Миллионы рублей были потрачены региональными властями на перерасчет сметной стоимости строительства четвертого моста через Обь в Новосибирске. По некоторым оценкам, подобные расходы не обоснованы – процедура корректировки сметной стоимости не является трудоемкой и ресурсозатратной, тем более, что выполнили ее разработчики первоначальной проектно-сметной документации объекта. Готовится обращение в Контрольно-счетную палату региона с требованием проверить обоснованность подобных расходов.
Работу акционерного общества «Центральный мост» проанализировали активисты проекта «За честные закупки» «Общероссийского народного фронта». У них возникли вопросы к нескольким закупкам, проведенным этим учреждением .
В декабре 2015 года акционерное общество заключило договор на проведение государственной экспертизы сметной документации строительства четвертого моста с учреждением «Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области». Стоимость контракта составила 2,8 миллиона рублей. По оценке активистов «Народного фронта», в проведении экспертизы в Новосибирске не было необходимости.
«То, что оценка достоверности стоимости выполняется по проектной документации, – это требование закона. Оценка достоверности необходима для получения положительного заключения на реализацию проекта. Непонятно, почему это изначально делают в Новосибирске, – отметил член регионального штаба «ОНФ» Александр Стефанов. – Какая была необходимость тратить деньги, если известно было, что нужна была главгосэкспертиза? Реализация таких проектов подлежит главгосэкспертизе, это изначально должно было проходить в Москве».
«Фронтовики» также обратили внимание, что после этого «Центральный мост» дважды возвращался к сметной документации проекта. В частности, в июне этого года акционерное общество провело закупку у единственного поставщика на перерасчет стоимости четвертого моста из уровня цен на момент составления сметной документации в уровень цен на момент проверки. Единственным поставщиком выступил институт «Стройпроект», который занимался разработкой проектно-сметной документации объекта. Сумма контракта составила более 25 миллионов рублей. Два месяца спустя «Центральный мост» заказал «Главгосэкспертизе» оценку достоверности сметной стоимости четвертого моста. Стоимость этого договора составила 1,8 миллиона рублей.
«Я поговорил с экспертами, стоимость по корректировке сметной документации в 25 миллионов рублей всех повергла в шок. Ее проводила проектная организация, которая разрабатывала эти сметы, у них она в базах, во всех расчетных системах есть. Изменение индексов – это не такая процедура, которая требует трудозатрат. Это, можно сказать, механическая работа», – рассказал корреспонденту Сибкрай.ru Александр Стефанов.
По словам Стефанова, эксперты проекта «За честные закупки» назвали гораздо меньшую сумму, которую можно было бы запросить за данный вид работ – не более миллиона рублей. Изучить обоснование этой стоимости при этом не представляется возможным, закупка была проведена по Федеральному закону №223. Обоснование начальной цены контракта при этом не требуется. При этом, как отметил Стефанов, работы по оценке достоверности сметной стоимости объекта, которые были заказаны «Центральным мостом» в «Главгосэкспертизе», гораздо более трудоемкие, на них требуется больше времени и ресурсов.
Активисты «ОНФ» намерены дождаться решения «Главгосэкспертизы», после чего ими подготовлено экспертное мнение по деятельности АО «Центральный мост». Они собираются обратиться в Контрольно-счетную палату Новосибирской области с требованием проверить эффективность использования бюджетных средств на несколько экспертиз и дорогостоящие корректировки сметной стоимости переправы.
Напомним, что АО «Центральный мост» было учреждено в 2013 году региональными властями и мэрией Новосибирска для реализации проекта четвертого моста через Обь в Новосибирске. Переправа свяжет улицы Ипподромская и Зыряновская с левобережной частью города в районе площадей Труда и Энергетиков, обеспечит дальнейший выезд на улицу Станционная в сторону аэропорта «Толмачево». Протяженность переправы составит пять километров, на левом берегу при этом предполагается строительство многоуровневых развязок. Двухуровневая появится на площади Труда, трехуровневая на площади Энергетиков.
Транспортные развязки оценивают в девять миллиардов рублей, сам мост – в 19 миллиардов, еще около 3,5-4 миллиардов потребуется на расселение зоны строительства. Отдельных затрат потребует строительство путепровода (мост пересекает железную дорогу). Общий бюджет проекта – более 40 миллиардов рублей, экономическая модель концессионного соглашения разработана на 20 лет. Суммарные траты инвестора на обслуживание моста в течение этого времени должны составить около шести миллиардов рублей. Доход концессионера будет обеспечен за счет платного проезда по переправе.
Как отмечали в региональном правительстве, проезд по мосту с разрешенной скоростью 100 километров в час будет стоить не более 100 рублей. Проект будет безубыточным для концессионера, если загрузка переправы составит не менее 66 тысяч автомобилей в сутки (загрузку Бугринского моста, к слову, оценивают в 45 тысяч машин в сутки). Все недополученные доходы инвестору должен будет компенсировать региональный бюджет.
Конкурс на строительство четвертого моста выиграла «Сибирская концессионная компания», итоги были подведены 31 августа. Победитель торгов предложил снизить стоимость реализации проекта, в том числе, сэкономить средства федерального гранта – Новосибирская область должна получить 26,277 миллиарда рублей на строительство моста за счет средств, собранных по системе «Платон».
Ожидалось, что первый транш по федеральному гранту область получит в 2018 году. Однако министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко ранее сообщал, что финансирование проекта из федерального бюджета откладывается на год, отсрочка должна сказаться и на сроках реализации проекта. Временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников позднее не согласился с такими выводами своего подчиненного. Он заявил, что от финансирования четвертого моста в Москве не отказались, а средства на реализацию проекта не были включены в бюджет страны на будущий год из-за того, что не до конца спрогнозирован объем поступлений по системе «Платон».