В Новосибирске продолжают анализировать итоги первой сессии горсовета. Тихую, размеренную болотную жизнь новосибирского органа представительной власти «разнообразили» независимые от КПРФ и «Единой России» депутаты. Совершенно очевидно, что сейчас горсовет перестал быть «принтером» для штамповки решений, устраивающих узкий круг политиканов. Туда вернулась открытость и полярность мнений. Возглавляющий горсовет Дмитрий Асанцев, стоящий во главе союза ЕР и КПРФ, оказался не готов к такому повороту событий. Все это привело к колоссальным изменениям: на поляне горсовета «зацвело» разнотравье, а Асанцев запустил каток, под которым ничего расти не должно.
Первая сессия новоизбранного горсовета, прошедшая 25 сентября, напомнила, что в Новосибирске партии власти две – коммунисты во главе с мэром и «Единая Россия», представителем которой на городском уровне является «депутат депутатов» Дмитрий Асанцев. Заклятые соперники неплохо уживаются вместе. Как и предсказывали источники ЦДЖ, единороссы и коммунисты разделили между собой все посты.
Однако попытка установить полный двухпартийный контроль над нынешним разношерстным горсоветом может обернуться для КПЕРа репутационными издержками и скажется на следующих выборах.
Тоталитаризм двух партий
В шестом созыве горсовета во фракции ЕР было 33 депутата. Во фракции КПРФ до последней весны было 12 депутатов. Также в горсовете было два депутата от ЛДПР, один от «Справедливой России» и еще два были избраны как независимые. На 45 голосов так называемой КПЕР остальные не смогли ничем ответить, даже объединившись. А объединиться мешали, в том числе, разные интересы партий.
В нынешний горсовет под эгидой ЕР прошли 23 депутата, причем, перспектива одного из них – Евгения Яковенко, туманна из-за оспаривания результатов голосования. КПРФ протолкнула же восемь депутатов. 19 депутатов из 50 победили за счет голосов избирателей. Эту самую оппозицию не устраивает ни ЕР, ни КПРФ – ни вместе, ни порознь.
Разными способами, в том числе и не всегда «чистыми», единороссы смогли увеличить фракцию до 27 мандатов при помощи самовыдвиженцев. Таким образом, вместе с КПРФ они получили 35 голосов – достаточное количество, чтобы не только выбрать руководство горсовета, но и распределить посты во всех депутатских комиссиях. И поспешили воспользоваться возможностью, демонстративно подвинув интересы 15 депутатов, равно как и новосибирцев, этих депутатов выбравших.
Разгром старожилов КПРФ
В итоге новая политическая реальность проявилась во время выборов председателя горсовета. Неформальные объединения независимых депутатов «Лига эффективности» и «Коалиция Новосибирск-2020» выдвинули собственных кандидатов – Игоря Украинцева и Сергея Бойко. Оба выступили с программными заявлениями, в которых было немало критики в адрес мэра и спикера горсовета.
Игорь Украинцев во время своей речи заявил о полной деградации, которая происходит в городе. Он пообещал, что в случае его избрания будет один председатель и 49 сопредседателей, которые будут исполнять волю своих избирателей.
После этого он перешел к разгромной критике мэра Анатолия Локтя, заявив, что Новосибирск заслуженно носит звание Пылесибирска, и с этим нужно что-то делать. Также он настоял на том, что необходимо потратить деньги не на Михайловскую набережную, а на парки в разных районах города, потому что люди устали жить в серости.
«И тогда, как бы это пафосно не звучало, будут счастливы все. И депутаты, и избиратели, и Анатолий Евгеньевич Локоть, тоже будет счастлив. Либо он научится работать, либо мы его с почестями проводим куда-нибудь в Государственную думу, где умение устанавливать памятники Сталину в ЦК КПРФ будет очень востребовано», – разошелся Украинцев.
Возможно, за весь прошлый созыв с трибуны горсовета ни разу не звучали такие жесткие критические оценки. Мотивация выступлений была понятной: лидеры независимых объединений позиционировались в глазах своих целевых аудиторий. Прежде всего, избирателей. При этом Украинцев и Бойко не объединили усилия, что заранее обрекало каждого на результат в считанные голоса. Но последующая реакция показала, что городское руководство всерьез опасается успешного штурма своих позиций.
С проникновенной речью в поддержку кандидата-единоросса выступил мэр-коммунист. Локоть тепло высказался об умении Асанцева договариваться и решил сгладить углы.
«Должность председателя подразумевает умение вести переговоры и слушать», – робко высказался он.
Кстати, на талант избранного в конечном счете председателя в части компромиссов указал и Игорь Кудин, выдвинувший его кандидатуру на спикера от фракции ЕР. Но, похоже, что при подготовке к первой сессии нового созыва Асанцев проработал лишь привычный компромисс с мэром и КПРФ. Теперь все следующие разы, когда председатель горсовета будет содействовать одобрению отчетов Локтя о работе за год, оппозиция может припоминать этот эпизод. Равно как и отказ на сессии в создании новых депутатских комиссий, сфокусированных на решении конкретных проблем, много лет волнующих избирателей, но остающихся без перспективы устранения. Как, например, ситуация с Пыльносибирском.
Горсовет для двоих
Следом за постом председателя единороссы и коммунисты поделили посты вице-спикеров. Кресло бывшего вице-спикера Юрия Зарубина, не пошедшего на новые выборы, отписали Николаю Тямину. Свой пост вице-спикера сохранил Евгений Яковенко, но тут есть нюанс: он может потерять его вместе с мандатом из-за упомянутого выше суда. От КПРФ новым вице-спикером стал Антон Тыртышный. ЛДПР и объединения независимых кандидатов своих кандидатов в заместители Асанцева не выставляли ввиду предсказуемости результата.
Посты председателей комиссий между единороссами распределились тоже по знакомому клише. Игорь Кудин сохранил кресло в комиссии по городскому хозяйству, Сергей Бондаренко – в комиссии по муниципальной собственности. Комиссию по градостроительству возглавил Сергей Трубников, по соцполитике – Игорь Титаренко, по местному самоуправлению – Игорь Атякшев, по бюджету – Кирилл Покровский. Председателем новой комиссии по контролю за мэрией стал Андрей Гудовский, избравшийся как самовыдвиженец, но сразу влившийся во фракцию ЕР. Комиссии по предпринимательству и по наказам в новом раскладе отписали коммунистам. Последнюю возглавил Александр Бурмистров, а с первой случился системный сбой.
Недовольные единороссы
Даже в контексте двухпартийного раздела власти в горсовете среди депутатов от ЕР нашлись недовольные. Не для всех единороссов очевидно, почему фракция ЛДПР из пяти депутатов считается недостойной хотя бы одного поста, а для фракции КПРФ из восьми депутатов не жалко постов вице-спикера, двух глав комитетов и трех заместителей. При выборе главы комиссии по предпринимательству большинство записавшихся в нее депутатов проголосовало за Павла Чернышева от ЕР вместо коммуниста Андрея Любавского, являвшегося предсогласованной кандидатурой. Интересно, что Чернышова поддержала часть единороссов, а также представители независимых объединений и ЛДПР.
Развитие событий можно оценить с двух точек зрения. С одной – ЕР и КПРФ контролируют ситуацию в горсовете. Совместными усилиями двум фракциям удалось заблокировать утверждение Чернышева на сессии. Комиссия осталась без председателя. Скорее всего, к следующей сессии состав комиссии «усилят» своими, надежными депутатами, которые обеспечат нужный Асанцеву и Локтю результат голосования.
С другой стороны, согласованные приемы руководства фракции ЕР и коммунистов, включая манипуляции с допуском-недопуском независимых депутатов в комиссии, говорят о паническом страхе перед последствиями утраты контроля хоть на минуту.
Важную роль тут снова играют точные цифры. Интересы новосибирцев, которые избрали, как минимум, 15 из 50 депутатов горсовета, остались неучтенными при разделе постов. Монолитность фракции ЕР по итогам первой сессии уже вызывает вопросы.
В горсовете теперь есть большинство и меньшинство. В отличие от Заксобрания, где есть понятие «решение сессии», в горсовете с таким подходом к управлению будут только «решения большинства», что совсем не одно и то же. В областном парламенте за принятое решение может вписаться каждый голосовавший депутат от любой партии. В горсовете значительная часть очень активных депутатов отодвинута со своими интересами. А ведь они теперь не просто общественники, а депутаты с законными полномочиями. Способные не только выступать с критикой на сессиях, но и, например, запросами размотать расклад с размещениями статей в СМИ за счет бюджета, якобы информирующих о деятельности горсовета и мэрии. Или вывести на новый уровень гласности борьбу с застройщиками, недоплачивающими в городской бюджет при пассивной позиции руководства муниципалитета.
Сейчас таких депутатов меньше трети и возможностей повлиять на решения у них пока мало. Но результат уже виден – это плоды голосования новосибирцев против спевшегося дуэта ЕР и КПРФ. Чем активней будет оппозиция в горсовете, чем активней ей будут сопротивляться фракции единороссов и коммунистов, тем сильней будет эффект на следующих выборах. А они уже в 2021 году. На выборах в Государственную Думу голоса новосибирцев могут перевесить жителей сельских районов. Настроения будет определять ситуация в горсовете.