Министр культуры Новосибирской области Игорь Решетников пришел в театр «Глобус» объясниться перед творческим коллективом из-за слухов об увольнении директора, повлекших за собой крупный скандал в театральной среде Новосибирска. Его основным тезисом стало утверждение: «Если бы я хотел кого-то уволить, то я бы уже уволил», которое почему-то не подействовало на заслуженных актеров театра успокоительно. После беседы с министром культуры главный режиссер «Глобуса» Алексей Крикливый отметил, что не удовлетворен словами Решетникова и опасается, что история получит продолжение.
Накануне коллектив «Глобуса» отправил письма в поддержку Алябьевой на имя губернатора Новосибирской области Андрея Травникова, председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина, а также в полпредство и в министерство культуры. После этого правительство Новосибирской области собрало срочный брифинг, на котором министр культуры Игорь Решетников объявил, что никто не собирается увольнять действующего директора «Глобуса». По крайней мере, до декабря. Чтобы объясниться с артистами, Решетников пообещал прийти в театр лично.
Утром 27 ноября работников театра собрали в большом зале – на сцене в это время был даже специально для этого приостановлен ремонт: буквально за минуту до начала встречи рабочие меняли покрытие. В зале кроме артистов «Глобуса» сидят и технические сотрудники, а также приглашенные режиссеры и гости из других театральных объединений. Это отметил в приветственной речи главный режиссер театра Алексей Крикливый. И сразу после приветствия дал слово «почетному гостю» – министру культуры Игорю Решетникову.
Министр культуры начал с того, что пришел в «Глобус», чтобы успокоить: никаких бумаг об увольнении Алябьевой он не подписывал, а если бы его позвали в воскресенье на собрание, то пришел бы и опроверг все слухи. Но все-таки претензии к работе действующего директора у министерства есть.
«Есть вопросы к театру, который единственный не выполняет дорожную карту по заработной плате, хотя деньги мы полностью отдаем театру. Есть вопросы, связанные с тем, что театру выделяются суммы денег все больше и больше, а театр зарабатывает меньше и меньше. Это тоже вопрос. И еще есть вопросы, которые есть. Но эти вопросы не говорили о том, что мы снимаем директора. И я еще раз говорю, если бы я хотел бы снять директора, вы знаете меня, я бы снял и уже бы поставил», – заявил Решетников.
О разнесшихся по всей стране слухах о «рейдерском захвате» очередного новосибирского театра Решетников выразился сдержано: «Каждый человек имеет право задать вопрос, чтобы понять, что будет дальше. В этом нет ничего предосудительного. В том, что ушли письма, тоже ничего страшного, на самом деле, это тоже внимание, с плохой точки зрения, но все равно. Город Новосибирск еще раз прославится, еще раз получит всплеск эмоций, и есть реклама положительная и отрицательная. Лучше б ее, конечно, не было, но она есть».
К микрофону вышел заслуженный артист России Илья Паньков:
– Можно сказать, что ситуация, которая произошла, показывает, что Елена Владимировна – обманщица, а Алексей Михайлович – паникер, а мы попали в эту ситуацию в связи с обманом, в который нас ввело руководство театра, я правильно понимаю?
– Можно сказать, что никто не обманщик, никто не паникер, просто все оказались заложниками ситуации. Вы хоть один документ видели? Или, может быть, Елена Владимировна уволена? – Парировал Решетников.
– То есть Елена Владимировна нас обманула? – Повторил Паньков.
– В каком смысле обманула? Я с ней разговаривал о том, что это может привести к увольнению.
– То есть она сделали поспешные выводы?
– Ну, может быть, и так. Она вас не обманывала, мы на эту тему разговаривали, – признался все-таки Решетников и сообщил, что действительно говорил с Алябьевой и предлагал ей место зама (ранее он с этим не соглашался).
– Я не могу понять эти ваши ответы, я не удовлетворен, – заключил Паньков.
– Ну хорошо, хорошо, что вы не удовлетворены, – раздраженно ответил Решетников.
– На самом деле, ничего хорошего! – выкрикнули из зала.
Артист Павел Харин поинтересовался у министра, почему в таком случае в кабинет директора театра наведались Виктор Старков, которому прочили место Алябьевой, и Анатолий Кубанов, депутат Заксобрания и приятель Старкова.
«Коллеги, они приходили со мной?» – возмутился Решетников и повторил: если бы надо было Алябьеву уволить, ее уже бы уволили.
«Вы говорите третий раз: если бы я хотел, я бы уволил. А на каком основании? Мы что – крепостные ваши? А вы – барин?» – раздался возмущенный возглас из зала.
Артистка Светлана Галкина еще раз озвучила общую позицию: «Коллектив не устаивает возможность увольнения директора и замена его на другого человека».
«Я говорил: никто никого не меняет, никто никого не увольняет, – кажется, в сотый раз уже сказал министр. – Я проговорил, что мы до декабря это откладываем и там уже с Еленой Владимировной разговариваем».
– Так вы можете завтра уволить…
– Не уволю!
– Можете в любой момент в декабре уволить…
– Я не уволю, коллеги, я не уволю, – вновь заверил министр собравшихся.
Артисты театра поинтересовались, как им работать в таких условиях и с таким настроением, в очередной раз подчеркнув, что им не все равно, под чьим началом находиться. На что Решетников выдал следующее: «Уважаемые коллеги, давайте по второму кругу не будем ходить. Я сказал то, что уже сказал. Я пришел сюда не для того, чтобы меня там били». «Да мы не бьем!» – раздались смешки из зала.
Заслуженная артистка России Людмила Трошина указала, что ситуация уже неблагоприятно отразилась на работе артистов. «То, что сейчас происходит в театре, мне два дня назад и в страшном сне не приснилось бы. Это вторжение, это внедрение в частную территорию. Потому что у нас, у актеров, очень тонкая душевная организация, и вместо того, чтобы сейчас репетировать, мы вынуждены ходить на собрания, подписывать письма, думать о том, что у нас завтра будет с театром, вместо того, чтобы думать о работе», – хорошо поставленным драматическим голосом произнесла Трошина.
«Спокойно, вы государственное учреждение культуры, прежде всего, и государство за вас отвечает. В жизнь актеров и самого театра никто не вмешивается и вмешиваться не будет, ухудшать условия работы никто не собирается, и как я уже сказал, никто сейчас никого не увольняет. Спасибо большое», – закончил Игорь Решетников и быстрым шагом покинул зал. Коллектив «Глобуса» проводил его нестройными аплодисментами.
Когда все начали уже покидать зрительный зал, главный режиссер театра Алексей Крикливый отметил, что ответом министра он не удовлетворен: «Я не могу быть удовлетворен. Вы понимаете, в чем дело, если коллектив не чувствует удовлетворения, то я тоже не могу его почувствовать. Мы опять, если честно, остаемся в ситуации волнительной, подвешенной. Вы сами видите, в каком самочувствии уходят люди из зала, как идет коллектив дальше на репетиции, на прогоны. Я не чувствую, что история закончена, если честно».
Отметим, что заявления «Глобуса» об увольнении Алябьевой вызвали бурную дискуссию в обществе. Ситуацию комментировали как деятели культуры, так и люди из политических кругов. Анатолий Кубанов, которого обвинили в лоббировании на должность директора «Глобуса» Виктора Старкова, заявил, например, о необходимости ротации в сфере культуры и «семейном, клановом бизнесе» в учреждениях культуры региона. Театралы, тем временем, сравнили происходящее с «рейдерским захватом», а член общественного совета при минкультуры региона Алексей Кудинов назвал увольнение Алябьевой «политическим разменом», а сам скандал – «ситуацией, подрывающей легитимность управления сферой культуры в регионе».
На скандал отреагировал и Александр Калягин. Он обратился к губернатору Новосибирской области Андрею Травникову с письмом, в котором попросил разобраться в ситуации.