Лента новостей

Все новости

Популярное

Закон об отмене прямых выборов глав рекомендован к принятию

 

Закон об отмене прямых выборов глав рекомендован к принятию

Профильный комитет по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Законодательного собрания шестью голосами «за» рекомендовал предложить сессии, которая пройдет 23 апреля, принять закон, меняющий систему выборов глав муниципальных образований, сразу в двух чтениях. Против этой инициативы выступили только три члена комитета, двое воздержались.

Для того чтобы этот законопроект, разработанный специальной рабочей группой, созданной губернатором Владимиром Городецким, был вынесен на сессию для окончательного рассмотрения, он должен пройти предусмотренные регламентом процедуры – общественные слушания и рассмотрение на заседании профильного комитета. Общественные слушания прошли на прошлой неделе, теперь дошла очередь до профильного комитета.

Позицию губернатора отстаивал вице-губернатор Александр Титков. По его словам, правительство и администрация области по собственной инициативе приняли решение опросить глав муниципальных образований и органов представительной власти. «Большинство, а именно 27 из 30 глав администраций районов Новосибирской области при поддержке местных советов депутатов, высказались за вариант, предусматривающий избрание руководителей местных администраций из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией», – сообщил Титков. Только в Бердске мнения разделились, но сейчас в городе проходит диалог между представителями различных городских групп влияния. «За» новую процедуру уже высказался исполняющий обязанности главы Бердска Михайлов.

Основной аргумент инициаторов законопроекта: выборы глав с участием конкурсной комиссии − это страховка от попадания на ответственную должность случайного человека.

На главах местных администраций лежит огромная ответственность. Им приходится решать целый блок хозяйственных вопросов, контролировать бесперебойную работу социальных служб, заниматься вопросами бюджетирования и реализации целевых программ на подведомственной территории. Это при том, что сегодня порядка 93% доходной части бюджетов районов Новосибирской области формируются за счет субвенций и дотаций из областного бюджета. 

Сможет ли неподготовленный человек организовать все эти процессы на должном уровне? Опыт Бердска и города Обь, главы которых в связи с возбужденными в отношении их уголовными делами до конца срока так и не доработали, дает отрицательный ответ на этот вопрос, отметили в правительстве региона. Не стоит забывать и о том, что до вынесения судами решений невозможно ни отстранить незадачливого управленца от должности, ни эффективно вмешаться в непременно нарастающую неразбериху в органах местной власти. Например, мэр Бердска Илья Потапов, осужденный за коррупцию, подал заявление о сложении с себя полномочий только 13 апреля текущего года – через два года после ареста.

2.jpg

По словам Александра Титкова, за последние четыре года в Новосибирской области 139 глав досрочно прекратили свои полномочия, так как не смогли управлять территориями, буквально расписавшись в собственной некомпетентности. «Избранный глава, осознав, что он не тянет, просто оставляет ключи и печать и больше не появляется на работе. А мы получаем письма от граждан: глава поселения не появляется на работе, невозможно решить вопрос, примите меры. А какие меры может принять губернатор к всенародно избранному главе? Это же управленческий коллапс!» – резюмировал Титков.

Если с претендентами на должность глав муниципальных районов и городских округов дела обстоят более или менее нормально, что в сельских поселениях – полнейший дефицит кадров. Депутат Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов отметил, что половина из обращающихся к нему граждан требуют снять того или иного главу, «потому что он не просто не соответствует, а плюет на мнение тех, кто его избирал».

Ему вторит председатель совета депутатов Карасукского района Юрий Объедко: «В селе ведь как, указал глава сельсовета своему соседу покосить траву вдоль ограды, тот обиделся, потом не проголосовал на выборах. Демократия при таких выборах вроде есть, а порядка нет». 

Новая процедура выборов, предусмотренная законопроектом, будет выглядеть так: глава муниципального района, городского округа, городского или сельского поселения будет избираться соответствующим представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет и возглавит местную администрацию. В муниципальном районе и городском округе половина членов конкурсной комиссии назначается губернатором, другая половина – советом депутатов муниципального района или городского округа. В поселении – половина членов комиссии назначается главой района, другая половина – советом депутатов поселения.

«Это повысит ответственность власти, усилит взаимодействие ветвей власти. Ведь кандидатуру, предложенную губернатором, должен утвердить совет депутатов, и, если это происходит, то и губернатор, и депутаты берут на себя ответственность за руководителя, чего раньше не было», – убеждал членов комитета Титков.

«В селе ведь как, указал глава сельсовета своему соседу покосить траву вдоль ограды, тот обиделся, потом не проголосовал на выборах. Демократия при таких выборах вроде есть, а порядка нет».

Член комитета коммунист Владимир Карпов сослался на то, что новая процедура противоречит уставу Новосибирской области, но с ним не согласилась заместитель министра юстиции Татьяна Кириенкова: «Проект закона разработан в целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации, установленных федеральным законом от 3 февраля 2015 года № 8-ФЗ». При этом Законодательное собрание Новосибирской области вправе установить одну из трех моделей избрания глав муниципальных образований – всеобщим прямым голосованием, местным представительным органом из числа депутатов либо же местным представительным органом из кандидатур, представленных специальной конкурсной комиссией, которую на паритетных началах будут формировать губернатор и депутаты. Причем руководители местной администрации, избранные Советом депутатов по результатам конкурса и на всенародных выборах, не отличаются по своему правовому статусу и объему полномочий.

Однако, судя по реплике коммуниста Карпова, в рядах самой партии единства нет. 6 апреля на заседании правительства Новосибирской области «за» представленный проект высказался, в том числе, мэр Новосибирска Анатолий Локоть.

1.jpg

Депутат Игорь Умербаев упрекнул разработчиков закона в том, что они «хоронят народовластие и местное самоуправление, выстраивая всех под одну гребенку», на что получил возражения председателя комитета Юрия Шпакова: «Откуда такие данные? Более полутора миллиона жителей области (Новосибирск и Кольцово – прим. ред.) остаются при «старой» модели, и будут выбирать главу сами».

Шпаков еще раз объяснил, что согласно проекту регионального закона, в Новосибирской области присутствуют все три модели выборов глав муниципальных образований. Действующая система, при которой мэр избирается всенародным голосованием, сохраняется в Новосибирске и Кольцово. Не произойдет изменений и в Карасуке, глава которого, как и раньше, будет избираться из числа депутатов местного городского Совета. В остальных муниципальных образованиях Новосибирской области предлагается применять третью модель, то есть избрание глав Советом депутатов из числа представленных конкурсной комиссией кандидатов.

После принятия поправок будет разработан модельный муниципальный акт о порядке формирования конкурсной комиссии и проведении конкурса; приведены в соответствие уставы муниципальных образований.
Профильный комитет по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Законодательного собрания шестью голосами «за» рекомендовал предложить сессии, которая пройдет 23 апреля, принять закон, меняющий систему выборов глав муниципальных образований, сразу в двух чтениях. Против этой инициативы выступили только три члена комитета, двое воздержались.

Для того чтобы этот законопроект, разработанный специальной рабочей группой, созданной губернатором Владимиром Городецким, был вынесен на сессию для окончательного рассмотрения, он должен пройти предусмотренные регламентом процедуры – общественные слушания и рассмотрение на заседании профильного комитета. Общественные слушания прошли на прошлой неделе, теперь дошла очередь до профильного комитета.

Позицию губернатора отстаивал вице-губернатор Александр Титков. По его словам, правительство и администрация области по собственной инициативе приняли решение опросить глав муниципальных образований и органов представительной власти. «Большинство, а именно 27 из 30 глав администраций районов Новосибирской области при поддержке местных советов депутатов, высказались за вариант, предусматривающий избрание руководителей местных администраций из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией», – сообщил Титков. Только в Бердске мнения разделились, но сейчас в городе проходит диалог между представителями различных городских групп влияния. «За» новую процедуру уже высказался исполняющий обязанности главы Бердска Михайлов.

Основной аргумент инициаторов законопроекта: выборы глав с участием конкурсной комиссии − это страховка от попадания на ответственную должность случайного человека.

На главах местных администраций лежит огромная ответственность. Им приходится решать целый блок хозяйственных вопросов, контролировать бесперебойную работу социальных служб, заниматься вопросами бюджетирования и реализации целевых программ на подведомственной территории. Это при том, что сегодня порядка 93% доходной части бюджетов районов Новосибирской области формируются за счет субвенций и дотаций из областного бюджета. 

Сможет ли неподготовленный человек организовать все эти процессы на должном уровне? Опыт Бердска и города Обь, главы которых в связи с возбужденными в отношении их уголовными делами до конца срока так и не доработали, дает отрицательный ответ на этот вопрос, отметили в правительстве региона. Не стоит забывать и о том, что до вынесения судами решений невозможно ни отстранить незадачливого управленца от должности, ни эффективно вмешаться в непременно нарастающую неразбериху в органах местной власти. Например, мэр Бердска Илья Потапов, осужденный за коррупцию, подал заявление о сложении с себя полномочий только 13 апреля текущего года – через два года после ареста.

2.jpg

По словам Александра Титкова, за последние четыре года в Новосибирской области 139 глав досрочно прекратили свои полномочия, так как не смогли управлять территориями, буквально расписавшись в собственной некомпетентности. «Избранный глава, осознав, что он не тянет, просто оставляет ключи и печать и больше не появляется на работе. А мы получаем письма от граждан: глава поселения не появляется на работе, невозможно решить вопрос, примите меры. А какие меры может принять губернатор к всенародно избранному главе? Это же управленческий коллапс!» – резюмировал Титков.

Если с претендентами на должность глав муниципальных районов и городских округов дела обстоят более или менее нормально, что в сельских поселениях – полнейший дефицит кадров. Депутат Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов отметил, что половина из обращающихся к нему граждан требуют снять того или иного главу, «потому что он не просто не соответствует, а плюет на мнение тех, кто его избирал».

Ему вторит председатель совета депутатов Карасукского района Юрий Объедко: «В селе ведь как, указал глава сельсовета своему соседу покосить траву вдоль ограды, тот обиделся, потом не проголосовал на выборах. Демократия при таких выборах вроде есть, а порядка нет». 

Новая процедура выборов, предусмотренная законопроектом, будет выглядеть так: глава муниципального района, городского округа, городского или сельского поселения будет избираться соответствующим представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет и возглавит местную администрацию. В муниципальном районе и городском округе половина членов конкурсной комиссии назначается губернатором, другая половина – советом депутатов муниципального района или городского округа. В поселении – половина членов комиссии назначается главой района, другая половина – советом депутатов поселения.

«Это повысит ответственность власти, усилит взаимодействие ветвей власти. Ведь кандидатуру, предложенную губернатором, должен утвердить совет депутатов, и, если это происходит, то и губернатор, и депутаты берут на себя ответственность за руководителя, чего раньше не было», – убеждал членов комитета Титков.

«В селе ведь как, указал глава сельсовета своему соседу покосить траву вдоль ограды, тот обиделся, потом не проголосовал на выборах. Демократия при таких выборах вроде есть, а порядка нет».

Член комитета коммунист Владимир Карпов сослался на то, что новая процедура противоречит уставу Новосибирской области, но с ним не согласилась заместитель министра юстиции Татьяна Кириенкова: «Проект закона разработан в целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации, установленных федеральным законом от 3 февраля 2015 года № 8-ФЗ». При этом Законодательное собрание Новосибирской области вправе установить одну из трех моделей избрания глав муниципальных образований – всеобщим прямым голосованием, местным представительным органом из числа депутатов либо же местным представительным органом из кандидатур, представленных специальной конкурсной комиссией, которую на паритетных началах будут формировать губернатор и депутаты. Причем руководители местной администрации, избранные Советом депутатов по результатам конкурса и на всенародных выборах, не отличаются по своему правовому статусу и объему полномочий.

Однако, судя по реплике коммуниста Карпова, в рядах самой партии единства нет. 6 апреля на заседании правительства Новосибирской области «за» представленный проект высказался, в том числе, мэр Новосибирска Анатолий Локоть.

1.jpg

Депутат Игорь Умербаев упрекнул разработчиков закона в том, что они «хоронят народовластие и местное самоуправление, выстраивая всех под одну гребенку», на что получил возражения председателя комитета Юрия Шпакова: «Откуда такие данные? Более полутора миллиона жителей области (Новосибирск и Кольцово – прим. ред.) остаются при «старой» модели, и будут выбирать главу сами».

Шпаков еще раз объяснил, что согласно проекту регионального закона, в Новосибирской области присутствуют все три модели выборов глав муниципальных образований. Действующая система, при которой мэр избирается всенародным голосованием, сохраняется в Новосибирске и Кольцово. Не произойдет изменений и в Карасуке, глава которого, как и раньше, будет избираться из числа депутатов местного городского Совета. В остальных муниципальных образованиях Новосибирской области предлагается применять третью модель, то есть избрание глав Советом депутатов из числа представленных конкурсной комиссией кандидатов.

После принятия поправок будет разработан модельный муниципальный акт о порядке формирования конкурсной комиссии и проведении конкурса; приведены в соответствие уставы муниципальных образований.