Две акции протеста против введения платы для большегрузов на федеральных трассах прошли в Новосибирске. Каждую организовали при участии тех или иных политических партий. На этот раз без своих грузовиков, дальнобойщики дали мэру Анатолию Локтю «поручение» – обратиться от их имени к президенту Владимиру Путину.
Оба мероприятия были в субботу, 5 декабря. Первый начался в полдень на площади Калинина. На пикет дальнобойщики пришли пешком. Одни водители были в куртках с эмблемами компаний-производителей грузовых автомобилей, другие – с плакатами. «Платон» нам враг», «Нет платным дорогам», «Введение «Платона» – повышение цен до размеров Юпитера», «Платон» – беда не только водителей, он обездолит России жителей» – «кричали» лозунги с плакатов.
Андрей Голенков, дальнобойщик с 18-летним стажем, первым выступил перед собравшимися. «Пешком сюда мы пришли из-за того, что на машинах уже приезжать нельзя. За все платить надо. Платили налоги и все остальное. Мы пришли за отмену «Платона». Все они красиво говорят в Думе. Я считаю, что это несправедливо с нас брать деньги, с граждан России. В Европе сначала был построен автобан, и брали они деньги с транзитников, а со своих – копейки. Плюс – какой заработок у них у водителей в Европе и у нас. Сделайте три тысячи евро! В итоге «Платон» поставил нас на колени», – начал свою речь водитель Голенков.
Дальнобойщик заметил, что сейчас водители большегрузов уже платят акцизы, транспортный налог. «Я считаю, что «Платон» незаконен, он нарушает 74 статью Конституции России. Транспортный налог поднялся в три раза по сравнению с прошлым годом. Топливо поднимается, а зарплата не поднимается ни у кого. Ни то, что обновление автомобиля, нет денег, чтобы содержать в надлежащем состоянии. <…> С одного барана три шкуры не сорвать», – продолжил Голенков.
Также дальнобойщик заметил, что в Европе, где система, подобная «Платону», уже работает, есть альтернатива для водителей: те, кто хочет ехать быстро и с комфортом, платят за автобан, те, кто хочет сэкономить, могут воспользоваться бесплатной дорогой. Однако в России повсеместно пока такого нет. Голенков также высказал озабоченность, что теперь водители перевозящие медикаменты, приравненные к наркотическим веществам, окажутся без защиты. Их путь можно будет проследить.В завершении своей речи он добавил, что пользование «Платоном» приведет к повальному удорожанию всех категорий товаров.
Только благодаря акциям протеста власти начинают к ним прислушиваться. «Тариф изначально был 3,73 рубля. Потом сделали тариф «молодежный» – 1,5 рубля. И уже потом три хотят рубля поставить. Со штрафами: не полмиллиона, а по пять тысяч рублей», – констатировал он.
Андрей Турсуманбетов, водитель-дальнобойщик почти с 20-летним стажем, согласен с позицией Голенкова, он также выступает за полную отмену «Платона». «Ценник на топливо подняли, но сказали, что уберем дорожный налог. Я заплатил сейчас 30 тысяч рублей налога, плюс цену на солярку подняли. Запчасти подорожали. Расценки на перевозку не поднялись», – посетовал Андрей Турсуманбетов.
Евгений Самохвалов, работающий дальнобойщиком 28 лет, считает, что власти заметят последствия принятого решения только тогда, когда все водители большегрузов на время откажутся выходить в рейсы. Однако среди большинства тех, кто пришел в этот день на пикет, он выступал не против «Платона» в принципе, а против того, что система не доработана. «Равносильно, например, я построил кафе, позвал гостей, они заказывают покушать, платят, а я им говорю, что я их покормлю потом когда-нибудь», – высказался Самохвалов.
Организаторы пикета обратились к мэру Новосибирска Анатолию Локтю, чтобы тот передал их просьбу об отмене сборов с 12-тонников президенту Владимиру Путину. «Мы, новосибирские водители-дальнобойщики, их семьи, их дети, а также жители города Новосибирска обращаемся к мэру Анатолию Локтю. Мы просим вас о помощи выйти на прямую, на президента с просьбой, чтобы он вмешался и отменил действие закона №504 о грабительских поборах с дальнобойщиков, так как он грубо нарушает Конституцию РФ и принят в обход Госдумы. В угоду российских олигархов. Анатолий Евгеньевич, мы призываем вас о помощи, не позвольте нас грабить, не поворачивайте против себя свой же народ», – заявил во время пикета организатор Лев Хомич. Он также заметил, что ранее обращался к представителям парламентских партий, однако поддержки с их стороны не нашел.
Представитель мэрии, присутствовавший на пикете, сообщил, что в мероприятии приняло участие около 80 человек.
В то же время на площади Ленина начался второй пикет «против «Платона»,организованный областной организацией КПРФ. Под памятником Ленину, по оценке организаторов, собралось около 70 человек с флагами и транспарантами. Причем были среди лозунгов, как адресные – «Нет Платону», так и «универсальные»: «Медведев, умей работать, а не побираться, пора в отставку», «Хватит кормить олигархов» или «Нет поборам на дорогах, нет поборам в ЖКХ». Неподалеку от памятника Ленину организаторы пикета подогнали бетономешалку, которая была оформлена в соответствии с настроениями пикетирующих.
«Отменить систему «Платон», поскольку она касается не только дальнобойщиков, но абсолютно всех. Она приведет к росту цен на продукты!», – заявил один из участников второго пикета.
В защиту «Платона»
Среди тех, кто пришел посмотреть на пикет в центре города, оказался представитель «Авто-Мото Ассоциации» Алексей Носов, его организация сотрудничает с Росавтодором. Он был в этот день единственным участником мероприятия, который поддержал идеи введения «Платона» для перевозчиков грузов категории 12+. «У нас в стране – 55 миллионов водителей легковых автомобилей и только 1,6 миллиона фур. По топливному акцизу, фура расходует 30 литров на сотню километров. Средний легковой автомобиль – 15 литров на 100 километров. Да, фура платит акциза как две легковушки, но беда в том, что нас – 55 миллионов, а их в десятки раз меньше. Мы субсидируем бизнес перевозчиков, они ломают дороги, они наносят ущерб, а строят дороги за наш с вами счет. Не новые, а ремонтируют старые. Более того, они коммерческую выгоду из этого извлекают, а мы пользуемся федеральными трассами, когда к бабушке в область едем за пирожками или за картошкой. В любом случае они должны платить», – выразил свою позицию Носов.
Доводы о том, что «Платон» приведет к увеличению цен на товары, общественник считает необоснованными. По его словам, после введения данной системы мониторинга работа транспортных компаний станет более прозрачной, что в итоге заставит их отказаться от занятий «контрабандой», а возможное подорожание составит 0,15-0,5%. Что же на счет медикаментов, входящих в группу наркотических веществ, Носов заметил, что данный вопрос входит в компетенцию грузополучателей и грузоотправителей, водители по этому поводу бояться не должны.
На вопрос, кому нужны подобные пикеты, Носов предположил, что они, в частности, выгодны «фуфаечникам» (водителям-частникам). Крупные компании-перевозчики, ассоциации и профсоюзы уже подключились к «Платону». Вопросы, которые возникли в первые дни работы, уже решаются. В частности, по сбору большего количества средств, чем это было оговорено, заявил Носов.
«Водители-фуфаечники – это те, у которых машина постоянно сломанная, и он лежит под ней на фуфайке и ремонтирует – гайки крутит. Они были первыми противниками этого соглашения, они хотели нарушать закон. Только для того, чтобы иметь возможность чуточку больше зарабатывать. То же самое касается и тех людей, которые сейчас выступают с наиболее ярыми протестами. Крупные перевозчики сейчас уже все зарегистрированы», – высказался Носов.
По его словам, раньше у представителей мелких компаний или частных перевозчиков была возможность демпинговать на рынке, с приходом этой системы, ее не стало. «Они борются за независимость Рохляндии. У крупных перевозчиков на абсолютно законных условиях будет возможность увеличить стоимость перевозки. Крупный перевозчик говорит: у меня столько-то стоит рублей километр, я все соблюдаю, у меня все законно. «Фуфаечник» говорит, что я ничего не соблюдаю, но я предлагаю цены дешевле, потому что могу больше загрузить и дешевле. Не соблюдаю не допустимую нагрузку, ничего. В итоге крупные перевозчики до нововведения были жертвами ситуации», – высказал свою позицию Носов. По словам представителя «Авто-Мото Ассоциации», те 1,5 рубля, которые сейчас платят дальнобойщики за проезд по федеральным дорогам, результата для отрасли никакого не дадут, и стоимость платы за проезд, по его словам, необходимо увеличить.
«Я недавно был на совещании в «Росавтодоре», где руководитель организации Роман Старовойт, сообщил, что собран почти один миллиард рублей за чуть более двух недель работы по системе «Платон». Итого при расчете 1,5 рубля за километр – за месяц 1,2 миллиарда. Концессионеру за систему «Платон» должны отчислять 10 миллиардов рублей. Тех денег, которые соберем сейчас, хватит, чтобы рассчитаться с концессионером. Они бастовали, митинговали, им сделали 1,5 рубля вместо 3,5, и теперь мы не дополучим денег. Наши дороги дальше будут продолжать разрушаться. Чем больше будут платить, тем лучше», – сказал Носов.
Отметим, что это уже третий митинг, который в Новосибирске проводят дальнобойщики. В первой акции, которая прошла 11 ноября на трассе М-51 «Новосибирск-Омск», на въезде в Новосибирск, приняло участие около 200 фур. Вторая акция 29 ноября собрала около 150 дальнобойщиков.
Напомним, что плата за возмещение вреда дорожному фонду 12-тонниками должна была быть введена еще с 1 ноября 2014 года, однако было принято решение о переносе на 15 ноября 2015 года. Размер взноса был увеличен с 3,5 до 3,73 рубля. Позднее плату за проезд вновь пересчитали. До 29 февраля 2016 года, согласно последним изменениям, ее размер должен составить 1,53 рубля за километр. При этом в минувшую пятницу, 4 декабря, Госдума приняла во втором и в третьем, окончательном, чтении закон, снижающий почти в 100 раз (с 450 тысяч до пяти тысяч рублей) штрафы за отсутствие у дальнобойщиков трекеров – систем, отслеживающих путь и устанавливающих размер оплаты.