Волну недовольства качеством топлива подняли новосибирские автомобилисты. За последний месяц появились десятки сообщений о поломках машин. Сибкрай.ru выяснил, почему на АЗС в морозы могут продавать летнюю солярку, чем чревата заправка «не на той» станции и как пожаловаться на паленый бензин.
Фотограф Сергей Доманов заправлял Chevrolet Lacetti в субботу, 21 ноября, на АЗС «Газпромнефть» на трассе М53 в Мошково. В баке было восемь-десять литров бензина. «До Томска не доехал 15 километров – загорелся чек, машина перестала ехать, глохла, детанировала, не набирала больше 1,5 тысячи оборотов, а потом вообще заглохла», – написал он свою историю в одной из социальных сетей. В итоге у автомобиля оплавился катализатор, забило сетку на бензонасосе. По словам Доманова, бензин из бака поджигался с третьего раза, а когда горел, то коптил как отработка, полностью не выгорал и оставлял черное пятно на полу.
С похожей проблемой столкнулись подписчики паблика «Инцидент». «Проверяли бензин от «Газпромнефти» АИ-92 путем поджога. Он не горит! Имейте в виду ребят, это была заправка на улице Объединения», – указали на странице сообщества.
Жалоб на качество бензина было в достатке и от подписчиков «АСТ-54». «Из выхлопной трубы льется синяя жижа. Подскажите кто сталкивался с таким же?», – написал один из участников сообщества. «… снова заправляют водой или какой-то бодягой... отъехав от заправки, загорелся чек... машина не едет. Из выхлопной трубы идет резкий запах, схожий с запахом свежей краски», – указал другой пострадавший.
Большое количество сообщений было по поводу дизеля, продаваемого на АЗС «Газпромнефть». Например, пользователь Михаил Гончаров рассказал, что заправился на станции популярной сети на Бердском шоссе, после чего машина стала глохнуть на светофорах. «Заменил топливный фильтр, через 50 километров машина снова начала глохнуть. Все закончилось снятием бака. В 50 литрах солярки было процентов 40 непонятного вещества похожего на растопленное сливочное масло», – написал житель региона.
С подобной ситуацией столкнулся и корреспондент Сибкрай.ru: заправив дизельным топливом авто на АЗС «Газпромнефть» на трассе М-51 в районе «Толмачево», на следующее утро, когда температура воздуха опустилась до минус 20, не смог завести машину. Не помог и предпусковой подогреватель «Вебасто», который также замерз вместе со всей машиной, нахлебавшись, как потом выяснилось, летней солярки. После отогрева в автомобиле потребовались замена топливного фильтра, снятие и промывка бензобака, а также компьютерная диагностика двигателя и «обнуление» ошибки о его неисправности.
Пропала солярка
Владельцев дизельных авто ждал в те дни еще один сюрприз. Если раньше дизтопливо было хоть какое-то, то к среде, 25 ноября, на большинстве АЗС города его совсем не стало. Причем, как сообщил автомобилист Илья Глазунов, с подобной проблемой столкнулись даже ряд заправок «Газпромнефти». «Топлива нет уже вторые сутки. Только G-дизель. Сотрудники АЗС объясняют это тем, что бензовозы еще не доехали», – рассказывал он.
Позже о дефиците солярки сообщили губернатор Владимир Городецкий и мэр Новосибирска Анатолий Локоть. По словам руководителей региона и города, проблемы с уборкой снега в снегопад возникли, в том числе, из-за ограниченного запаса горючего, которые поставляет новосибирским дорожным службам все та же «Газпромнефть». Дефицит горючего испытали как минимум два ДЭУ – №1 и №3.
Ранее президент Ассоциации независимых нефтетрейдеров Юлия Золотовская сообщала, что объективных причин для дефицита нет. Возможно, зимний дизель в приоритетном порядке поставлялся или в другие регионы, или на экспорт, из-за чего независимые нефтетрейдеры вынуждены покупать зимний дизель на других заводах, где цена заметно выше, что в итоге привело к росту цен на солярку на ряде заправочных станций.
Ноябрьскую ситуацию с дефицитом солярки у одного из основных поставщиков председатель совета директоров сети АЗС «Синтез» («Сибнефть») Геннадий Панкеев назвал «огромным проколом». «Не было дизеля, и только в 20-х числах ноября оно появилось в основном. Был дизель на отдельных АЗС, на наших заправках был сначала ноября, и то у нас были перебои. А «Газпромнефть» сама себя не могла обеспечить зимним дизельным топливом. В этой ситуации, понятно, у некоторых АЗС возник соблазн торговать летним дизелем, которое в морозы становится суррогатом», – объяснил ситуацию Панкеев.
На что жалуетесь?
Начальник отдела (инспекции) госнадзора по Новосибирской области СМТУ Росстандарта Надежда Слесарева рассказала Сибкрай.ru, что ведомство получило много жалоб на качество топлива на станциях сети «Газпромнефть», однако проведенные проверки нарушений не выявили.
«Сейчас «Газпромнефть» по части дизеля реализует летнее топливо, – сообщила Слесарева порталу Сибкрай.ru 24 ноября. – Отмечу, что ранее применялся госстандарт, в котором были прописаны сроки реализации дизеля летнего и зимнего в зависимости от территорий. Сейчас в техническом регламенте такого нет. Привлечь по данному моменту «Газпромнефть» практически невозможно. Пока в работе находятся еще три жалобы».
В компании «Газпромнефть» указали, что «плановый переход на сезонное зимнее дизельное топливо осуществляется в соответствии с климатическими условиями». «В случае обращения клиента по вопросу качества топлива проводится расследование. Из бензобака автомобиля клиента отбирается проба, к исследованию также привлекается опечатанная арбитражная проба с АЗС, после чего все материалы направляются в лабораторию, – рассказал представитель компании. – С 1 по 20 ноября в «Единый центр поддержки клиентов» сети АЗС «Газпромнефть» обратились два автолюбителя Новосибирской области по вопросу качества нефтепродуктов. Все обращения зарегистрированы, проводится проверка. Ранее поступившее обращение от клиента на некачественное топливо на АЗС №143 не подтвердилось в ходе анализа проб в сертифицированной испытательной лаборатории».
По словам представителя «Авто-Мото Ассоциации» Алексея Носова, их общественная организация не раз пыталась поймать новосибирские АЗС этой сети на некачественном топливе, однако результаты экспертиз всегда были в пользу «заправщиков». В «Газпромнефти» на это отвечают, что компания сама «осуществляет многоступенчатый контроль качества топлива от завода до бензобака». Сертифицированная лаборатория проводит входной контроль качества каждой партии на нефтебазе, а также во время хранения и транспортировки.
«Нефтепродукты поступают на АЗС сети в бензовозах с опломбированными отсеками. Перед сливом топлива в резервуары автозаправочной станции снова проводится проверка. Все характеристики топлива зафиксированы в паспорте качества, с которым клиенты могут ознакомиться на АЗС. Арбитражная проба каждой партии топлива опечатывается и хранится до полной реализации партии. Ежемесячно на каждой автозаправочной станции сети проводятся дополнительные проверки», – уточнили в «Газпромнефти».
«С каждого второго бюджет недополучает»
Фальсифицированный бензин общественники находят регулярно у мелких продавцов. «По тем данным общественных экспертиз, которые мы проводили на протяжении последних нескольких лет, каждый раз убеждаемся в одном и том же, что уровень фальсификата на рынке составляет порядка 50%. Грубо говоря, каждый второй литр бензина или дизтоплива у нас является поддельным», – рассказал Носов. Общественник также обратил внимание на то, что те, кто реализует фальсифицированное топливо, само собой, не оплачивают акцизные сборы. «Если каждый второй литр – поддельный, с каждого второго бюджет недополучает», – отметил Носов.
Падение качества топлива в регионе ранее отмечал и Росстандарт, который проводил проверку новосибирских АЗС вместе с прокуратурой. Больше нарушений выявили на «независимых» автозаправках, не входящих в крупные сети. В основном претензии касались состава дизельного топлива, меньше вопросов было к Аи-92, Аи-95 и Аи-80. Основной показатель, по которому браковалось топливо, – это массовая доля серы.
По словам Юлии Золотовской, ухудшение качества топлива может быть связано с текущей ситуацией на рынке. Она указала, что поставщики ограничивают нефтетрейдеров в объемах продукции, а также ставят слишком высокие оптовые цены. По ее мнению, несколько исправить ситуацию могла бы добровольная сертификация бензина на АЗС. Несмотря на выявленные нарушения, в ближайшие два года контролировать независимых нефтетрейдеров будет сложно.
«Объявлена амнистия субъектам малого предпринимательства. Это означает, что сейчас каждый надзорный орган подготовил проект плана надзорной деятельности на 2016 год. Сейчас эти планы доводятся до ума. Так вот, в эти планы не включен ни один субъект малого предпринимательства, у нас львиная доля таких субъектов, а что касается топлива, то особенно, – указала заместитель руководителя Сибирского управления Росстандарта Людмила Гаталай. – И эти два года они освобождены вообще от плановых проверок, мы даже включить их в план не можем».
В тоже время Геннадий Панкеев считает, что качество топлива за последний год значительно хуже не стало. Но он согласен с тем мнением, что качество топлива зависит от ценовой политики государства, а также от количества ГСМ на рынке. «Если дефицит, то качество падает. У нас периодически дефицит есть», – отметил он.
Откуда фальсификат?
По словам общественника Алексея Носова, некачественный бензин появляется путем смешивания на НПЗ (нефтеперерабатывающих заводах), которых сейчас их такое количество, что проконтролировать все непросто. Некачественное топливо с октановым числом ниже заявленного разгоняют присадками, из 80-го бензина получают 95-й или 92-й.
Некачественный дизель попадает в регион через недобросовестных продавцов. Были случаи, когда некоторые АЗС, стремясь резко повысить прибыль, закупали на Яйском НПЗ в Кемеровской области дешевое котельное топливо, а реализовывали его на заправках как автомобильную солярку. «И вот беда в том, что у нас надзорные государственные органы сильно ограничены. Например, Росстанадарт ограничен административными регламентами по проверкам», – посетовал Алексей Носов.
В Росстандарте согласны с тем, что ведомству не хватает разрешенных возможностей для контроля. «Законодательство требует, чтобы мы проводили проверку в присутствии должностного лица. Сегодня вы, к примеру, написали жалобу, а мы придем с проверкой, а там будет присутствовать только оператор. А он по кодексу не является должностным лицом. Закон разрешает проводить проверки без уведомления, если нарушены права потребителей. Но для того, чтобы прийти, нужно должностное лицо, а просто приехать со специалистом руководителя и ждать, соизволит ли должностное лицо подъехать, это – нет», – уточнила представитель ведомства Надежда Слесарева.
«Они пишут, что у нас «учет» на АЗС, пересмена, закрывают заправку, и Росстандарт проверку не может провести», – добавил Алексей Носов.
Слесарева заметила, что задача Росстандарта – следить за НПЗ, а не закрывать такие заводы, как Яйский, за то, что их солярка попадает на АЗС. «Приезжает к ним бензовоз: а, может, для котельных топливо забирает? Мы находили заправки, которые предоставляли документы с Яйского НПЗ, сейчас научились, прячут. А раньше предъявляли паспорт Яйского НПЗ, а что там не прописано технического регламента, внимания не обращали. Хотя сам по себе завод работает легально», – продолжила Слесарева.
Куда «бежать»?
Руководитель новосибирского «Гражданского патруля» Ростислав Антонов советует автолюбителям обязательно подавать жалобы, если АЗС реализует некачественное топливо. Представители этой организации недавно взяли на проверку шесть образцов бензина и дизтоплива на разных заправках в Новосибирске, такие контрольные закупки они проводят регулярно. По словам общественника, у организации есть опыт составления жалоб на АЗС, поэтому при необходимости они готовы оказать бесплатную юридическую помощь автомобилистам, заправившимся контрафактным бензином.
«Для этого необходимо установить мобильное приложение «Гражданский патруль» и отправить жалобу через него. К отправленной жалобе должен приложить фото чека и описать в чем проблема с указанием даты заправки, адреса заправочной станции. Также можно прийти к нам в офис», – рассказал Ростислав Антонов.
Представитель «Авто-Мото Ассоциации» Алексей Носов заметил, что прецеденты, когда через суд удавалось взыскать ущерб с АЗС из-за некачественного топлива, ему неизвестны. «Правоприменительная практика такова, что доказать не качественность бензина можно, а вот доказать, что он был куплен на конкретной АЗС и не смешался с другим бензином, невозможно. Кроме того, достаточно сложно доказывать, что ущерб был нанесен именно бензином. Хотя в случае красного нагара на свечах очевидна причина поломки – некачественный бензин, а если, например, вышел из строя ТНВД (топливный насос высокого давления), тогда доказать невозможно», – высказал свое мнение общественник.
Владелец юридической компании Виталий Ветров считает, что шанс добиться от АЗС компенсации через суд есть всегда. Но, не видя заключения экспертов или иные доказательства низкого качества топлива, можно только гадать, как на ромашке, указал он.
Пока все, что может грозить дельцам, продающим контрафактный бензин, – это штраф от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Причем, по словам Алексея Носова, с учетом дохода даже небольших заправочных станций, эта сумма небольшая. К тому же, наказание можно обжаловать через суд. Между тем, в России готовятся поправки в административный кодекс, которые ужесточат меры против недобросовестных владельцев АЗС и нефтебаз. В частности, предлагается установить оборотные штрафы в размере от 10% до 15% процентов от выручки юридического лица за предшествующий год, а в случае повторного нарушения – приостанавливать работу сети на 90 дней. Законопроект об изменениях в КоАП будет скоро опубликован для общественного обсуждения.