В Новосибирске перестал существовать востребованный автобусный маршрут № 67, который появился только в 2019 году под избирательную кампанию мэра Анатолия Локтя. Впоследствии эти автобусы перестали видеть на улицах совсем, а из-за невыгодных условий перевозчики отказывались обслуживать маршрут. В результате власти решили ликвидировать его.
Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска издал приказ об отмене кольцевого автобусного маршрута № 67. Причиной стало то, что власти не смогли найти перевозчика, который бы согласился обслуживать маршрут.
История фантомного маршрута «Вокзал «Новосибирск-Главный» – ДК им. Кирова – вокзал «Новосибирск-Главный» началась давно – местные жители, в особенности, пожилые, 14 лет добивались его открытия. Маршрут должен был полностью покрывать длинную улицу Владимировскую, по всей длине которой проходит только два маршрута – троллейбус № 24 и маршрутка № 30а. Оба – с гигантской протяженностью через весь город. Как рассказывал Сибкрай.ru председатель территориального общественного управления (ТОС) «Владимировский» Сергей Скобляков, у микрорайона нет прямого транспортного сообщения с вокзалом «Новосибирск Главный», где расположена администрация.
Помимо прочего, маломобильным жителям Владимировской приходится преодолевать спартанский путь к главному отделению своей поликлиники № 20 – оно находится на улице 1905 года, 19. В филиал на Ленина, 13, отправляют проходить рентген и другие обследования.
Маршрут долго не удавалось согласовать с мэрией. Только в 2019 году – в год выборов мэра Новосибирска – в администрации города выразили готовность пойти жителям навстречу. В июле того года администрация перевела автобус маршрута № 67 со схемы «Станция метро «Заельцовская» – ПКИО «Заельцовский» на схему «Вокзал «Новосибирск-Главный» – ДК им. Кирова – вокзал «Новосибирск-Главный». Маршрут с тремя ПАЗиками заработал, перевозчиком выступило ООО «АвтоРегионБус». Так как маршрут малорентабельный, в довесок к нему с компанией заключили контракт на обслуживание более популярного маршрута № 41.
С первого же дня работы маршрута начались проблемы – власти не опубликовали график движения автобусов. Проработали они два месяца – до октября, аккурат после завершения выборов мэра в сентябре. Автобусы жители видели крайне редко.
В первые месяцы пандемии COVID-19 перевозчик перестал направлять транспорт на маршрут. При этом 41-й автобус продолжал ходить. Когда первая волна коронавируса ослабла, жители стали ожидать появления автобусов с табличкой «№ 67». Транспорт официально выходил на линию, однако следовал маршруту крайне редко.
«Я многократно проходил по его маршруту. Он то стоит на выезде из тоннеля. Либо была какая-то саботажная договоренность, либо что-то другое. То есть он выходит на маршрут – его зафиксировали. Потом он не понятно где находится. Люди по полтора-два часа стояли, ждали. Через два часа появляется. Ну разве можно таким транспортом пользоваться? Автобус идет с наклейкой на стекле "67", а наверху указано "53". То есть он выходит на маршрут № 67, а работает как № 53», – рассказывал Сергей Скобляков.
В ноябре 2020 года перевозки остановили и официально – в мэрии это объяснили нехваткой водителей. Жителям же предложили добираться до Сухарной и парка с пересадками. В марте 2021-го мэрия расторгла договор с перевозчиком на оба маршрута и в том же месяце заключила контракт на маршрут № 41 с ООО «Сибирь Экспресс», которым владеет тот же человек, что и ООО «АвтоРегионБус».
Маршрут же № 67 продолжал существовать – несколько раз власти объявляли, что ищут перевозчика, но из-за его низкой рентабельности желающих не нашлось. При этом, согласно документу планирования, не позднее II квартала 2022 года мэрия была обязана реализовать маршрут № 67 посредством муниципального контракта. Это могло бы полностью решить проблему с поиском перевозчика, и, следовательно, завершить эпопею с фантомным маршрутом. Но, по всей видимости, это уже не выгодно городской администрации.
Прокуратура по обращению депутата Законодательного собрания Константина Антонова проверила, насколько законны действия мэрии. В ведомстве выяснили, что с июля 2021 года департамент транспорта не принимал меры по организации перевозок на маршруте и не размещал информацию о начале приема заявок. В результате прокурор города внес мэру Анатолию Локтю представление.
Впоследствии – в декабре 2021-го и январе 2022 года мэрия дважды объявляла о начале приема заявок от перевозчиков для обслуживания маршрута, но они не пришли. Это дало муниципалитету законную возможность закрыть маршрут окончательно.
Прокуратуру такой вариант устроил – в ответе Константину Антонову утверждается, что транспорт у жителей есть.
«Проведенной прокуратурой города Новосибирска проверкой установлено, что транспортное обслуживание граждан по направлениям, предусмотренным маршрутом № 67, осуществляется перевозчиками посредством пассажирских перевозок по иным маршрутам», – говорится в ответе.
Но за последние годы в других маршрутах, которые курсируют по улице Владимировской, не произошло изменений, которые бы улучшили доступность социальных объектов для жителей, замечает председатель ТОС «Владимировский» Сергей Скобляков в разговоре с журналистом Сибкрай.ru. По-прежнему пенсионерам, людям с проблемами в здоровье, приходится преодолевать большой пешеходный мост. А если учитывать, как в Новосибирске обстоят дела с уборкой снега и весенней грязью, каждое такое путешествие для пожилых людей превращается в преодоление полосы препятствий.
«Если работник прокуратуры здоровый мужик или абсолютно здоровая женщина – в плане здоровья [то проблем нет]. У нас очень старый микрорайон, очень много пожилых людей, инвалидов, астматики, люди, пережившие инфаркт. Я и сам уже два года мучаюсь со здоровьем. Это подняться через 100 ступенек на мост. Они там пишут, 600-700 метров [доступность объектов], но не все спортсмены, не у всех есть разряды! Как нам, или мамам с детьми, подняться туда, пройти через железную дорогу до вокзала, а потом вернуться обратно? Ко мне обращаются астматики, сердечники, диабетики – люди, которые задыхаются на ровном месте. На такси не все могут ездить – не все категории попадают под социальное такси, а наши современные условия не позволяют пенсионерам пользоваться обычным», – поясняет Сергей Скобляков.
Он также указывает на то, что ни один из действующих автобусных маршрутов не позволяет жителям быстро добраться до поликлиники, детского сада.
«У нас оказание основной медицинской помощи – это улица 1905 года или Ленина, 13. У нас есть филиал, но там один терапевт и еще несколько врачей, можно сдать не все анализы. Очень ограниченная помощь и узких специалистов нет. Естественно, кто-то просто-напросто разочарован, говорят: ну, вот так, мы власти не нужны, наверно, умирать придется. Настолько пессимистический настрой у людей. Люди, которые всю жизнь отдали городу, остались для города изгоями. Если бы кого-то касалось это, они бы поняли, что значит физически преодолеть этот путь», – сетует председатель ТОС.
Сомнения в том, что маршрут действительно будет честно функционировать для людей, у жителей микрорайона были с самого начала. Но до конца поверить в это они не могли.
«Это заведомо было, по-моему, запланировано. Просто показать, в глаза людям пыль пустить, какой заботливый у нас мэр. Это, безусловно, повлияло на выборы, потому что и мы в свою очередь объясняли людям, что вот, решен вопрос. Но люди так и говорили: выборы пройдут и рейс перестанет действовать. И никаким образом невозможно повлиять – одна отговорка: маршрут нерентабельный. А с какой стати он будет рентабельным, если никакой информированности у людей нет? Только мы своими силами развесили объявления», – рассуждает Сергей Скобляков.
Пока новосибирцы не представляют, возможно ли выйти из ситуации. Председатель ТОС признается, что жителям может просто не хватить сил, чтобы бороться за маршрут дальше – если уж и прокуратура, пока пенсионеры и инвалиды карабкались по лестнице в больницу, не усмотрела «оснований для иных мер прокурорского реагирования».
С одной стороны, проблема жителей микрорайона упирается в нежелание городских властей идти им навстречу. Мэрия могла бы с самого начала не пускать маршрут на самотек, сделав всё «на отвали», а контролировать действия перевозчика, активнее распространять информацию о расписании движения автобуса, а даже и в случае расторжения договора с ООО «АвтоРегионБус», найти другого, надежного перевозчика. Так сделала бы власть, которая готова работать с людьми на местах. Ведь проблему нерентабельности маршрута в год выборов мэра легко решили, добавив к нему более денежный, но потом всё пошло не так.
С другой позиции – прокуратура, которая не усмотрела мер реагирования. И если это действительно так, ведомство провело доскональную проверку исполнения контракта, проверило его условия, и другие аспекты, а все оказалось «чисто», тогда проблема уперлась в топорность законодательства. С одной стороны, рьяно отстаивая права инвалидов – после каждого визита человека из Генпрокуратуры в Новосибирск, решаются десятки проблем, – в этой ситуации ведомство оказалось не способно помочь другим инвалидам. И тогда сколько таких микрорайонов в России, как описанный в этом материале, оказавшихся запертыми за широкой дорогой?
В Новосибирске перестал существовать востребованный автобусный маршрут № 67, который появился только в 2019 году под избирательную кампанию мэра Анатолия Локтя. Впоследствии эти автобусы перестали видеть на улицах совсем, а из-за невыгодных условий перевозчики отказывались обслуживать маршрут. В результате власти решили ликвидировать его.«Умирать придется»: мэрия Новосибирска закрыла фантомный автобусный маршрут № 67
 Денис Калин
Фото: 2gis, prawdom.ru, mroteh.ru
Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска издал приказ об отмене кольцевого автобусного маршрута № 67. Причиной стало то, что власти не смогли найти перевозчика, который бы согласился обслуживать маршрут.
История фантомного маршрута «Вокзал «Новосибирск-Главный» – ДК им. Кирова – вокзал «Новосибирск-Главный» началась давно – местные жители, в особенности, пожилые, 14 лет добивались его открытия. Маршрут должен был полностью покрывать длинную улицу Владимировскую, по всей длине которой проходит только два маршрута – троллейбус № 24 и маршрутка № 30а. Оба – с гигантской протяженностью через весь город. Как рассказывал Сибкрай.ru председатель территориального общественного управления (ТОС) «Владимировский» Сергей Скобляков, у микрорайона нет прямого транспортного сообщения с вокзалом «Новосибирск Главный», где расположена администрация.
Помимо прочего, маломобильным жителям Владимировской приходится преодолевать спартанский путь к главному отделению своей поликлиники № 20 – оно находится на улице 1905 года, 19. В филиал на Ленина, 13, отправляют проходить рентген и другие обследования.
Маршрут долго не удавалось согласовать с мэрией. Только в 2019 году – в год выборов мэра Новосибирска – в администрации города выразили готовность пойти жителям навстречу. В июле того года администрация перевела автобус маршрута № 67 со схемы «Станция метро «Заельцовская» – ПКИО «Заельцовский» на схему «Вокзал «Новосибирск-Главный» – ДК им. Кирова – вокзал «Новосибирск-Главный». Маршрут с тремя ПАЗиками заработал, перевозчиком выступило ООО «АвтоРегионБус». Так как маршрут малорентабельный, в довесок к нему с компанией заключили контракт на обслуживание более популярного маршрута № 41.
С первого же дня работы маршрута начались проблемы – власти не опубликовали график движения автобусов. Проработали они два месяца – до октября, аккурат после завершения выборов мэра в сентябре. Автобусы жители видели крайне редко.
В первые месяцы пандемии COVID-19 перевозчик перестал направлять транспорт на маршрут. При этом 41-й автобус продолжал ходить. Когда первая волна коронавируса ослабла, жители стали ожидать появления автобусов с табличкой «№ 67». Транспорт официально выходил на линию, однако следовал маршруту крайне редко.
«Я многократно проходил по его маршруту. Он то стоит на выезде из тоннеля. Либо была какая-то саботажная договоренность, либо что-то другое. То есть он выходит на маршрут – его зафиксировали. Потом он не понятно где находится. Люди по полтора-два часа стояли, ждали. Через два часа появляется. Ну разве можно таким транспортом пользоваться? Автобус идет с наклейкой на стекле "67", а наверху указано "53". То есть он выходит на маршрут № 67, а работает как № 53», – рассказывал Сергей Скобляков.
В ноябре 2020 года перевозки остановили и официально – в мэрии это объяснили нехваткой водителей. Жителям же предложили добираться до Сухарной и парка с пересадками. В марте 2021-го мэрия расторгла договор с перевозчиком на оба маршрута и в том же месяце заключила контракт на маршрут № 41 с ООО «Сибирь Экспресс», которым владеет тот же человек, что и ООО «АвтоРегионБус».
Маршрут же № 67 продолжал существовать – несколько раз власти объявляли, что ищут перевозчика, но из-за его низкой рентабельности желающих не нашлось. При этом, согласно документу планирования, не позднее II квартала 2022 года мэрия была обязана реализовать маршрут № 67 посредством муниципального контракта. Это могло бы полностью решить проблему с поиском перевозчика, и, следовательно, завершить эпопею с фантомным маршрутом. Но, по всей видимости, это уже не выгодно городской администрации.
Прокуратура по обращению депутата Законодательного собрания Константина Антонова проверила, насколько законны действия мэрии. В ведомстве выяснили, что с июля 2021 года департамент транспорта не принимал меры по организации перевозок на маршруте и не размещал информацию о начале приема заявок. В результате прокурор города внес мэру Анатолию Локтю представление.
Впоследствии – в декабре 2021-го и январе 2022 года мэрия дважды объявляла о начале приема заявок от перевозчиков для обслуживания маршрута, но они не пришли. Это дало муниципалитету законную возможность закрыть маршрут окончательно.
Прокуратуру такой вариант устроил – в ответе Константину Антонову утверждается, что транспорт у жителей есть.
«Проведенной прокуратурой города Новосибирска проверкой установлено, что транспортное обслуживание граждан по направлениям, предусмотренным маршрутом № 67, осуществляется перевозчиками посредством пассажирских перевозок по иным маршрутам», – говорится в ответе.
Но за последние годы в других маршрутах, которые курсируют по улице Владимировской, не произошло изменений, которые бы улучшили доступность социальных объектов для жителей, замечает председатель ТОС «Владимировский» Сергей Скобляков в разговоре с журналистом Сибкрай.ru. По-прежнему пенсионерам, людям с проблемами в здоровье, приходится преодолевать большой пешеходный мост. А если учитывать, как в Новосибирске обстоят дела с уборкой снега и весенней грязью, каждое такое путешествие для пожилых людей превращается в преодоление полосы препятствий.
«Если работник прокуратуры здоровый мужик или абсолютно здоровая женщина – в плане здоровья [то проблем нет]. У нас очень старый микрорайон, очень много пожилых людей, инвалидов, астматики, люди, пережившие инфаркт. Я и сам уже два года мучаюсь со здоровьем. Это подняться через 100 ступенек на мост. Они там пишут, 600-700 метров [доступность объектов], но не все спортсмены, не у всех есть разряды! Как нам, или мамам с детьми, подняться туда, пройти через железную дорогу до вокзала, а потом вернуться обратно? Ко мне обращаются астматики, сердечники, диабетики – люди, которые задыхаются на ровном месте. На такси не все могут ездить – не все категории попадают под социальное такси, а наши современные условия не позволяют пенсионерам пользоваться обычным», – поясняет Сергей Скобляков.
Он также указывает на то, что ни один из действующих автобусных маршрутов не позволяет жителям быстро добраться до поликлиники, детского сада.
«У нас оказание основной медицинской помощи – это улица 1905 года или Ленина, 13. У нас есть филиал, но там один терапевт и еще несколько врачей, можно сдать не все анализы. Очень ограниченная помощь и узких специалистов нет. Естественно, кто-то просто-напросто разочарован, говорят: ну, вот так, мы власти не нужны, наверно, умирать придется. Настолько пессимистический настрой у людей. Люди, которые всю жизнь отдали городу, остались для города изгоями. Если бы кого-то касалось это, они бы поняли, что значит физически преодолеть этот путь», – сетует председатель ТОС.
Сомнения в том, что маршрут действительно будет честно функционировать для людей, у жителей микрорайона были с самого начала. Но до конца поверить в это они не могли.
«Это заведомо было, по-моему, запланировано. Просто показать, в глаза людям пыль пустить, какой заботливый у нас мэр. Это, безусловно, повлияло на выборы, потому что и мы в свою очередь объясняли людям, что вот, решен вопрос. Но люди так и говорили: выборы пройдут и рейс перестанет действовать. И никаким образом невозможно повлиять – одна отговорка: маршрут нерентабельный. А с какой стати он будет рентабельным, если никакой информированности у людей нет? Только мы своими силами развесили объявления», – рассуждает Сергей Скобляков.
Пока новосибирцы не представляют, возможно ли выйти из ситуации. Председатель ТОС признается, что жителям может просто не хватить сил, чтобы бороться за маршрут дальше – если уж и прокуратура, пока пенсионеры и инвалиды карабкались по лестнице в больницу, не усмотрела «оснований для иных мер прокурорского реагирования».
С одной стороны, проблема жителей микрорайона упирается в нежелание городских властей идти им навстречу. Мэрия могла бы с самого начала не пускать маршрут на самотек, сделав всё «на отвали», а контролировать действия перевозчика, активнее распространять информацию о расписании движения автобуса, а даже и в случае расторжения договора с ООО «АвтоРегионБус», найти другого, надежного перевозчика. Так сделала бы власть, которая готова работать с людьми на местах. Ведь проблему нерентабельности маршрута в год выборов мэра легко решили, добавив к нему более денежный, но потом всё пошло не так.
С другой позиции – прокуратура, которая не усмотрела мер реагирования. И если это действительно так, ведомство провело доскональную проверку исполнения контракта, проверило его условия, и другие аспекты, а все оказалось «чисто», тогда проблема уперлась в топорность законодательства. С одной стороны, рьяно отстаивая права инвалидов – после каждого визита человека из Генпрокуратуры в Новосибирск, решаются десятки проблем, – в этой ситуации ведомство оказалось не способно помочь другим инвалидам. И тогда сколько таких микрорайонов в России, как описанный в этом материале, оказавшихся запертыми за широкой дорогой?