Владельцы участков, попадающих в зону строительства четвертого моста через Обь, готовятся к расселению и борьбе за достойную стоимость их земельных участков. Всего под государственные нужды будут изъяты 360 объектов, это участки на улицах Большая, Станционная, Туннельная, Стартовая и других. В зоне строительства моста – 81 жилой дом, 279 различных сооружений – киосков, складов, теплиц и гаражей. Всем им придется менять привычный уклад жизни уже в ближайшее время.
Концессионное соглашение о строительстве четвертого моста через Обь было заключено 6 декабря. Однако более чем за десять дней до этого был опубликован список из 11 участков, которые подлежат изъятию под возведение моста в первую очередь. Собственниками этих участков оказались жители улицы Большая. Корреспондент Сибкрай.ru побывала в зоне будущих строительных работ вместе с экспертом проекта «За честные закупки» Александром Стефановым, который выступал против реализации проекта четвертого моста на предложенных условиях, и узнала, чего опасаются местные жители.
«Небольшая» Большая
Улица Большая не совсем оправдывает свое название. Скорее, она должна называться улицей «Длинная» – прямая дорога, без извилин около километра идет вдоль частных домов. По обеим сторонам – одноэтажные постройки с высокими заборами, на которых звоночки и надписи про злую собаку. С одной стороны улицы – река, с другой – железная дорога. В паре километрах отсюда расположены станция метро «Студенческая», магазины «Гигант» и «Лента», площадь Энергетиков и Труда – те самые площади, на которые будет выходить четвертый мост на левом берегу.
Жители Большой открывают двери передо мной и Александром Стефановым неохотно – за последнее время к ним заглядывает довольно много непрошеных гостей, и люди просто боятся «наткнуться не на тех».
«Да к нам уже год как ходят и обрабатывают нас, – рассказывает Олег Бегунов, председатель уличного комитета, расположенного в доме №11 по улице Большая. – Чуть ли не силком документы отнимают. Бабушек всех перенапугали. Официально заявляли, что никаких переговоров не ведется, потому что соглашение еще не подписано и нет оснований. А сами вот уже год жить спокойно не дают».
Что их дома будут сносить, жители начали предполагать еще три года назад, когда в 2013 им запретили регистрировать новые постройки. Слухи о расселении гуляют давно – некоторые из местных уже даже приглашали независимых оценщиков недвижимости, постоянно мониторят новости в поисках информации о сумме денежной компенсации.
Громогласно о возможном расселении жители домов узнали в октябре этого года на встрече с представителями государственного казенного учреждения «Мост», которые предупредили, что уже с середины месяца начнется работа оценщиков, а ценовой ориентир для экспертизы – здания поблизости. Предложений и цифр до сих пор никто не озвучивал, но жители узнали все это из своих источников. Предварительная сумма компенсации – 30 тысяч рублей за квадратный метр.
«Мы не жалуемся, а ведем борьбу»
В первом доме, где нам открыли дверь, собственники находятся в относительно спокойном состоянии. Да, официально им никто и ничего не говорил, никаких рассылок они не получали. Да, будут принимать участие в различных протестных мероприятиях, вся улица об этом говорит. При этом сами местные жители отмечают, что их на протестные акции организовывают извне: поучаствовать в пикете против моста в день подписания концессионного соглашения им предложила «какая-то общественная организация».
«Подогревает жителей и объясняет в принципе ненужность моста для Новосибирска какая-то общественная организация, названия которой жители даже не помнят. Но именно она собирает довольных и недовольных на пикеты и митинги, – отмечает общественник Александр Стефанов. – Довольным объясняют, почему они должны быть недовольными, а недовольных подогревают еще сильнее. Но у них тут свои интересы, вот они и накачивают людей своим мнением».
«Люди-то против, – лаконично замечает хозяин одного из домов на улице Большая. – Ну, как почему… Говорят, что денег мало будет».
Олег Бегунов, председатель уличного комитета, тоже не особенно разговорчив. Но у него другая причина – жилец просто устал от разговоров, которые, по его мнению, не приводят ни к чему. Плюс ко всему, после одной из публикаций, его отчитали и попросили больше «не жаловаться», поэтому теперь он просто ждет каких-то реальных действий, чтобы было, о чем судить.
«Но мы не жалуемся, а ведем борьбу, – все равно остается несогласным Олег Бегунов. – 11 домов уже под приказом выселяют. Сначала нам предлагали 30 тысяч за квадратный метр, теперь, вроде как, будут покупать по рыночной цене. Мы, конечно, хотели, чтобы нас вообще никто не трогал. Все мы живем хорошо, все у нас есть – вода, свет, газ. Все делали своими силами, платили полные цены. Но, если и решили строить этот мост никому не нужный, то пусть хоть нас не обижают. Пускай нам тогда дают такое же место и также в центре. А они приехали и сказали, что мы живем не в центре, а в деревне. И земля наша – 200 тысяч сотка. Если по 100-200 тысяч, то что я за эти деньги куплю? Мне говорят – «трешку» в области».
Но квартиры, пусть и трехкомнатные, жители Большой покупать не хотят. Почти все они живут «на земле» с рождения, поэтому привыкли к огородам, хозяйству, частному жилью. Если компенсация будет составлять 30 тысяч за квадратный метр, то купить дом в этом же районе с площадью, равной изъятой, вряд ли получится. Максимум, на что может хватить, – на квартиру в области или комнату на окраине Новосибирска, считают жители Большой.
«Нам хоть под мостом живи, – сетует собственница дома №35. – У нас тут центр Ленинского района, а дома хотят купить задарма. У меня, лично, семья, где у каждого своя комната, огород, который всех нас кормит. Из окна видать Горский жилмассив, все близко и удобно. К тому же – дети здесь же в школы устроены, мы здесь работаем. Нет, мы слишком привыкли, чтобы сейчас из этих хороших условий переезжать в худшие».
Ранее сообщалось, что в зону мостового перехода попадает земля на площади 762,7 гектара. Из них – жилая территория расположена лишь на 4,8% земли. 25% относятся к производственной и коммунальной застройке, 10,5% к зонам рекреации и озеленения, еще 34,8% – к инженерной и транспортной инфраструктуре.
С сентября 2013 года все новые постройки на улицах, на которых дома попадают под снос, нельзя зарегистрировать. Это больше всего возмущает жителя дома на Большой, 27. Сейчас его дом слишком ветхий, чтобы там жила семья, в которой почти каждый год пополнение. Но отремонтировать дом и только потом его приватизировать у жителя не получится. Он боится, что деньги могут уйти в никуда. Между собой собственники называют эту ситуацию – «без объявления войны». Ведь о принятии таких мер заранее не предупреждали – некоторые жильцы не успели даже приватизировать дома, которые были построены при их дедах.
«Ну, единственное что, придется делать, – это судиться, – рассуждает хозяин дома №27, – деньги будут вложены все равно. Придется обращаться к оценщикам, хорошим юристам. Мы просто хотим рассчитывать на ту сумму, на которую можно приобрести что-то достойное».
По словам жителей, уже пять домов оценочная комиссия посетила, теперь новосибирцы ждут результаты экспертизы. При этом объявления и рекламы оценщиков преследуют жителей Большой уже больше месяца – их расклеивают на столбах, закидывают в почтовые ящики.
Собственник дома №108 к оценщикам за независимой экспертизой обращаться уже пробовал. У него случай почти такой же, как у соседа с Большой, 27 – несколько лет назад хозяин начал строить новый дом. Когда пошли разговоры о возведении моста – вместо планируемого второго этажа он положил плоскую крышу, вроде как, на время, пока ситуация не разрешится полностью. И вот уже пять лет как строительство второго этажа застопорилось. После того, как по Большой прошли слухи, что соседи за 11 десятков гектаров могут получить шесть миллионов рублей, собственник дома № 108 отправился к независимым экспертам по оценке недвижимости.
«Если выкупать, то уж все, – считает житель дома №108. – Ты, получается, и тачку мою должен выкупить, и лопату. А оценщики не стали вносить в госреестр даже мою баню, канализацию, погреб. Да еще и предупредили, что в суде я, скорее всего, проиграю. Ну тут такая, нечистоплотная история. На встрече с «Мостом» нам дважды посмели сказать, что если кто в суд обратится, то еще меньше получит, чем должен был».
Новый домик для экскаватора
В 2010 году собственники на Большой, 20 вместо старого дома с нуля возвели новый. А через три года узнали, что его скоро будут сносить. Тогда земли уже зарезервировали и продать, оформить жители их не смогли. От собственников этого дома уже давно требуют документы на землю и копию паспорта, хотя, как они отмечают, лично в руки никаких уведомлений они, как и другие жители Большой, не получали.
«Если уж так сильно им это нужно, то пусть предоставляют нам достойные компенсации, – согласна со своими соседями хозяйка дома №20. – Чтобы люди могли купить все, что сейчас имеют: гаражи, дома, огороды, пристройки. Для этого нужно следовать хотя бы рыночной цене, я слышала по радио, что для Новосибирска это – 59 тысяч за квадратный метр. Еще одно условие – чтобы нас не селили на окраине города. Но мы проверяли, таких мест в нашем районе – и в принципе в черте города – нет. У нас десять соток в собственности и это только на огород. А на Титова, на Западном – четыре-пять соток и на них только дома».
На улице Туннельная сносу подлежат дома только по одной стороне дороги. Там их не так много, как на Большой, но двери жители открывают так же неохотно. С двумя собственниками нам удалось поговорить прямо на улице, когда они шли домой с работы. Причем именно их дома сносу не подлежат, но мосту они все равно не рады: шум, загазованность и «подмостное» положение не радуют. К слову, листки с рекламой о земельной оценке в почтовый ящик жильцам все равно кинули. Так, на всякий случай.
«Нет, мы лично не попадаем под расселение, – улыбается жительница Туннельной, которая самая подошла к нам. – Мост в стороне будет идти. Слышала, что народ что-то недоволен. Я, конечно, в целом против моста. Поэтому мне наоборот хотелось бы попасть под расселение, чтобы не жить под ним. Но, сколько людей, столько и мнений…»
А вот другой житель Туннельной не рад строительству моста по еще более объективным причинам – ему придется свернуть ремонт бани.
«Уже и железо купил, и сетку рабицу – это же все-таки деньги, – сокрушается собственник. – Так и еще проблема – бегают к нам, все документы просят. Ладно, первый раз я их послал, но ведь они не успокоятся! Сейчас я им просто дверь не открываю. Если надо строить, то ладно, пусть. Но почему я-то на одной ноге должен остаться? Они купили у нас 12 соток, а хватит мне только на одну – построить сарайку и там жить. Вот куда все мои агрегаты, сварки девать? В квартире держать буду? За это же деньги плачены были. А они мне – на полтора миллиона и иди. И еще – семь лет назад нас только начали газифицировать. Еще позже – новую линию электропередач протянули. И что это получается – растрата денег неэффективная, да?»
Жители утверждают, что кадастровая стоимость земли от 300 тысяч рублей до полутора миллионов. На встрече с «Мостом» предварительно обсуждались такие же цифры, только верхний порог был чуть большим – два миллиона рублей. Сами же собственники оценивают свои дома гораздо выше. Согласных на два миллиона на улицах нет.
Некоторые участки на улице Станционная также попадают под снос. Какие-то даже наполовину. Одно из самых «монументальных» зданий здесь – технический автомобильный центр, попросту – СТОшка, которую тоже будут сносить. Арендатор этого помещения пока уверен, что 2018 год «можно сидеть спокойно», и «ТехЦентру» еще не стоит подыскивать новое здание. Однако ранее предполагалось, что снос начнется уже во второй половине 2017-го, а в 2018-м уже закончится.
Арендатор находится, наверное, в самых невыгодных условиях, считает сотрудник «ТехЦентра», потому что местность не предусмотрена под коммерческую деятельность, а считается просто территорией частных гаражей. По сути, собственник ничего не получит или получит, но мизерную компенсацию, уверены сотрудники.
«Лично нас этот мост не касается, – поделилась сотрудница центра. – Я, можно сказать, просто испытаю некоторые неудобства при переезде. А это люди в свои жилища вкладывали деньги, строили дома. Это им обидно и жалко. Ведь представляете, человек прожил в своем доме всю жизнь, а ему дадут какую-то компенсацию жалкую, которой наверняка даже на квартиру не хватит».
Несмотря на привлечение жителей к протестным акциям, концессионное соглашение было подписано, реализацией проекта займется инвестор «Сибирская концессионная компания» и генеральный подрядчик ДСК «Автобан». Впрочем, надежды местные не теряют, говорят, что «верят в лучшее», и будут участвовать в протестах в дальнейшем.