Министерство культуры России опубликовало в понедельник свой официальный комментарий по отставке директора Театра оперы и балета Бориса Мездрича. В нем отмечается, что вокруг постановки оперы «Тангейзер» в Новосибирске возникла «нездоровая ситуация», которая и потребовала такого решения.
«Борис Мездрич уволен с должности директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета за нежелание учитывать в своей деятельности сложившиеся в обществе ценности, за неуважение к мнению граждан и невыполнение рекомендаций учредителя, – заявили в Минкульте. – В своей деятельности Министерство культуры исходит из безусловного уважения права на свободу художественного творчества – и из безусловного признания права граждан на уважение значимых для них ценностных оснований. К сожалению, уже в самой постановке «Тангейзера» содержались сцены, вызвавшие публичные и острые протесты».
В заявлении также указано, что в течение нескольких месяцев от Бориса Мездрича пытались добиться понимания «некорректности допущенных им действий» и сохранить его в должности руководителя театра. Театр был взят под защиту своим учредителем, «несмотря на неоднократные требования со стороны общественности, многих деятелей культуры, членов Общественного совета принять административные, финансовые, кадровые решения». Вспомнили также об итогах слушаний по «Тангейзеру», в ходе которых стороны призывали урегулировать конфликт.
«Но бывший директор так и не смог осознать, что вне зависимости от своего отношения к той или иной религии чувства верующих имеют право на уважение. Ситуация, когда они подвергаются демонстративному глумлению, оборачивается жестким противостоянием в обществе, нередко приводящим, как мы недавно видели, к человеческим жертвам. Общество, зрители так и не увидели со стороны руководства театра понимания ситуации, не услышали извинений», – заметили в Минкульте.
«Не увидели понимания простой вещи: федеральный академический театр – это в первую очередь институт просвещения, а не заведение для эпатажа и провокационной саморекламы за государственный счет. Упрямое высокомерие, неготовность к диалогу и нежелание разъяснять свой замысел недопустимы для руководителя федерального академического учреждения», – подчеркнули в ведомстве.
Тем не менее, не осталась без внимания и другая сторона разгоревшегося в Новосибирске конфликта. Министерство культуры обратилось к епархии с просьбой отозвать свое обращение в прокуратуру Новосибирской области, «ведя в дальнейшем дискуссии в формате взаимоуважительного диалога». «С другой стороны, и представителям конфессий необходимо понимать, что уважение к церкви достигается не через обращения в правоохранительные органы, а через терпеливую, вдумчивую проповедь и разъяснение своей системы ценностей. Вопросы творчества и художественных образов не должны обсуждаться ни на массовых митингах, ни тем более в судах, – отметили в Минкульте. – Надеемся, что все стороны извлекут из «дела о постановке «Тангейзера» правильные уроки».
Напомним, что директор Оперного Борис Мездрич был уволен со своего поста в минувшие выходные. Управлять новосибирским театром теперь будет бизнесмен Владимир Кехман, который также стоит во главе Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Как следует из сообщения Министерства культуры страны, решение об отставке Мездрича было поддержано различными деятелями искусства и политиками. Минкульт привел десять комментариев, авторы которых высказываются за решение об отставке Мездрича, среди них режиссеры Андрей Кончаловский, Евгений Герасимов, Рената Сотириади и Карен Шахназаров, замруководителя администрации президента Магомедсалам Магомедов, ректор Новосибирской государственной консерватории Константин Курленя, а также директор Новосибирской специальной музыкальной школы Александр Марченко.
Последним приводится комментарий ответственного секретаря патриаршего Совета по культуре архимандрита Тихона: «Совершенно правильное и закономерное решение. Определенно, без экивоков обозначена позиция руководства Министерства культуры России. Появилась робкая надежда, что, быть может, будет положен хотя бы какой-то предел вивисекции классики, бесстыдным скандалам, эпатажу, безответственным провокациям социальных конфликтов как чудовищно пошлым и бездарно-занудным методам подмены настоящего искусства агрессией так называемого личного видения и самовыражения».
Отметим, что «Тангейзер» расколол общество на два достаточно непримиримых лагеря, причем постановку обсуждают далеко не только в Новосибирске. Сойтись во мнении по поводу спектакля не могут не только представители разных слоев общества («православные» или «интеллигенция»), но и люди внутри одних и тех же социальных групп.
Так, на увольнение Мездрича последовала и другая реакция – потребовали отставки уже самого министра культуры Владимира Мединского. С этим заявлением выступили в Союзе кинематографистов России, напомнив, что ранее в поддержку создателей постановки «Тангейзер» выступили такие известные деятели культуры как Марк Захаров, Олег Табаков, Александр Калягин, Евгений Миронов, Галина Волчек и многие другие.
«В таких случаях говорят «все театральное сообщество». Если министр культуры плюет в морду всем вышеозначенным людям, сажая на директорское место вовремя подсуетившегося подлеца, то пресловутое «театральное сообщество» должно требовать отставки министра, – заявили члены союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений России. – Министр культуры, противопоставивший себя людям, которые эту самую культуру в стране и формируют, обязан уйти».
Отставку Бориса Мездрича кинематографисты назвали «вопиющим произволом» и потребовали его восстановления в должности. Они также отметили, что Мединский уже не раз нарушал Конституцию России «посредством введения цензуры» и обвинили его в том, что он «преследует несогласных с его антикультурной политикой». Под этим заявлением «КиноСоюза» подписались его председатель Андрей Прошкин, его заместители Виталий Манский и Борис Хлебников, а также Михаил Липскеров, Вячеслав Падалка и другие.
Нет единства мнений и во властных структурах. Заместитель председателя Совета Федерации Константин Добрынин сравнил увольнение Мездрича с «квазицензурой советской эпохи». «Увольнять после всего произошедшего директора театра, по меньшей мере, странно и напоминает квазицензуру советской эпохи, от которой, я надеюсь, мы ушли навсегда, – цитирует его РИА Новости. «Здесь вопрос не юридический, а морально-этический и философский – надо перестать пытаться управлять искусством как корпоративной структурой. Оно живет по своим законам, и главным мерилом здесь является зритель, а голосует он билетом, который покупает или нет», – заметил он.
Между тем, сенатор Совфеда Сергей Щеблыгин, наоборот, отметил, что этой самой советской цензуры как раз в современной России и не хватает, потому что «спектакль вышел в поле правового понятия оскорбления чувств верующих, что зафиксировано прокуратурой». По мнению Щеблыгина, Мездрич сам обострил ситуацию, отказавшись менять постановку.
Тем временем в Госдуме косвенно подтвердили догадки «КиноСоюза» о том, что послужило причиной отставки Бориса Мездрича. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко отметила, что решение может быть связано с недовольством Мединским политикой театра. «На самом деле, решение о назначении или снятии руководителя учреждения культуры по закону принадлежит учредителю. Учредителем является Министерство культуры. Поэтому здесь дело в том, что, видимо, министерству не нравится общая политика этого театра, за которую отвечает директор», – заметила Драпеко.