Лента новостей

Все новости

Популярное

Новосибирская область увязла в «мусорном болоте» – ничего не строится, тарифы растут

 Анна Алябьева   Фото: архив

Новосибирская область увязла в «мусорном болоте» – ничего не строится, тарифы растут

Концессионное соглашение о строительстве на территории Новосибирской области мусороперерабатывающих/мусоросортировочных комплексов с полигонами было заключено дважды: сначала с «Экологией-Новосибирск», а теперь с МУП «САХ». Эти самые заводы с полигонами новосибирцам обещают, как минимум, с 2016 года. Но к сегодняшнему дню готовы только проекты, и то – не окончательные. Поэтому ждать решения мусорного вопроса жителям региона, судя по всему, придется еще долго. А время, как говорится, уже не терпит – жители того же Новосибирска в последнее время регулярно жалуются на переполненные мусорные баки во дворах и на несанкционированные свалки мусора.

Пока в России выделяют миллиарды рублей на обращение с твердыми коммунальными отходами и их переработку, в Новосибирской области все глубже утопают в мусорной теме. Регион еще в 2019 году должен был получить два мусороперерабатывающих завода с полигонами твердых коммунальных отходов, которые не подлежат переработке. Однако со временем планы по строительству мусороперерабатывающих заводов трансформировались в решение построить мусоросортировочные комплексы с полигонами. При этом реальные работы по возведению хоть каких-то комплексов не начаты до сих пор.

Информация о том, что на территории Новосибирской области будет реализован проект строительства полигонов твердых коммунальных отходов, появилась еще в 2014 году – в мае было подписано соглашение об информационном сотрудничестве по его реализации между правительством Новосибирской области, мэрией Новосибирска и ООО «Компания «Экология» (позднее – «Экология-Новосибирск»).

О создании мусороперерабатывающих комплексов с участками для размещения отходов – «полигон Раздольное» и «полигон Верх-Тула» – в своем инвестиционном послании в 2015 году говорил Владимир Городецкий, который на то время возглавлял область.

Согласно данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в 2015 году на территории области было образовано 3,9 миллиона тонн отходов, утилизировано – 2,4 миллиона тонн, захоронено – 1,2 миллиона тонн. За это же время предприятия и население города Новосибирска образовали более 1,5 миллиона тонн отходов.

В том же 2015 году участки сельхозземли в 80 га были перезонированы для строительства комплекса и полигона твердых бытовых отходов.

В 2016 году в новосибирском правительстве уже обсуждали подходы и решения к заключению концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения ТКО (твердых коммунальных отходов). По федеральному закону, который требовал новой схемы утилизации, к 1 января 2017 года в каждом российском регионе должны были быть приняты законы об утилизации, сортировке мусора и обращении с отходами – к этому времени субъекты должны были определиться с региональным оператором, организующим цепочку от сбора до захоронения, а полигоны по утилизации мусора должны были быть вынесены за пределы городской черты. 

22 июля 2016 года правительство Новосибирской области и компания «Экология-Новосибирск» заключили мусорную концессию сроком на 40 лет – с 2016 по 2055 год. На момент заключения соглашения концессионер обязался построить два мусоросортировочных комплекса с полигонами в Раздольном и Верх-Туле. Объем инвестиций в проект на тот момент составлял 6,5 миллиарда рублей. Региональные власти гарантировали концессионеру 121 миллиард рублей дохода. Объем валовой выручки концессионера в 2017 году оценивался в 272 миллиона рублей, в 2018 году – около двух миллиардов рублей, а к 2055 году сумма должна была вырасти до 4,5 миллиарда рублей. 

В рамках мусорной концессии гарантировались цены на захоронение отходов: 100 рублей за кубометр, за обработку-сортировку отходов – 350 рублей за кубометр. В итоге складывалась сумма в 450 рублей за кубический метр.

Новосибирцы с самого начала назвали это соглашение «мусорной аферой». С ними согласились и некоторые депутаты Законодательного собрания региона. Противники концессии указывали на явное завышение почти всех экономических показателей: суммарной валовой выручки концессионера почти на 40 миллиардов рублей, самого объема инвестиций (6,5 миллиарда рублей), тарифа концессионера (почти в пять раз от действующих), гарантированного объема мусора (на 100 – 150 тысяч тонн). Все эти завышения, были уверены они, приведут к недобору доходов концессионера, который придется компенсировать из областного бюджета.

В 2017 году ушедший с поста губернатора Владимир Городецкий в одном из интервью признался, что мусорная концессия относится скорее к его недоработке. В то же время некоторые эксперты считали, что это соглашение сыграло не последнюю роль в его отставке.

«Думаю, что некоторые проблемные вопросы, например, мусорная концессия, ставшая именем нарицательным, относится к моей недоработке и недоработке моей команды – это недостаточность первичного профессионального диалога, открытости, – признавался Городецкий. – Думаю, по мусорной концессии идет борьба за теневой бизнес. Сегодня в этой системе много непорядков, которые кому-то пока на руку».

Против «мусорной аферы» в Новосибирске и Новосибирской области проходили многочисленные митинги, создавались открытые обращения и писались письма, организовывались обсуждения и прочие формы протеста. Против нее выступали дачники и депутаты горсовета и Заксобрания, а также представители Росавиации. Активно участвовали в обсуждении экологи, у которых было много претензий: и по близкому расположению запланированного комплекса к реке Издревой, и по угрозе существованию здесь занесенных в Красную книгу видов.

Общественные активисты указывали и на то, что участок, выделенный под полигон, находится в зоне ограничения на строительство Новосибирского авиационного завода им. Чкалова: размещать свалки в радиусе 15 километров нельзя, так как они привлекают птиц, которые создают серьезные помехи самолетам и даже могут привести к крушению. Западно-Сибирское управление Росавиации тогда выступило против строительства мусоросортировочного комплекса и полигона в районе памятника природы «Долина реки Издревая». А 10 июля 2017 года Комиссия по согласованию и контролю за строительством зданий и сооружений в районе аэродрома Новосибирск (Ельцовка) филиала ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» рассмотрела заявку ООО «Экология-Новосибирск» на согласование строительства и эксплуатации мусоросортировочного комплекса на приаэродромной территории и выдала заключение об отказе – из-за несоответствия требованиям, установленным законодательством. Новосибирские власти тогда заявили, что готовы доработать проект.

Местные депутаты, которых беспокоила финансовая сторона соглашения, неоднократно предлагали внести поправки. Спустя время часть поправок была оформлена в дополнительные соглашения. Весной 2017 года соответствующие проекты постановлений о целесообразности заключения дополнительных соглашений были предварительно одобрены.

Под дополнительными соглашениями подразумевалось внесение изменений в условия концессионного соглашения, которые были выработаны по итогам взаимодействия с прокуратурой, рабочей группой, с Общероссийским народным фронтом и с концессионером. Одно из основных направлений изменений – объем гарантированных поставок мусора: минимальный ежегодный объем был снижен с 800 тысяч тонн в год до 728 тысяч тонн. Для концедента (правительства Новосибирской области) допускалось снижение фактического ежегодного объема загрузки на 9 %, это 72 тысячи тонн отходов. Задел в 9 % позволял в случае снижения поставок мусора у региона избежать обязательств по выплате субсидий.

Кроме того, из соглашения были убраны неопределенные формулировки. Так, из особых обстоятельств были исключены «иные неблагоприятные для реализации концессионером соглашения события», возможность влияния на реализацию концессионного соглашения третьих лиц, полностью исключались гарантии по валовой выручке концендента и стоимости услуги концессионера, а экономическая сбалансированность концедента гарантировалась только объемом загрузки с учетом допуска ее снижения на 9 %.

Осенью 2017 года управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области ФАС потребовало от новосибирского МинЖКХ расторгнуть заключенные допсоглашения с ООО «Экология-Новосибирск» до 15 ноября 2017 года, так как изменения затрагивали существенные условия договора, которые нельзя менять без серьезных объективных причин.

17 октября 2017 года тогда еще временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников упомянул о намерении расторгнуть концессионное соглашение с «Экология-Новосибирск».

«В существующем виде соглашение реализовать невозможно. На сегодняшний день я вижу единственный вариант – это выйти из действующего соглашения, переформатировать этот проект и перезапустить его заново. Пересмотру должны быть подвергнуты как экономические, так и технологические условия соглашения», – заявил Травников.

А 21 октября 2017 года сотни новосибирцев вышли на митинг с таким же требованием.

При этом в 2018 году уже говорилось о включении в территориальную схему обращения с отходами семи кластерных объектов размещения ТКО – комплексных полигонов, четырех внутрирайонных объектов размещения отходов – комплексных полигонов и 81 площадки временного накопления ТКО. В переходный период должны были появиться пять объектов размещения отходов для обеспечения потребностей агломерационного Новосибирского кластера, один мусороперерабатывающий завод в городе Новосибирске. В перспективе предполагалось создать четыре объекта размещения отходов, с мощностью в интервале от 150 до 400 тысяч тонн. Срок концессионных (инвестиционных) проектов – не более 25 лет.

Первый перечень объектов – полигонов с мусоросортировочной линией – был утвержден распоряжением правительства области от 1 февраля 2018 года: межрайонные комплексы в Барабинске с мощностью в 60 тысяч тонн отходов в год (оценочным объемом инвестиций в 138 266,10 тысячи рублей); Татарске с мощностью 50 тысяч тонн (оценочным объемом инвестиций 139 266,10 тысячи рублей); в Тогучине с мощностью 30 тысяч тонн (оценочным объемом инвестиций 127 817,10 тысячи рублей); в Каргате с мощностью 30 тысяч тонн (оценочным объемом требуемых инвестиций 127 817,10 тысячи рублей); Кыштовке с мощностью 5 тысяч тонн (оценочным объемом требуемых инвестиций 97 751,5 тысячи рублей).

Но мусорные концессии начали последовательно «закапывать». В том же 2018 году власти «заморозили» первую мусорную концессию, а затем – в 2022 году – расторгли ее, правда, по соглашению сторон. Не запущена на сегодняшний день и ни одна из других мусорных концессий – по созданию шести комплексных объектов по обращению с ТКО в Новосибирской области. Однако Российский экологический оператор публично заявлял, что все шесть объектов могут быть созданы уже в середине 2024 года. Однако мы помним, что с момента завершения строительства полигона в селе Северном прошло около десяти лет, но из-за неутвержденной проектной документации пришлось начать его реконструкцию, а впоследствии и вовсе было принято решение о расторжении договора. Возведение полигона в Карасуке, начавшееся в 2014 году, остановилась из-за не прошедшей экспертизу проектной документации. Тем временем, ни один из существующих объектов размещения ТКО не оснащен оборудованием для обработки и сортировки отходов. С 2019 года не построено ни одного полигона. А теперь уже бывший концессионер и региональный оператор «Экология-Новосибирск» ( (в сентябре 2017 года Группа «ВИС» приобрела 75 % ООО «Экология-Новосибирск») в декабре 2021 года подала заявление о самобанкротстве из-за долга почти в два миллиарда рублей. В 2022 году компания лишилась статуса регионального оператора, а весной 2023 года была объявлена банкротом. В настоящее время вокруг компании ведутся различные разбирательства, в том числе судебные

В то же время, 31 октября 2023 года в областном правительстве было подписано новое концессионное соглашение в отношении строительства и эксплуатации Левобережного комплекса по переработке ТКО (КПО «Левобережный»). Подписи под документом поставили министр ЖКХ и энергетики региона Денис Архипов и директор МУП «Спецавтохозяйство» Андрей Зыков – сейчас оба находятся в СИЗО под следствием по делам, не связанным со строительством комплекса. 

КПО «Левобережный» предположительно разместится в 3,3 километра от села Верх-Тула Новосибирского района – это расстояние от комплекса до ближайших жилых домов. Комплекс предназначен для обработки, обезвреживания и захоронения ТКО от жилых домов, общественных зданий и сооружений, предприятий торговли, общественного питания, уличного, садово-паркового, строительного мусора, а также строительных и промышленных отходов 4,5 класса опасности. Объем инвестиций концессионера МУП «САХ» в создание концессионного объекта составит более 3,2 миллиарда рублей. Объект рассчитан на годовой прием ТКО, включая КГО, массой 300 000 тонн. Ввод в эксплуатацию Левобережного комплекса по переработке отходов с момента регистрации всех договоров аренды земельных участков, необходимых для проектирования и строительства концессионного объекта, – 24 месяца.

Также МинЖКХ и «САХ» заключили концессионное соглашение на строительство и эксплуатацию Правобережного комплекса по переработке твердых коммунальных отходов – КПО «Правобережный», планируемого к размещению на территории Раздольненского сельсовета Новосибирского района. Общий объем инвестиций МУП «САХ» в создание объекта составит более 3,48 миллиарда рублей. Объект рассчитан на годовой прием твердых коммунальных отходов, включая крупногабаритные отходы, массой 330 000 тонн. Ввод в эксплуатацию Правобережного комплекса по переработке отходов с момента регистрации всех договоров аренды земельных участков, необходимых для проектирования и строительства концессионного объекта, – 21 месяц.

В Новосибирске на данный момент действуют два крупных полигона коммунальных отходов – Левобережный на улице Малыгина и Правобережный в районе Гусинобродского шоссе. На первом пожары происходят ежегодно последние несколько лет. После очередного возгорания в мае 2024 года в правительстве региона приняли решение о перенаправлении всех отходов, следующих на левобережный полигон, на правый берег, при этом схема обращения с отходами осталась прежней. Учитывая, что мусор везут и из агломерации, трудозатраты. Власти указывают, что ввод в эксплуатацию новых комплексов позволит прекратить захоронение мусора на двух действующих полигонах, после чего они будут рекультивированы.

Но эксперты московской организации НП «ЭМАСерт», в которой провели экспертизу по заказу новосибирцев, уже заявили, что строительство КПО «Левобережный» в районе поселка Верх-Тула невозможно – из-за несоответствия нормам в сфере экологической безопасности, которые обязательны для таких объектов.

«Экспертная комиссия считает предусмотренное воздействие на окружающую среду недопустимым, а реализацию объекта невозможным. Органам государственной власти и местного самоуправления предлагается принять во внимание выводы настоящей экспертизы при принятии решения об осуществлении проекта строительства… КПО «Левобережный», – говорится в итоговом документе.

Местные жители отправили материалы экспертизы властям, в Следственный комитет, прокуратуру и экологические инстанции. Если строительство начнется, они готовы обратиться в суд. Концессионер объекта – муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство» (МУП «САХ») – тоже получил результаты экспертизы.

«В настоящее время указанная документация направлена в адрес генерального проектировщика КПО "Левобережный" – ООО "Институт проектирования экологии и гигиены" для рассмотрения», – прокомментировали в «САХ».

В предприятии пояснили, что после того, как специалисты изучат результаты экспертизы, дадут ответ местным жителям, но подчеркнули, что проекту предстоит пройти государственную экологическую экспертизу и Главгосэкспертизу.

Отметим, что при всем этом в регионе действует государственная программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области», которая, исходя из отчета за 2023 год, успешно реализуется. На деле же – в Новосибирской области продолжается «мусорный застой». Сколько еще он продлится с таким подходом, когда за последние шесть лет не реализовано ни одного масштабного проекта, который бы кардинально изменил ситуацию при имеющихся объемах финансирования, неизвестно.

Несмотря на это, на территории региона увеличили размер тарифа на вывоз твердых коммунальных отходов – с 6 августа плата на одного проживающего составляет 86,61 рублей в месяц, размер платежа изменился на 7,52 рубля. В департаменте по тарифам заявили, что изменение тарифа на вывоз ТКО не превышает установленных правительством РФ средних значений индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2024 год.


Концессионное соглашение о строительстве на территории Новосибирской области мусороперерабатывающих/мусоросортировочных комплексов с полигонами было заключено дважды: сначала с «Экологией-Новосибирск», а теперь с МУП «САХ». Эти самые заводы с полигонами новосибирцам обещают, как минимум, с 2016 года. Но к сегодняшнему дню готовы только проекты, и то – не окончательные. Поэтому ждать решения мусорного вопроса жителям региона, судя по всему, придется еще долго. А время, как говорится, уже не терпит – жители того же Новосибирска в последнее время регулярно жалуются на переполненные мусорные баки во дворах и на несанкционированные свалки мусора.

Пока в России выделяют миллиарды рублей на обращение с твердыми коммунальными отходами и их переработку, в Новосибирской области все глубже утопают в мусорной теме. Регион еще в 2019 году должен был получить два мусороперерабатывающих завода с полигонами твердых коммунальных отходов, которые не подлежат переработке. Однако со временем планы по строительству мусороперерабатывающих заводов трансформировались в решение построить мусоросортировочные комплексы с полигонами. При этом реальные работы по возведению хоть каких-то комплексов не начаты до сих пор.

Информация о том, что на территории Новосибирской области будет реализован проект строительства полигонов твердых коммунальных отходов, появилась еще в 2014 году – в мае было подписано соглашение об информационном сотрудничестве по его реализации между правительством Новосибирской области, мэрией Новосибирска и ООО «Компания «Экология» (позднее – «Экология-Новосибирск»).

О создании мусороперерабатывающих комплексов с участками для размещения отходов – «полигон Раздольное» и «полигон Верх-Тула» – в своем инвестиционном послании в 2015 году говорил Владимир Городецкий, который на то время возглавлял область.

Согласно данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в 2015 году на территории области было образовано 3,9 миллиона тонн отходов, утилизировано – 2,4 миллиона тонн, захоронено – 1,2 миллиона тонн. За это же время предприятия и население города Новосибирска образовали более 1,5 миллиона тонн отходов.

В том же 2015 году участки сельхозземли в 80 га были перезонированы для строительства комплекса и полигона твердых бытовых отходов.

В 2016 году в новосибирском правительстве уже обсуждали подходы и решения к заключению концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения ТКО (твердых коммунальных отходов). По федеральному закону, который требовал новой схемы утилизации, к 1 января 2017 года в каждом российском регионе должны были быть приняты законы об утилизации, сортировке мусора и обращении с отходами – к этому времени субъекты должны были определиться с региональным оператором, организующим цепочку от сбора до захоронения, а полигоны по утилизации мусора должны были быть вынесены за пределы городской черты. 

22 июля 2016 года правительство Новосибирской области и компания «Экология-Новосибирск» заключили мусорную концессию сроком на 40 лет – с 2016 по 2055 год. На момент заключения соглашения концессионер обязался построить два мусоросортировочных комплекса с полигонами в Раздольном и Верх-Туле. Объем инвестиций в проект на тот момент составлял 6,5 миллиарда рублей. Региональные власти гарантировали концессионеру 121 миллиард рублей дохода. Объем валовой выручки концессионера в 2017 году оценивался в 272 миллиона рублей, в 2018 году – около двух миллиардов рублей, а к 2055 году сумма должна была вырасти до 4,5 миллиарда рублей. 

В рамках мусорной концессии гарантировались цены на захоронение отходов: 100 рублей за кубометр, за обработку-сортировку отходов – 350 рублей за кубометр. В итоге складывалась сумма в 450 рублей за кубический метр.

Новосибирцы с самого начала назвали это соглашение «мусорной аферой». С ними согласились и некоторые депутаты Законодательного собрания региона. Противники концессии указывали на явное завышение почти всех экономических показателей: суммарной валовой выручки концессионера почти на 40 миллиардов рублей, самого объема инвестиций (6,5 миллиарда рублей), тарифа концессионера (почти в пять раз от действующих), гарантированного объема мусора (на 100 – 150 тысяч тонн). Все эти завышения, были уверены они, приведут к недобору доходов концессионера, который придется компенсировать из областного бюджета.

В 2017 году ушедший с поста губернатора Владимир Городецкий в одном из интервью признался, что мусорная концессия относится скорее к его недоработке. В то же время некоторые эксперты считали, что это соглашение сыграло не последнюю роль в его отставке.

«Думаю, что некоторые проблемные вопросы, например, мусорная концессия, ставшая именем нарицательным, относится к моей недоработке и недоработке моей команды – это недостаточность первичного профессионального диалога, открытости, – признавался Городецкий. – Думаю, по мусорной концессии идет борьба за теневой бизнес. Сегодня в этой системе много непорядков, которые кому-то пока на руку».

Против «мусорной аферы» в Новосибирске и Новосибирской области проходили многочисленные митинги, создавались открытые обращения и писались письма, организовывались обсуждения и прочие формы протеста. Против нее выступали дачники и депутаты горсовета и Заксобрания, а также представители Росавиации. Активно участвовали в обсуждении экологи, у которых было много претензий: и по близкому расположению запланированного комплекса к реке Издревой, и по угрозе существованию здесь занесенных в Красную книгу видов.

Общественные активисты указывали и на то, что участок, выделенный под полигон, находится в зоне ограничения на строительство Новосибирского авиационного завода им. Чкалова: размещать свалки в радиусе 15 километров нельзя, так как они привлекают птиц, которые создают серьезные помехи самолетам и даже могут привести к крушению. Западно-Сибирское управление Росавиации тогда выступило против строительства мусоросортировочного комплекса и полигона в районе памятника природы «Долина реки Издревая». А 10 июля 2017 года Комиссия по согласованию и контролю за строительством зданий и сооружений в районе аэродрома Новосибирск (Ельцовка) филиала ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» рассмотрела заявку ООО «Экология-Новосибирск» на согласование строительства и эксплуатации мусоросортировочного комплекса на приаэродромной территории и выдала заключение об отказе – из-за несоответствия требованиям, установленным законодательством. Новосибирские власти тогда заявили, что готовы доработать проект.

Местные депутаты, которых беспокоила финансовая сторона соглашения, неоднократно предлагали внести поправки. Спустя время часть поправок была оформлена в дополнительные соглашения. Весной 2017 года соответствующие проекты постановлений о целесообразности заключения дополнительных соглашений были предварительно одобрены.

Под дополнительными соглашениями подразумевалось внесение изменений в условия концессионного соглашения, которые были выработаны по итогам взаимодействия с прокуратурой, рабочей группой, с Общероссийским народным фронтом и с концессионером. Одно из основных направлений изменений – объем гарантированных поставок мусора: минимальный ежегодный объем был снижен с 800 тысяч тонн в год до 728 тысяч тонн. Для концедента (правительства Новосибирской области) допускалось снижение фактического ежегодного объема загрузки на 9 %, это 72 тысячи тонн отходов. Задел в 9 % позволял в случае снижения поставок мусора у региона избежать обязательств по выплате субсидий.

Кроме того, из соглашения были убраны неопределенные формулировки. Так, из особых обстоятельств были исключены «иные неблагоприятные для реализации концессионером соглашения события», возможность влияния на реализацию концессионного соглашения третьих лиц, полностью исключались гарантии по валовой выручке концендента и стоимости услуги концессионера, а экономическая сбалансированность концедента гарантировалась только объемом загрузки с учетом допуска ее снижения на 9 %.

Осенью 2017 года управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области ФАС потребовало от новосибирского МинЖКХ расторгнуть заключенные допсоглашения с ООО «Экология-Новосибирск» до 15 ноября 2017 года, так как изменения затрагивали существенные условия договора, которые нельзя менять без серьезных объективных причин.

17 октября 2017 года тогда еще временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников упомянул о намерении расторгнуть концессионное соглашение с «Экология-Новосибирск».

«В существующем виде соглашение реализовать невозможно. На сегодняшний день я вижу единственный вариант – это выйти из действующего соглашения, переформатировать этот проект и перезапустить его заново. Пересмотру должны быть подвергнуты как экономические, так и технологические условия соглашения», – заявил Травников.

А 21 октября 2017 года сотни новосибирцев вышли на митинг с таким же требованием.

При этом в 2018 году уже говорилось о включении в территориальную схему обращения с отходами семи кластерных объектов размещения ТКО – комплексных полигонов, четырех внутрирайонных объектов размещения отходов – комплексных полигонов и 81 площадки временного накопления ТКО. В переходный период должны были появиться пять объектов размещения отходов для обеспечения потребностей агломерационного Новосибирского кластера, один мусороперерабатывающий завод в городе Новосибирске. В перспективе предполагалось создать четыре объекта размещения отходов, с мощностью в интервале от 150 до 400 тысяч тонн. Срок концессионных (инвестиционных) проектов – не более 25 лет.

Первый перечень объектов – полигонов с мусоросортировочной линией – был утвержден распоряжением правительства области от 1 февраля 2018 года: межрайонные комплексы в Барабинске с мощностью в 60 тысяч тонн отходов в год (оценочным объемом инвестиций в 138 266,10 тысячи рублей); Татарске с мощностью 50 тысяч тонн (оценочным объемом инвестиций 139 266,10 тысячи рублей); в Тогучине с мощностью 30 тысяч тонн (оценочным объемом инвестиций 127 817,10 тысячи рублей); в Каргате с мощностью 30 тысяч тонн (оценочным объемом требуемых инвестиций 127 817,10 тысячи рублей); Кыштовке с мощностью 5 тысяч тонн (оценочным объемом требуемых инвестиций 97 751,5 тысячи рублей).

Но мусорные концессии начали последовательно «закапывать». В том же 2018 году власти «заморозили» первую мусорную концессию, а затем – в 2022 году – расторгли ее, правда, по соглашению сторон. Не запущена на сегодняшний день и ни одна из других мусорных концессий – по созданию шести комплексных объектов по обращению с ТКО в Новосибирской области. Однако Российский экологический оператор публично заявлял, что все шесть объектов могут быть созданы уже в середине 2024 года. Однако мы помним, что с момента завершения строительства полигона в селе Северном прошло около десяти лет, но из-за неутвержденной проектной документации пришлось начать его реконструкцию, а впоследствии и вовсе было принято решение о расторжении договора. Возведение полигона в Карасуке, начавшееся в 2014 году, остановилась из-за не прошедшей экспертизу проектной документации. Тем временем, ни один из существующих объектов размещения ТКО не оснащен оборудованием для обработки и сортировки отходов. С 2019 года не построено ни одного полигона. А теперь уже бывший концессионер и региональный оператор «Экология-Новосибирск» ( (в сентябре 2017 года Группа «ВИС» приобрела 75 % ООО «Экология-Новосибирск») в декабре 2021 года подала заявление о самобанкротстве из-за долга почти в два миллиарда рублей. В 2022 году компания лишилась статуса регионального оператора, а весной 2023 года была объявлена банкротом. В настоящее время вокруг компании ведутся различные разбирательства, в том числе судебные

В то же время, 31 октября 2023 года в областном правительстве было подписано новое концессионное соглашение в отношении строительства и эксплуатации Левобережного комплекса по переработке ТКО (КПО «Левобережный»). Подписи под документом поставили министр ЖКХ и энергетики региона Денис Архипов и директор МУП «Спецавтохозяйство» Андрей Зыков – сейчас оба находятся в СИЗО под следствием по делам, не связанным со строительством комплекса. 

КПО «Левобережный» предположительно разместится в 3,3 километра от села Верх-Тула Новосибирского района – это расстояние от комплекса до ближайших жилых домов. Комплекс предназначен для обработки, обезвреживания и захоронения ТКО от жилых домов, общественных зданий и сооружений, предприятий торговли, общественного питания, уличного, садово-паркового, строительного мусора, а также строительных и промышленных отходов 4,5 класса опасности. Объем инвестиций концессионера МУП «САХ» в создание концессионного объекта составит более 3,2 миллиарда рублей. Объект рассчитан на годовой прием ТКО, включая КГО, массой 300 000 тонн. Ввод в эксплуатацию Левобережного комплекса по переработке отходов с момента регистрации всех договоров аренды земельных участков, необходимых для проектирования и строительства концессионного объекта, – 24 месяца.

Также МинЖКХ и «САХ» заключили концессионное соглашение на строительство и эксплуатацию Правобережного комплекса по переработке твердых коммунальных отходов – КПО «Правобережный», планируемого к размещению на территории Раздольненского сельсовета Новосибирского района. Общий объем инвестиций МУП «САХ» в создание объекта составит более 3,48 миллиарда рублей. Объект рассчитан на годовой прием твердых коммунальных отходов, включая крупногабаритные отходы, массой 330 000 тонн. Ввод в эксплуатацию Правобережного комплекса по переработке отходов с момента регистрации всех договоров аренды земельных участков, необходимых для проектирования и строительства концессионного объекта, – 21 месяц.

В Новосибирске на данный момент действуют два крупных полигона коммунальных отходов – Левобережный на улице Малыгина и Правобережный в районе Гусинобродского шоссе. На первом пожары происходят ежегодно последние несколько лет. После очередного возгорания в мае 2024 года в правительстве региона приняли решение о перенаправлении всех отходов, следующих на левобережный полигон, на правый берег, при этом схема обращения с отходами осталась прежней. Учитывая, что мусор везут и из агломерации, трудозатраты. Власти указывают, что ввод в эксплуатацию новых комплексов позволит прекратить захоронение мусора на двух действующих полигонах, после чего они будут рекультивированы.

Но эксперты московской организации НП «ЭМАСерт», в которой провели экспертизу по заказу новосибирцев, уже заявили, что строительство КПО «Левобережный» в районе поселка Верх-Тула невозможно – из-за несоответствия нормам в сфере экологической безопасности, которые обязательны для таких объектов.

«Экспертная комиссия считает предусмотренное воздействие на окружающую среду недопустимым, а реализацию объекта невозможным. Органам государственной власти и местного самоуправления предлагается принять во внимание выводы настоящей экспертизы при принятии решения об осуществлении проекта строительства… КПО «Левобережный», – говорится в итоговом документе.

Местные жители отправили материалы экспертизы властям, в Следственный комитет, прокуратуру и экологические инстанции. Если строительство начнется, они готовы обратиться в суд. Концессионер объекта – муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство» (МУП «САХ») – тоже получил результаты экспертизы.

«В настоящее время указанная документация направлена в адрес генерального проектировщика КПО "Левобережный" – ООО "Институт проектирования экологии и гигиены" для рассмотрения», – прокомментировали в «САХ».

В предприятии пояснили, что после того, как специалисты изучат результаты экспертизы, дадут ответ местным жителям, но подчеркнули, что проекту предстоит пройти государственную экологическую экспертизу и Главгосэкспертизу.

Отметим, что при всем этом в регионе действует государственная программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области», которая, исходя из отчета за 2023 год, успешно реализуется. На деле же – в Новосибирской области продолжается «мусорный застой». Сколько еще он продлится с таким подходом, когда за последние шесть лет не реализовано ни одного масштабного проекта, который бы кардинально изменил ситуацию при имеющихся объемах финансирования, неизвестно.

Несмотря на это, на территории региона увеличили размер тарифа на вывоз твердых коммунальных отходов – с 6 августа плата на одного проживающего составляет 86,61 рублей в месяц, размер платежа изменился на 7,52 рубля. В департаменте по тарифам заявили, что изменение тарифа на вывоз ТКО не превышает установленных правительством РФ средних значений индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2024 год.