родителей, со стороны образовательных организаций.


Его поддержала член общественного совета Светлана Павлючик, особо отметив отсутствие дидактических подходов к ситуации дистанционного обучения. «Учитель держит в голове ту старую схему, по которой он проводит уроки в классической форме, а никакой адаптации к дистанционной форме не произошло, поэтому также возникает очень много проблемных ситуаций. Логика учителя – я же к ФГОСам должен подготовить!» - отметила Светлана Павлючик. А это значит, что те вебинары, на которых готовили учителей к дистанционке ранее, о которых говорила Ирина Мануйлова, или не всем пошли впрок, или учили не тому.


От имени педагогического сообщества выступила учитель, член общественного совета при минобре НСО Людмила Добролюбова, которая озвучила целый ряд проблем, с которыми сталкиваются педагоги: «невозможно работать в предлагаемых платформах, от обилия писем блокируется почта, не в каждой школе есть нормальный интернет, а многие педагоги вынуждены ходить в школу, так как технические возможности домашнего компьютера не всегда адекватны требованиям «дистанта».


Людмила Добролюбова отметила, что невозможно проверять самостоятельные работы – все друг у друга списывают, пересылают решения. Невозможно объективно оценить работы учеников.


Кроме того, по словам Людмилы Добролюбовой, резко возросла нагрузка на учителей, которые вынуждены целый день сидеть за компьютером, а это связано с рисками для здоровья педагогов.

Словно, в подтверждение критическим замечаниям участников экспертного совета, в самый разгар его проведения произошел технической сбой. Участники встречи, присутствовавшие дистанционно в режиме видеоконференцсвязи, выступить не смогли – возникли проблемы со связью, или техникой. В министерстве не смогли обеспечить бесперебойный и качественный «дистант» даже для организации совещания, точно так же это происходит в школах в реальности, а не в отчетах – остается только догадываться…


К "цифре" не готовы, но делать что-то надо


Новосибирское  министерство образования по итогам заседания экспертного совета уже к вечеру подготовило большой список рекомендаций для школ – как организовать дистанционное обучение. При этом чиновники исходят из реалий: информационные системы, педагоги и школьники к такой форме обучения оказались  не готовы.


Например, министерство образования предписывает, что общее время непрерывной работы за компьютером не должно превышать нормы: в 1–3-м классе – 20 минут, 4-м – 25 минут, 5–6-м классе – 30 минут, 7–11-м – 35 минут. А время проведения урока сокращается до 30 минут, приоритет за освоением нового учебного материала.


Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. Выдаваемые задания при дистанционном обучении не могут разделяться на классную и домашнюю работу.


пишет.jpg

Существенно должны измениться подходы к оценке знаний детей. Министерство образования рекомендовало использовать электронные модели тестирования, предполагающие автоматическую обработку полученных результатов. Проводить проверку выполненных заданий можно выборочно  с учетом освоения пройденного материала, по результатам ранее выполненных работ и необходимого количества оценок, позволяющего оценить уровень освоения образовательной программы по предмету.


Учителям указано минимизировать количество заданий для текущего контроля успеваемости, сфокусировав внимание на оценку базовых знаний, умений, компетенций учащихся.  Применять интегрированные способы оценивания (наряду с отметками по пятибалльной шкале использовать формы оценивания зачет/незачет) для обучающихся 1-3, 5-8 классов.


Школа теперь сама может принять решение ставить вместо оценок зачет или незачет в  1-8 классах по результатам завершенных четвертей (триместров) по отдельным учебным предметам: физическая культура и ОБЖ, технология, родной язык и родная литература, искусство (музыка, ИЗО), второй иностранный язык, Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) по системе зачет/незачет.


Директорам школ дано право рассмотреть возможность завершения учебного года с изменением календарного учебного графика и учебного плана  реализации основных образовательных программ, переносом освоения части основной образовательной программы текущего учебного года на следующий учебный год.


А для того, чтобы снизить нагрузку на информационные системы министерство образования Новосибирской области предписало школам предусматривать минимизацию обращения к электронным и цифровым образовательным сервисам и платформам, работающим в оn-line режиме, корректировку учебных планов и рабочих программ по предметам, предусматривающую сокращение времени учебных занятий.


Более того, можно отказаться и от жесткого расписания – сейчас дети учатся на удаленке, копируя оффлайновые схемы. «Учебный процесс должен обеспечивать ребенку возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время и в удобном темпе», - рекомендует минобр.


В ходе организации учебных занятий формы и объем заданий  необходимо определять с учетом низкого темпа работы обучающихся на учебных платформах, при создании документов в программах Word и Excel, при выборе дистанционных лекций ориентироваться на установленные требования к объему времени при просмотре видеофрагментов.

Целесообразно рассмотреть возможность выдавать задание на неделю, а не ежедневно, предоставив тем самым возможность родителям и обучающимся рационально спланировать работу дома с учетом сложности учебных предметов, форм и объема заданий. Не допускать перегрузки обучающихся. 

Активизировать работу обучающихся с рабочими тетрадями, тетрадями для практических и лабораторных работ, атласами, контурными картами печатного формата.


Сергей Семенов, заместитель председателя общественного совета при министерстве образования Новосибирской области