Мэрия Новосибирска бросила жителей крупного микрорайона без транспорта: маршрут, которого в Железнодорожном районе добивались более 14 лет, запустили с великодушной отмашки администрации Анатолия Локтя перед выборами мэра 2019 года. Но после переизбрания автобусы сразу испарились.
Улица Владимировская, расположенная в Железнодорожном районе Новосибирска, считалась самой престижной в начале 1900-х годов. В свое время на ней жили именитые железнодорожники. Первая улица в Новониколаевске, она была замощена и освещена фонарями. Назвали улицу в честь общественника своего времени Владимира Жандра – он многое сделал для её благоустройства.
Город развивался, росла и Владимировская – ее протяженность составляет порядка двух тысяч метров. Новосибирск обрастал сетью маршрутов, власти продумывали логистику, запускали общественный транспорт.
Сейчас, как и раньше, Владимировская является одной из важнейших улиц в Железнодорожном районе. В связке с Дуси Ковальчук, Нарымской и проспектом Димитрова она опоясывает крупный микрорайон, в котором, в том числе, находятся ж/д вокзал «Новосибирск-Главный», ряд музеев и ДК.
Несмотря на большое число жителей, по всей длине Владимировской проходит только два маршрута – троллейбус № 24 и маршрутка № 30а. Оба – с гигантской протяженностью: идут через весь город. Местные жители по сути заперты в своем микрорайоне. При этом и инициатива есть – уже более 14 лет они борются за то, чтобы мэрия запустила короткий маршрут.
«У нас нет прямого транспортного сообщения с центром города и с вокзалом «Главный», где находится администрация. Для того, чтобы туда попасть, пожилым, инвалидам или мамам с ребятишками нужно подняться через 90 ступеней на переходной мост с Владимировской, чтобы перейти на площадь Гарина-Михайловского. Либо через Шамшуринский тоннель, что тоже неудобно и долго», – поясняет председатель территориального общественного управления (ТОС) «Владимировский» Сергей Скобляков в разговоре с журналистом Сибкрай.ru.
Помимо прочего, маломобильным жителям Владимировской приходится преодолевать спартанский путь к главному отделению своей поликлиники № 20 – оно находится на улице 1905 года, 19. В филиал на Ленина, 13, отправляют проходить рентген и другие обследования.
Запуск необходимого маршрута осложнялся тем, что его долго не удавалось согласовать с мэрией. Годами тысячи жителей Железнодорожного района оставались без востребованного транспорта и уже потеряли веру в то, что городская администрация пойдет им навстречу.
Великодушная мэрия
А вот в 2019 году, в год выборов мэра, проблемой жителей почему-то активно заинтересовались в администрации Новосибирска. При содействии депутата горсовета Сергея Кальченко инициаторов внимательно выслушали в департаменте транспорта. Неожиданно ситуация развернулась в сторону горожан. Обсуждали всё – схему движения, график, информирование населения о запуске автобусов.
Летом, в июле, администрация перевела автобус маршрута № 67 со схемы «Станция метро «Заельцовская» – ПКИО «Заельцовский» на схему «Вокзал «Новосибирск-Главный» – ДК им. Кирова – вокзал «Новосибирск-Главный». Таким образом, в микрорайоне запустили кольцевой маршрут, который должен был полностью следовать по улице Владимировской.
Перевозчиком выступил ООО «АвтоРегионБус», а в довесок к локальному, малорентабельному маршруту с компанией заключили контракт на обслуживание более популярного маршрута № 41. На линию в Железнодорожном районе выделили три «ПАЗика».
Казалось бы, сбылась давняя мечта жителей микрорайона. Однако уже вскоре выяснилось, что в мэрии на их пожелания наплевали.
«Пустили автобус с 6 часов утра, в чем не было необходимости. Мы просили с семи утра до семи вечера, когда начинает и заканчивает работать поликлиника. Сделали с шести утра до десяти вечера. Кто будет ездить в потемках?», – задается вопросом Сергей Скобляков.
Не посчитали в мэрии необходимым опубликовать график движения автобусов, нанести информацию о маршруте на информационные щиты на остановках, а также рассказать жителям о запуске (не считая заметки и сюжета в провластных СМИ). Складывается ощущение, что вновь сделали всё через пень-колоду, что называется, «на отвали».
Тем не менее, маршрут даже заработал. Три «ПАЗика» с подобающим скрипом и переменным успехом перевозили жителей Железнодорожного района два месяца – аккурат до октября. Напомним, что 9 сентября были подведены итоги мэрских выборов – кресло главы города сохранил Анатолий Евгеньевич Локоть, набравший 50,25 % голосов избирателей.
Не долго музыка играла
После победы Локтя на выборах автобусы маршрута № 67 будто вошли во флотилию «Летучего голландца» – видели их лишь издалека, да и то изредка. Когда до города добралась пандемия и появились серьезные ограничения, резко снизился пассажиропоток. В результате перевозчик перестал направлять транспорт на маршрут. При этом 41-й автобус продолжал ходить.
Когда первая волна коронавируса ослабла, жители стали ожидать появления автобусов с табличкой «№ 67». Но с транспортом начало происходить что-то странное.
«Я многократно проходил по его маршруту. Он то стоит на выезде из тоннеля. Либо была какая-то саботажная договоренность, либо что-то другое. То есть он выходит на маршрут – его зафиксировали. Потом он не понятно где находится. Люди по полтора-два часа стояли, ждали. Через два часа появляется. Ну разве можно таким транспортом пользоваться? Автобус идет с наклейкой на стекле "67", а наверху указано "53". То есть он выходит на маршрут № 67, а работает как № 53», – утверждает Сергей Скобляков.
Вновь лишенные комфортного транспорта жители обратились к депутату Законодательного собрания Новосибирской области Константину Антонову. Они, в том числе, предложили продлить маршрут от остановки «ДК им. Кирова» по улице Сухарной до «ПКиО «Заельцовской». Осенью 2020 года депутат направил запрос в управление пассажирских перевозок мэрии. В городской администрации проблемы с транспортом признали и объяснили это нехваткой водителей, отметив, что по данным на 17 ноября работа восстановлена. Жителям же предложили добираться до Сухарной и парка с пересадками.
С ноября 2020 года по январь 2021 года Константин Антонов совместно со своими сотрудниками отслеживал автобусы маршрута № 67 по муниципальной карте и визуально.
«Больше, чем один автобус, не было никогда. В выходные автобус в принципе не ходил. В рабочие дни он выходил на маршрут утром и вечером – производил по одному рейсу. Ни о какой системной работе нет речи», – прокомментировал журналисту Сибкрай.ru депутат.
В очередном обращении в мэрию Константин Антонов задался вопросом – почему перевозчик до сих пор не отстранен от обслуживания маршрута? Уже в марте городская мэрия отрапортовала, что разорвала договор с ООО «АвтоРегионБус» на оба маршрута – № 41 и № 67 – и место перевозчика вакантно.
«Сизифов труд» администрации
А дальше мэрские чиновники показывают финт ушами.
«Мэрия быстро расторгает договор на маршруты, и очень шустро – с 29 марта по 31 марта – публикует на своем сайте объявление, что требуется перевозчик на маршрут № 41. Единственный, кто подал документы, это ООО "Сибирь Экспресс". Мэрия заключает с ним договор, а того маршрута как бы и не существует», – поясняет Константин Антонов.
Договор на обслуживание маршрута № 41 получила компания ООО «Сибирь Экспресс», у нее такой же собственник, как и у ООО «АвтоРегионБус». То есть де юре это разные перевозчики, но фактически – одна и та же команда.
Однако маршрут никуда не исчез, как бы того, кажется, хотят в мэрии. Он продолжает существовать, но только на бумаге. Администрация утверждает, что усиленно ищет перевозчика – целых три раза объявляла прием заявлений от желающих обслуживать маршрут.
Очевидно, что из-за нерентабельности маршрута, никто не подал заявку. При этом стоит иметь в виду и то, что мэрия нигде не сообщала о попытках найти перевозчика, также как и сделать маршрут популярным. Естественно, что если жители не знают даже график движения автобусов, перевозка никогда не окупится.
Команда депутата Антонова также выяснила, что согласно документу планирования ещё в марте 2021 года мэрия была обязана реализовать маршрут № 67 посредством муниципального контракта. Это могло бы полностью решить проблему с поиском перевозчика, и, следовательно, завершить эпопею с фантомным маршрутом. Но, по всей видимости, это уже не выгодно городской администрации.
«В ответ на вопрос, почему не был заключен муниципальный контракт в марте, поступил ответ, что в данный момент мэрия готовит изменения в документ планирования, и он проходит антикоррупционную экспертизу. То есть документ планирования меняется задним числом», – заявляет депутат.
Константин Антонов направил обращение в прокуратуру Новосибирской области с просьбой проверить законность действий департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии.
А что до горожан – они уже привыкли. Кажется, будто появление небольшого, но такого нужного маршрута стало для председателя ТОС Сергея Скоблякова делом жизни. Так получилось, что в 2019-м году жители Владимировской, Железнодорожного района стали для Анатолия Локтя и его мэрии разменной монетой в борьбе за насиженное место. Два месяца длилась сказка избранника, и, уверены новосибирцы, больше мэру не удастся их подкупить.
«Мы в основном проголосовали за Анатолия Локтя, потому что увидели мнимую заботу. У нас же основная, активная часть это люди чуть старше среднего возраста и пожилые. Это повлияло на его выборы, у нас в микрорайоне он победил благодаря этому», – подытожил Сергей Скобляков.
Мэрия Новосибирска бросила жителей крупного микрорайона без транспорта: маршрут, которого в Железнодорожном районе добивались более 14 лет, запустили с великодушной отмашки администрации Анатолия Локтя перед выборами мэра 2019 года. Но после переизбрания автобусы сразу испарились.
Улица Владимировская, расположенная в Железнодорожном районе Новосибирска, считалась самой престижной в начале 1900-х годов. В свое время на ней жили именитые железнодорожники. Первая улица в Новониколаевске, она была замощена и освещена фонарями. Назвали улицу в честь общественника своего времени Владимира Жандра – он многое сделал для её благоустройства.
Город развивался, росла и Владимировская – ее протяженность составляет порядка двух тысяч метров. Новосибирск обрастал сетью маршрутов, власти продумывали логистику, запускали общественный транспорт.
Сейчас, как и раньше, Владимировская является одной из важнейших улиц в Железнодорожном районе. В связке с Дуси Ковальчук, Нарымской и проспектом Димитрова она опоясывает крупный микрорайон, в котором, в том числе, находятся ж/д вокзал «Новосибирск-Главный», ряд музеев и ДК.
Несмотря на большое число жителей, по всей длине Владимировской проходит только два маршрута – троллейбус № 24 и маршрутка № 30а. Оба – с гигантской протяженностью: идут через весь город. Местные жители по сути заперты в своем микрорайоне. При этом и инициатива есть – уже более 14 лет они борются за то, чтобы мэрия запустила короткий маршрут.
«У нас нет прямого транспортного сообщения с центром города и с вокзалом «Главный», где находится администрация. Для того, чтобы туда попасть, пожилым, инвалидам или мамам с ребятишками нужно подняться через 90 ступеней на переходной мост с Владимировской, чтобы перейти на площадь Гарина-Михайловского. Либо через Шамшуринский тоннель, что тоже неудобно и долго», – поясняет председатель территориального общественного управления (ТОС) «Владимировский» Сергей Скобляков в разговоре с журналистом Сибкрай.ru.
Помимо прочего, маломобильным жителям Владимировской приходится преодолевать спартанский путь к главному отделению своей поликлиники № 20 – оно находится на улице 1905 года, 19. В филиал на Ленина, 13, отправляют проходить рентген и другие обследования.
Запуск необходимого маршрута осложнялся тем, что его долго не удавалось согласовать с мэрией. Годами тысячи жителей Железнодорожного района оставались без востребованного транспорта и уже потеряли веру в то, что городская администрация пойдет им навстречу.
Великодушная мэрия
А вот в 2019 году, в год выборов мэра, проблемой жителей почему-то активно заинтересовались в администрации Новосибирска. При содействии депутата горсовета Сергея Кальченко инициаторов внимательно выслушали в департаменте транспорта. Неожиданно ситуация развернулась в сторону горожан. Обсуждали всё – схему движения, график, информирование населения о запуске автобусов.
Летом, в июле, администрация перевела автобус маршрута № 67 со схемы «Станция метро «Заельцовская» – ПКИО «Заельцовский» на схему «Вокзал «Новосибирск-Главный» – ДК им. Кирова – вокзал «Новосибирск-Главный». Таким образом, в микрорайоне запустили кольцевой маршрут, который должен был полностью следовать по улице Владимировской.
Перевозчиком выступил ООО «АвтоРегионБус», а в довесок к локальному, малорентабельному маршруту с компанией заключили контракт на обслуживание более популярного маршрута № 41. На линию в Железнодорожном районе выделили три «ПАЗика».
Казалось бы, сбылась давняя мечта жителей микрорайона. Однако уже вскоре выяснилось, что в мэрии на их пожелания наплевали.
«Пустили автобус с 6 часов утра, в чем не было необходимости. Мы просили с семи утра до семи вечера, когда начинает и заканчивает работать поликлиника. Сделали с шести утра до десяти вечера. Кто будет ездить в потемках?», – задается вопросом Сергей Скобляков.
Не посчитали в мэрии необходимым опубликовать график движения автобусов, нанести информацию о маршруте на информационные щиты на остановках, а также рассказать жителям о запуске (не считая заметки и сюжета в провластных СМИ). Складывается ощущение, что вновь сделали всё через пень-колоду, что называется, «на отвали».
Тем не менее, маршрут даже заработал. Три «ПАЗика» с подобающим скрипом и переменным успехом перевозили жителей Железнодорожного района два месяца – аккурат до октября. Напомним, что 9 сентября были подведены итоги мэрских выборов – кресло главы города сохранил Анатолий Евгеньевич Локоть, набравший 50,25 % голосов избирателей.
Не долго музыка играла
После победы Локтя на выборах автобусы маршрута № 67 будто вошли во флотилию «Летучего голландца» – видели их лишь издалека, да и то изредка. Когда до города добралась пандемия и появились серьезные ограничения, резко снизился пассажиропоток. В результате перевозчик перестал направлять транспорт на маршрут. При этом 41-й автобус продолжал ходить.
Когда первая волна коронавируса ослабла, жители стали ожидать появления автобусов с табличкой «№ 67». Но с транспортом начало происходить что-то странное.
«Я многократно проходил по его маршруту. Он то стоит на выезде из тоннеля. Либо была какая-то саботажная договоренность, либо что-то другое. То есть он выходит на маршрут – его зафиксировали. Потом он не понятно где находится. Люди по полтора-два часа стояли, ждали. Через два часа появляется. Ну разве можно таким транспортом пользоваться? Автобус идет с наклейкой на стекле "67", а наверху указано "53". То есть он выходит на маршрут № 67, а работает как № 53», – утверждает Сергей Скобляков.
Вновь лишенные комфортного транспорта жители обратились к депутату Законодательного собрания Новосибирской области Константину Антонову. Они, в том числе, предложили продлить маршрут от остановки «ДК им. Кирова» по улице Сухарной до «ПКиО «Заельцовской». Осенью 2020 года депутат направил запрос в управление пассажирских перевозок мэрии. В городской администрации проблемы с транспортом признали и объяснили это нехваткой водителей, отметив, что по данным на 17 ноября работа восстановлена. Жителям же предложили добираться до Сухарной и парка с пересадками.
С ноября 2020 года по январь 2021 года Константин Антонов совместно со своими сотрудниками отслеживал автобусы маршрута № 67 по муниципальной карте и визуально.
«Больше, чем один автобус, не было никогда. В выходные автобус в принципе не ходил. В рабочие дни он выходил на маршрут утром и вечером – производил по одному рейсу. Ни о какой системной работе нет речи», – прокомментировал журналисту Сибкрай.ru депутат.
В очередном обращении в мэрию Константин Антонов задался вопросом – почему перевозчик до сих пор не отстранен от обслуживания маршрута? Уже в марте городская мэрия отрапортовала, что разорвала договор с ООО «АвтоРегионБус» на оба маршрута – № 41 и № 67 – и место перевозчика вакантно.
«Сизифов труд» администрации
А дальше мэрские чиновники показывают финт ушами.
«Мэрия быстро расторгает договор на маршруты, и очень шустро – с 29 марта по 31 марта – публикует на своем сайте объявление, что требуется перевозчик на маршрут № 41. Единственный, кто подал документы, это ООО "Сибирь Экспресс". Мэрия заключает с ним договор, а того маршрута как бы и не существует», – поясняет Константин Антонов.
Договор на обслуживание маршрута № 41 получила компания ООО «Сибирь Экспресс», у нее такой же собственник, как и у ООО «АвтоРегионБус». То есть де юре это разные перевозчики, но фактически – одна и та же команда.
Однако маршрут никуда не исчез, как бы того, кажется, хотят в мэрии. Он продолжает существовать, но только на бумаге. Администрация утверждает, что усиленно ищет перевозчика – целых три раза объявляла прием заявлений от желающих обслуживать маршрут.
Очевидно, что из-за нерентабельности маршрута, никто не подал заявку. При этом стоит иметь в виду и то, что мэрия нигде не сообщала о попытках найти перевозчика, также как и сделать маршрут популярным. Естественно, что если жители не знают даже график движения автобусов, перевозка никогда не окупится.
Команда депутата Антонова также выяснила, что согласно документу планирования ещё в марте 2021 года мэрия была обязана реализовать маршрут № 67 посредством муниципального контракта. Это могло бы полностью решить проблему с поиском перевозчика, и, следовательно, завершить эпопею с фантомным маршрутом. Но, по всей видимости, это уже не выгодно городской администрации.
«В ответ на вопрос, почему не был заключен муниципальный контракт в марте, поступил ответ, что в данный момент мэрия готовит изменения в документ планирования, и он проходит антикоррупционную экспертизу. То есть документ планирования меняется задним числом», – заявляет депутат.
Константин Антонов направил обращение в прокуратуру Новосибирской области с просьбой проверить законность действий департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии.
А что до горожан – они уже привыкли. Кажется, будто появление небольшого, но такого нужного маршрута стало для председателя ТОС Сергея Скоблякова делом жизни. Так получилось, что в 2019-м году жители Владимировской, Железнодорожного района стали для Анатолия Локтя и его мэрии разменной монетой в борьбе за насиженное место. Два месяца длилась сказка избранника, и, уверены новосибирцы, больше мэру не удастся их подкупить.
«Мы в основном проголосовали за Анатолия Локтя, потому что увидели мнимую заботу. У нас же основная, активная часть это люди чуть старше среднего возраста и пожилые. Это повлияло на его выборы, у нас в микрорайоне он победил благодаря этому», – подытожил Сергей Скобляков.