Дом на улице Есенина, 56 в Дзержинском районе Новосибирска уже пять лет как должен быть сдан в эксплуатацию. Вместо этого многие дольщики снимают квартиры и выплачивают кредиты, взятые на покупку собственного жилья. Застройщик, компания «Жилстрой», постоянно отодвигает сроки окончания работ, предлагая обманутым людям в очередной раз поверить в близкий конец стройки.
Строительство дома на Есенина, 65 началось в 2008 году. Предполагалось, что сдача объекта (а это многоэтажка с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой) будет вестись поэтапно – тремя очередями. Первые три подъезда (блок-секции) должны принять первых жильцов в 2010 году, но фактически первая очередь была сдана в январе 2013 года. Вторая очередь – три блок-секции – тоже были обещаны в 2010 году, 227 дольщиков до сих пор ждут ключи от квартир.
«На сегодня вторая очередь дома – это две блок-секции в 12 этажей и одна в 14, возведены под крышу. По нашим данным, туда подведено тепло, электроэнергия, установлены лифты. Но въехать никто не может», – рассказал Олег Ткаченко, который представляет интересы своей дочери-дольщицы.
Сам застройщик ООО «Жилстрой» (входит в холдинг ОАО «СУ-9», создана для реализации одного проекта) не отвечает на обращения дольщиков – ни на письменные, ни на личные. Людям предоставляется только короткая официальная информация – многочисленные проектные декларации, в которых регулярно переносятся сроки сдачи объекта. На официальном сайте строительной организации опубликовано 25 проектных деклараций. Последняя датирована 30 июня 2015 года. В ней сказано, что в третьем квартале 2015 года должен быть сдан один подъезд и подземная стоянка, а в четвертом квартале – еще два подъезда. Это подтверждает и Инспекция государственного строительного надзора Новосибирской области в ответе на запрос дольщиков.
По результатам последней внеплановой проверки с 8 по 17 июня 2015 года застройщику и подрядчику предписано «завершить строительно-монтажные работы, предоставить недостающую исполнительную документацию, провести испытания системы дымоудаления, подпора воздуха в шахты лифтов, а также устранить нарушения нормативных требований и организационно-правового порядка, проектной документации, выполнить замечания, отмеченные в предыдущих предписаниях».
Самим же дольщикам ставилось в укор, что в последние месяцы они не обращались с вопросами непосредственно к застройщику. Людям также посоветовали подавать судебные иски, если они считают свои интересы нарушенными. Тем временем районный суд уже начал выносить решения в пользу дольщиков, которые требовали от «Жилстроя» компенсации за невыполненный в срок договор и проценты за пользование чужими средствами. В исках значатся суммы с шести нулями.
Стать проблемными
«Среди нас есть те, кто уже подал в суд и выиграл дело. Люди пошли к судебным приставам с этими решениями. Приставы только посмеялись в ответ. Ведь с ООО «Жилстрой» нечего взять. Визит в саму компанию тоже ничего не дал», – сказал Олег Ткаченко.
Дольщики дома на Есенина,65, как и многие другие пострадавшие участники долевого строительства, известны новосибирцам своими пикетами. По официальным данным правительства Новосибирской области, в перечне проблемных объектов в регионе значатся 67 домов, свое жилье вовремя не получили около шести тысяч граждан. Именно поэтому в столицу Сибири зачастил депутат Госдумы Александр Хинштейн, который возглавляет рабочую группу президиума генсовета «Единой России» по защите прав вкладчиков и дольщиков. Всякий раз эти визиты сопровождались встречами с пострадавшими, важными совещаниями. Недостроенные очереди дома на улице Есенина,65 были взяты под особый контроль.
Все, что реально удалось сделать с начала активных действий дольщиков в 2012 году, – это включить вторую очередь дома в перечень проблемных объектов. Однако и это дольщикам не особо помогло. Они продолжали получать типовые ответы регионального минстроя, мэрии и прокуратуры. Вот лишь несколько примеров из переписки дольщиков с чиновниками (копии документов имеются в распоряжении редакции).
Департамент строительства и архитектуры мэрии на запрос дольщика отвечает, что «проведено совещание с участием представителей ООО «Жилстрой» и управления архитектурно-строительной инспекции… Ориентировочный срок сдачи второй очереди дома – IV квартал 2012 г.» (ответ от 13 марта 2012 года). Несколько позже в 2012 году уже из министерства строительства и ЖКХ Новосибирской области пришел ответ, в котором также говорилось про совещания, но срок сдачи уже сдвинут на год – четвертый квартал 2013 года. Прокуратура Дзержинского района, которая в 2012 году также рассматривала заявления дольщиков с Есенина, 65, констатировала, что дом в срок не введен, посему рекомендовала людям обращаться в суд с требованием возврата денег и процентов за пользования чужими средствами.
В 2013 году письма чиновников пошли по новому кругу. Со своей стороны запросы направлял и депутат Законодательного собрания Новосибирской области Юрий Зозуля, он адресовали их бывшему губернатору Василию Юрченко.
Суд уже начал выносить решения в пользу дольщиков, которые требовали от «Жилстроя» компенсации за невыполненный в срок договор и проценты за пользование чужими средствами. В исках значатся суммы с шести нулями.
Наконец, летом 2013 года дело, казалось, должно было сдвинуться с мертвой точки. Минстрой начал в судебном порядке добиваться запрета не деятельность «Жилстроя» по привлечению денег дольщиков. При такой угрозе любой застройщик пытается исправить ситуацию, чтобы финансовые поток для строительства не иссяк. Но по факту все вышло иначе. 28 августа арбитражный суд Новосибирской области удовлетворил соответствующее заявление министерства и запретил ООО «Жилстрой» привлекать деньги от дольщиков на завершения строительство второй очереди дома на год. И после этого в отчетных материалах ООО «Жилстрой» отсутствует информация о привлечении денег на строительства какого-либо объекта. Аналогичная картина и в отчетах генподрядчика «СУ-9». В числе строящихся объектов не было ничего, кроме главного учебного корпуса Новосибирского госуниверситета. Так обстоят дела и до сих пор. Только корпус НГУ (на открытие которого, кстати, ждут президента России Владимира Путина) и дом на Есенина, 65. Таков короткий список строек, на которых заняты компании «Жилстроя».
Через президента
На сайте областного минстроя можно найти подробную информацию о том, на что может рассчитывать пострадавший дольщик. В частности, есть алгоритм завершения строительства проблемных объектов. Его суть – создание ЖСК и привлечение дополнительных средств на достройку жилья. Причем пострадавшие дольщики могут рассчитывать на субсидии. Естественно, все это должно проводиться под контролем властей.
Ничего подобного дольщикам с Есенина, 65 не предлагалось, сообщили Сибкрай.ru участники инициативной группы. «Наш дом в списке проблемных, некоторые дольщики подают в суд. И все мы получаем только очередные ответы о новых сроках ввода второй очереди», – указал дольщик Роман Боровских. Сам Роман уже три года как должен был жить в новой квартире. Помимо личных сбережений для приобретения жилья на Есенина, 65 он взял кредит. В его исковых требованиях к ООО «Жилстрой» сейчас 3,5 миллиона рублей. В эту сумму не входят деньги, которые за три года ушли у Романа на аренду жилья. Тех средств, потраченных за годы ожидания достройки дома, хватило бы на отличный ремонт в новой квартире.
В ООО «Жилстрой» после внеплановых проверок были обнаружены нарушения законодательства. Руководитель компании Александр Пахомов был привлечен к административной ответственности. Таким образом, говорится в ответе дольщикам из администрации президента России, «принимаются все возможные в данной ситуации меры по защите прав и законных интересов граждан-инвесторов строительства жилых домов по улице Есенина, 65 в Дзержинском районе города Новосибирска». Этот документ люди получили из Кремля прошлой весной.
ЦИТАТА
Глава Министерства строительства России Михаил Мень – о долевом строительстве и возможности изменения ФЗ-214, о котором говорится уже не один год:
«Ни тогда, ни сейчас мы не собирались отменять долевое строительство. Речь о том, чтобы этот механизм привлечения средств не ассоциировался в сознании людей с обманутыми дольщиками. Когда было создано министерство, речь шла о том, что новый механизм должен появиться через несколько лет. В 2014 году мы решили этот вопрос не трогать, опасаясь снижения объемов строительства. Но ситуация изменилась: текущие сложности в экономике могут привести к появлению новых обманутых дольщиков. На рынок выходят компании, которые в принципе не могут выдержать имеющиеся у них обязательства перед соинвесторами. Поэтому сейчас мы вновь приступили к обсуждению темы совершенствования системы продаж квартир на первичном рынке. В конце 2013 года, когда создавалось наше министерство, в стране было около 60 тысяч обманутых дольщиков, сейчас их 43 тысяч. Понемногу проблема решается: появился соответствующий реестр, действенные меры приняты в регионах. Мы хотим, чтобы при долевом строительстве появилась третья сторона – банк. Как происходит при строительстве объектов по госзаказу? Генподрядчик, прежде чем выйти на стройку, берет банковскую гарантию, что позволяет заказчику быть спокойным: в случае форс-мажора он застрахован банковской гарантией. Примерно такой же механизм можно использовать и на первичном рынке жилья. Сейчас по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова создана рабочая группа во главе с моим замом Натальей Антипиной, помимо чиновников в группу входят крупные застройщики, банки, страховые компании. Сейчас главная задача – найти оптимальный механизм, который бы не сильно сказался на цене квадратного метра» («Коммерсантъ»).