Лента новостей

Все новости

Популярное

Первый Ленин был фанерным

 Беседовал Вадим Синицын


MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>- История создания монумента на площади Ленина такая. На Красном проспекте стояло в ту пору 11 памятников Ленину. Решили их потихонечку убрать, и поставить один, зато большой.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Начали с того, что объявили открытый конкурс. Было довольно много участников, среди них – даже дети. Помню, какая-то школа сделала из спичек заборчик, за которым стоял вылепленный из пластилина маленький Ленин. Еще из курьезных проектов была представленная кем-то с Урала странная, торчащая из земли красная даже не фигура, а полуфигура. Молодой профессиональный скульптор Борис Горовой, закончивший академию художеств имени И.Е. Репина,<#two#>>  сделал проект, в котором пытался изобразить Ленина грудью вперёд, но выглядело это, будто он выставил живот, и жюри такое, конечно же, тоже не понравилось.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Также принимал участие в этом конкурсе некто Ковшов. Когда-то его открыли на какой-то самодеятельной выставке, тогдашний председатель Союза Художников сказал: «Ты такой талантливый», и помог вступить в члены СХ. И Ковшов возомнил, что было на свете всего два великих человека – это Микеланджело, и он. Когда объявили конкурс, он, естественно, подал заявку на участие. И победил.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Ему поручили делать модель уже в натуру. Поскольку Ковшов лепить не умел, у него вместо пламенного трибуна, произносящего речь, Ленин получался просто с открытым ртом, отвисшей челюстью и походил на дегенерата. Еще одна сложность у него возникла с тем, чтобы вылепить руку, поэтому он отливал свою руку в гипсе и вставлял в глиняный рукав. Когда мы приезжали смотреть то, что получается,<#two#>>  все были в ужасе. Помню, один художник, член совета, говорил, что если только сделают такого уродливого Ленина, он уедет из города.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>А еще Ковшов любил выпить, и когда ему давали аванс, деньги тут же исчезали. После этого надо было работать, что нелегко в таком состоянии. В конце концов, года три промучились с ним, погасили авансы, посчитали творческой неудачей, и закрыли проект, и даже деньги ему простили, которые он наполучал и пропил.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Тогда на первое место вышел Горовой. Он вылепил довольно приличную модель памятника – Ленин стоял в накинутом на плечи пальто. Никаких особенных находок и откровений в ней, впрочем, не было. Просто обычный Ленин. Поскольку Новосибирск – большой город, он решил сделать Ленина гигантским, метров на 15 высотой. И, как полагалось, вырезали по силуэту эту фигуру из фанеры, раскрасили, будто памятник натуральный, объемный, подняли, а для поддержки поставили леса. Впечатление было такое, словно это Гулливер среди лилипутов. Он стоял на земле, огромный, а маленькие люди вертелись у него под ногами. Дело в том, что можно сделать большую скульптуру, и делали, но тогда нужен постамент, он как рама для картины, вырывает сооружение из живой среды. А у Горового постамента не было. В итоге и этот проект не приняли.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Решили обратиться в Москву. Там уже были свои непогрешимые скульпторы, которые в очереди стояли для такого-то города, для такой-то страны. Поручили сделать И.Ф. Бродскому. И все сразу обрадовались, потому что можно было просто заплатить деньги и получить готовый памятник. И не надо возиться с местными скульпторами и пытаться сделать что-то оригинальное.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt; text-indent: 35.4pt;<#two#>><#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> arial=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Скульптура Ленина в полный рост выполнена из бронзы. Вес 10 тонн, высота 6,5 метров. Пьедестал сделан из серого полированного гранита. Стоящие справа от памятника фигуры рабочего, солдата и крестьянина символизируют движущие силы революции. Стоящие слева фигуры юноши с факелом и девушки, несущей колосья, символизируют преемственность поколений. Авторы ансамбля памятника - скульптор И. Ф. Бродский, московский архитектор И. Г. Покровский, новосибирские архитекторы С. П. Скобликов и Г. Н. Бурханов.<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt; text-indent: 35.4pt;<#two#>><#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> arial=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Памятник открыт 5 ноября 1970 года в честь 53-летней годовщины Октябрьской революции и столетия со дня рождения В.И. Ленина. Взят под охрану государства постановлением Совета министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года. Любопытно, что под охрану взята только сама скульптура Ленина, сопровождающие фигуры в перечень не попали.


MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>- История создания монумента на площади Ленина такая. На Красном проспекте стояло в ту пору 11 памятников Ленину. Решили их потихонечку убрать, и поставить один, зато большой.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Начали с того, что объявили открытый конкурс. Было довольно много участников, среди них – даже дети. Помню, какая-то школа сделала из спичек заборчик, за которым стоял вылепленный из пластилина маленький Ленин. Еще из курьезных проектов была представленная кем-то с Урала странная, торчащая из земли красная даже не фигура, а полуфигура. Молодой профессиональный скульптор Борис Горовой, закончивший академию художеств имени И.Е. Репина,<#two#>>  сделал проект, в котором пытался изобразить Ленина грудью вперёд, но выглядело это, будто он выставил живот, и жюри такое, конечно же, тоже не понравилось.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Также принимал участие в этом конкурсе некто Ковшов. Когда-то его открыли на какой-то самодеятельной выставке, тогдашний председатель Союза Художников сказал: «Ты такой талантливый», и помог вступить в члены СХ. И Ковшов возомнил, что было на свете всего два великих человека – это Микеланджело, и он. Когда объявили конкурс, он, естественно, подал заявку на участие. И победил.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Ему поручили делать модель уже в натуру. Поскольку Ковшов лепить не умел, у него вместо пламенного трибуна, произносящего речь, Ленин получался просто с открытым ртом, отвисшей челюстью и походил на дегенерата. Еще одна сложность у него возникла с тем, чтобы вылепить руку, поэтому он отливал свою руку в гипсе и вставлял в глиняный рукав. Когда мы приезжали смотреть то, что получается,<#two#>>  все были в ужасе. Помню, один художник, член совета, говорил, что если только сделают такого уродливого Ленина, он уедет из города.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>А еще Ковшов любил выпить, и когда ему давали аванс, деньги тут же исчезали. После этого надо было работать, что нелегко в таком состоянии. В конце концов, года три промучились с ним, погасили авансы, посчитали творческой неудачей, и закрыли проект, и даже деньги ему простили, которые он наполучал и пропил.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Тогда на первое место вышел Горовой. Он вылепил довольно приличную модель памятника – Ленин стоял в накинутом на плечи пальто. Никаких особенных находок и откровений в ней, впрочем, не было. Просто обычный Ленин. Поскольку Новосибирск – большой город, он решил сделать Ленина гигантским, метров на 15 высотой. И, как полагалось, вырезали по силуэту эту фигуру из фанеры, раскрасили, будто памятник натуральный, объемный, подняли, а для поддержки поставили леса. Впечатление было такое, словно это Гулливер среди лилипутов. Он стоял на земле, огромный, а маленькие люди вертелись у него под ногами. Дело в том, что можно сделать большую скульптуру, и делали, но тогда нужен постамент, он как рама для картины, вырывает сооружение из живой среды. А у Горового постамента не было. В итоге и этот проект не приняли.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Решили обратиться в Москву. Там уже были свои непогрешимые скульпторы, которые в очереди стояли для такого-то города, для такой-то страны. Поручили сделать И.Ф. Бродскому. И все сразу обрадовались, потому что можно было просто заплатить деньги и получить готовый памятник. И не надо возиться с местными скульпторами и пытаться сделать что-то оригинальное.

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt;<#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> tahoma=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt; text-indent: 35.4pt;<#two#>><#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> arial=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Скульптура Ленина в полный рост выполнена из бронзы. Вес 10 тонн, высота 6,5 метров. Пьедестал сделан из серого полированного гранита. Стоящие справа от памятника фигуры рабочего, солдата и крестьянина символизируют движущие силы революции. Стоящие слева фигуры юноши с факелом и девушки, несущей колосья, символизируют преемственность поколений. Авторы ансамбля памятника - скульптор И. Ф. Бродский, московский архитектор И. Г. Покровский, новосибирские архитекторы С. П. Скобликов и Г. Н. Бурханов.<#two#>> 

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 10pt; text-indent: 35.4pt;<#two#>><#two#>>font-size: 12pt; line-height: 115%;<#two#> arial=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#>>Памятник открыт 5 ноября 1970 года в честь 53-летней годовщины Октябрьской революции и столетия со дня рождения В.И. Ленина. Взят под охрану государства постановлением Совета министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года. Любопытно, что под охрану взята только сама скульптура Ленина, сопровождающие фигуры в перечень не попали.