Рассмотрение иска Старикова к областной избирательной комиссии, в котором он требует зарегистрировать его в качестве кандидата в губернаторы Новосибирской области, было назначено на утро понедельника. Накануне он разместил призыв поддержать его в социальных сетях, и на заседание действительно пришла большая группа поддержки (не все смогли попасть в небольшой зал заседаний).
В самом начале заседания Иван Стариков заявил ходатайство об отводе судьи. По мнению политика, судья, как житель Новосибирска, является заинтересованным лицом в споре о выборах главы области. Он просил, чтобы рассмотрением дела занялись в суде любого другого региона. Это ходатайство было встречено его сторонниками одобрительным шепотом, однако судья не сочла доводы Старикова достаточными для своего отвода.
По мнению Старикова и его адвоката Вячеслава Казакова, избирательная комиссия нарушила закон и неверно проверила предоставленные кандидатами подписи депутатов и глав муниципальных образований. Казаков ссылался на то, что закон Новосибирской области о выборах губернатора вступает в противоречие с федеральным законом и Конституцией России. Стороны долго спорили о том, на какой закон им следует опираться. Избирательная комиссия во главе угла ставила региональный. Адвокат Ивана Старикова, тем временем, убеждал суд, что подписи депутатов необходимо рассматривать как подписи избирателей, к которым как раз применимы федеральные законы.
«В федеральном законе указано, что недостоверной подписью является подпись, сделанная другим лицом. Поэтому я считаю, что в данном случае недостоверных нет, – заявил Вячеслав Казаков. – <…> Специальной нормы в федеральном законе относительно подписей депутатов, кои в данном случае выступают как избиратели, не имеется». Избирательная комиссия с его доводами не согласилась, однако после споров ее представители начали ссылаться и на федеральный закон.
Большую часть судебного заседания рассматривали предоставленные облизбиркомом документы – это подписные листы в поддержку Ивана Старикова и протоколы проверки, а также заявления от некоторых депутатов и глав муниципальных образований, которые поступили в адрес комиссии. Речь в таких заявлениях шла о допущенных нарушениях: кто-то указывал, что использовал при заверении не ту печать, кто-то заявлял, что подписи были заверены без его присутствия, а кто-то и вовсе сообщал, что поставил подпись за Старикова случайно, ожидая, что это листы поддержки участников выборов более низкого уровня.
Судье потребовалось несколько часов, чтобы перечислить материалы дела. Периодически ей приходилось прерываться из-за шумевших сторонников Старикова. Они аплодировали, когда ему давали слово, выкрикивали что-то ободряющее и осуждали действия избиркома и депутатов, чьи подписи были признаны недостоверными.
В понедельник не удалось перейти даже к прению сторон, судебное заседание было перенесено на 26 августа. Стариков, между тем, отметил, что если его иск не будет удовлетворен, то он будет подавать на апелляцию, хотя это уже и не сможет вернуть его гонку за пост губернатора.
«Судья достаточно скрупулезно стала разбираться с каждой подписью, и присутствующие мои коллеги, соратники, друзья отчетливо поняли, что главные претензии – упражнения в каллиграфии, – отметил Стариков. – Не суть поддержки, а печать несильно яркая или не гербовая, дата рождения, неверно проставленная и так далее».
Помимо этих недостоверных подписей есть еще две, которые шли по спискам депутатов районного и муниципального уровня. Таких должно было быть 53, а у Старикова, который сдал 54, после проверки осталось 52. По словам представителей облизбиркома, две подписи были исключены, так как их поставили сельские депутаты. По мнению Вячеслава Казакова, действия избирательной комиссии в отношении этих двух подписей не были правильно запротоколированы – нет экспертного заключения.
Напомним, досрочные выборы губернатора Новосибирской области пройдут 14 сентября. После муниципального фильтра в борьбе за пост участвуют трое кандидатов – Владимир Городецкий («Единая Россия»), Анатолий Кубанов («Справедливая Россия») и Дмитрий Савельев (ЛДПР).