Законопроект, который отменит прямые выборы глав почти для всех городов, сел и районов Новосибирской области, прошел депутатские слушания. Его поддержали 14 депутатов из 20 присутствовавших, при этом прозвучали протесты представителей ряда муниципальных образований. Решение принималось в жарких спорах, которые, в основном, были по поводу целесообразности прямых выборов проблемном Бердске.
Разработанный в правительстве документ, напомним, отменяет прямые выборы глав большинства муниципальных образований региона. (Исключение делается только для Новосибирска, наукограда Кольцово и Карасукского района.) Руководителей администраций в них будут назначать специальные комиссии.
Депутатские слушания 10 апреля – один из обязательных этапов внедрения новой модели, на них пригласили представителей общественности и самих муниципалитетов. По регламенту от выбранных организаторами мероприятия территорий было несколько докладов, и все высказались за принятие законопроекта – это Карасукский, Кыштовский и Колыванский районы, а также город Искитим.
«Работа проводилась на общем совещании у губернатора. Десять дней давалось сроку посоветоваться с главами сельских поселений, общественностью и внести свои предложения. Эти предложения были собраны, – отметил председатель Законодательного собрания региона Иван Мороз. – 77% высказались в области за то, чтобы через конкурсную комиссию,14% – за прямые выборы муниципальных образований, 9% – смешанный способ избрания». Среди плюсов принятия этого законопроекта Иван Мороз назвал экономическую выгоду. Он напомнил, что 13 сентября в Новосибирской области пройдет масштабная выборная кампания, которая потребует больших расходов. С запуском работы конкурсных комиссий при выборе глав муниципальных образований тех же избирательных бюллетеней потребуется меньше, а уставшим от выборов избирателям будет проще.
«Призываю коллег исходить не из своих политических интересов»
Обсуждение законопроекта вызвало в ходе слушаний жаркие споры, и участие в дискуссии принимали не только депутаты, но и присутствовавшие в зале представители муниципальных образований, чьи доклады не стали включать в официальную программу слушаний, а также некоторые общественники. Больше всего вопросов у самих депутатов вызвало решение правительства Новосибирской области не делать исключения для выборов мэра проблемного Бердска. Этот же вопрос есть, кстати, и у жителей Оби, где в выходные дни пройдет акция протеста против отмены всенародного голосования (за сохранение прямых выборов высказались 19 из 20 местных депутатов). Между тем, представителя этого города на слушаниях не было.
«Город Бердск уникальный, и там кипят такие страсти, – выступил бывший сотрудник бердской администрации Дмитрий Алексеев. – Вы посмотрите опросы, посмотрите, что там делается! В данном случае мнение народа неоднозначно благодаря различным уголовным делам – на главу, на различных олигархов... Я хочу сказать, главная ваша задача, чтобы у нас в гражданском обществе было спокойствие. Чтобы в гражданском обществе не было возмущений в виде нарушения их прав. Я не знаю, как по районам, но по городу Бердску я хочу сказать, что спокойствие установится только при проведении тайных прямых выборов».
В ходе слушаний было озвучено, что против отмены прямых выборов выступили две трети совета депутатов Бердска. Этот факт вызвал вопросы сразу у нескольких членов Законодательного собрания – у единоросса Виктора Осина, коммунистов Владимира Карпова и Вадима Агеенко и независимого депутата Максима Леоненко. В ответ на все эти вопросы заместитель председателя Заксобрания Валерий Ильенко отметил, что «знаем мнение многих, оно не расходится».
«Мы почему их-то не слышим (выступавших с докладами представителей муниципальных образований – прим. ред.)? Мы слышим только себя. Я прошу поддержать этот закон, и прислушаться к тем территориям, людям, которые ходят по земле и знают, чего хотят», – заявил Ильенко.
Эта реплика вызвала реакцию со стороны политических оппонентов «Единой России», которую представляет зампред Заксобрания. Руководитель фракции КПРФ Владимир Карпов заметил, что их сторонники выступают за прямые выборы, и заявил, что «по этому пути ни в коем случае идти нельзя». В глухоте он упрекнул самого Ильенко и других поддерживающих законопроект депутатов. «Бердские депутаты, Валерий Павлович [Ильенко], две трети бердских депутатов, выражая мнение значительной части горожан Бердска, высказались за сохранение прямых выборов, – подчеркнул коммунист. – Вы говорите: «не слышите», но это вы, вы не слышите».
После в дискуссию ввязался руководитель фракции «Единая Россия» Андрей Панферов, молчавший на протяжении всех слушаний. «Я призываю своих коллег из других фракций исходить не из своих политических интересов, – выступил Панферов. – А исходить из той оптимальности, о которой говорит закон». «Я согласен, что прямые выборы – это самый верхний порог, о чем говорят, и сейчас мы дискутируем. Но на данный момент ситуация такова, что кадровый разрыв людей, которые должны возглавлять муниципальные образования очевиден», – заявил он, сообщив, что две четвертых из всех поступающих ему в приемную обращений содержат в себе требования снять того или иного главу, «потому что он не просто не соответствует, а плюет на мнение тех, кто его избирал».
«Чем жители Новосибирска и Кольцово отличаются от жителей районов?»
В ходе слушаний представители движения «Пенсионеры за достойную жизнь» заявили, что отмена прямых выборов является нарушением одного из основных прав граждан, гарантированных Конституцией, – избирать и быть избранным. За жителей Барабинска выступил местный депутат Константин Терещенко, которого несколько раз прерывали, напоминая о регламенте, и так и не дали закончить мысль.
«Мы видим в законе, что самое крупное муниципальное образование России исключено из этого процесса – Новосибирск, и рабочий поселок Кольцово тоже из этого процесса исключен. У меня в связи с этим вопрос: чем же жители Новосибирска и Кольцово отличаются от жителей муниципальных районов? – поинтересовался Терещенко. – Почему выборы мэра Новосибирска и Кольцово избирателям можно доверить, а в районных центрах – нет? В Новосибирске и Кольцово может родиться лидер, способный решать вопросы местного значения, а в районах, получается, что нет, по логике?»
По мнению Терещенко, принятие этого закона нарушает принцип равноправия органов государственной власти и местного самоуправления. «Обеспечение этого принципа позволяет минимизировать различия в определении объема полномочий каждого отдельного муниципального образования. Таким образом, равноправие предполагает гарантированный минимум равных прав и обязанностей местного сообщества и возможность приобретать и осуществлять один и тот же объем полномочий при их разграничении, – объяснил Терещенко свою позицию корреспонденту Сибкрай.ru. – Равноправие муниципальных образований – это не что иное, как создание режима их равных правовых, организационных и финансовых возможностей». Терещенко подчеркнул, что жители Барабинска лишились права на прямые выборы мэра города еще в 2007 году, и за это время, по его словам, власть только сильнее дистанцировалась от населения. Он отметил, что местный глава не отчитывается перед населением о проделанной им работе и принимает «непонятные» для жителей города решения.
«Другой момент – это выдвижение кандидатов на рассмотрение конкурсной комиссии. Решения этой комиссии невозможно оспорить в суде, потому что формально глав муниципальных образований будет назначать не комиссия, а совет местных депутатов, – подчеркнул Терещенко. – Но там, где нет возможности обратиться в суд, ни о каком верховенстве закона говорить не приходится. И, несомненно, при такой системе мы столкнемся как со сговорами, так и с прямым проявлением коррупции. И заметьте, что это не просто коррупция, а коррупция, которая будет определять основы государственной политики и осуществление власти».
«По сути закона, пожалуйста»
Согласно тексту законопроекта, конкурсная комиссия, которая будет назначать глав муниципалитетов, будет наполовину состоять из тех, кого выберет губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, остальные 50% будут определены решением местных представительных органов власти. С сельскими поселениями схема несколько иная, там 50% комиссии будет сформирована главой района, а остальные – сельсоветом. Этот факт назвал негативным ветеран Великой Отечественной войны Владимир Степанов. Ему дали слово после того, как кто-то из присутствовавших на весь зал объявил, что пожилой мужчина, рвущийся к микрофону – ветеран.
«Этот закон предусматривает, что комиссия будет определять [главу муниципалитета], в которой будет 50% назначено губернатором. Что может назначить хорошего Городецкий?» – выступил Владимир Степанов. Его перебил руководивший слушаниями депутат Юрий Шпаков: «По сути закона, пожалуйста». «Я заканчиваю, – продолжил пенсионер. – Есть опасение, что в результате этого нового закона придет негатив, ничего не изменится. Но негатив будет точно».
На то, что «ничего не изменится», указали и некоторые депутаты. К примеру, Вадим Агеенко заметил, что даже при конкурсной комиссии кандидатов будут выдвигать политические партии, и именно на них ляжет ответственность в случаях, когда избранный глава не исполняет свои обязанности. «Мы сегодня пытаемся решить вопрос с главами поселений, городов, с помощью их назначения. А что изменится? Эта комиссия, которая сформирована, она что, лучше подберет кого-то, чем граждане? Выдвижением кандидатов на любые выборы занимаются политические партии, – заметил Агеенко. – Сама политическая партия способна отобрать грамотного кандидата, который пойдет. <…> Все-таки, наверное, претензии должны быть к тем людям, которые выдвигают таких кандидатов, а не к тем, кто избирает? Если в поселении только одна продавщица магазина выдвинулась, это, наверное, вопрос не к той системе, которая есть».
В результате слушаний законопроект поддержали 14 из 20 присутствовавших в момент голосования депутатов. При этом категорично за его принятие выступила только «Единая Россия». Представители других партий предлагали доработать документ, дополнить его и только потом выносить на слушания.