24 июня в Новосибирске наконец открылась после карантина по COVID-19 главная городская достопримечательность – зоопарк имени Шило. Корреспондент Сибкрай.ru побывал там, поговорил с посетителями и узнал у работников, кто больше всех скучал по людям.
Не все посетители оказались в курсе, что билеты можно купить только онлайн. Поэтому одна касса открыта, внутри девушка-кассир терпеливо раз за разом повторяет и демонстрирует на своем смартфоне каждому, кто подходит: «Билеты продаются только на сайте. Вот видите, заходите туда, оформляете и оплачиваете покупку, билет приходит вам на электронную почту. Его можно не распечатывать, а предъявить на контроле сотруднику прямо с телефона». Так что перед входом всегда стоит некоторое количество человек, озадаченно возящихся со своими смартфонами.
На входе вывеска про коронавирус, а также дезковрик, санитайзеры, разметка, предупреждающие плакаты: без масок вход воспрещен (маски продаются по 15 рублей на кассе), соблюдайте дистанцию. Контролеры и охранники с закрытыми лицами и руками, все строго.
В десять утра в зоопарке еще не жарко, асфальт и почва влажные, кругом очень чисто – почти стерильно. Вдоль главной аллеи буйно цветет разнообразная растительность, еще бы, за ней трепетно ухаживают. Подхожу к одному из садовников, поливающему низкорослые кустарники, поздравляю его с долгожданным открытием.
«Спасибо-спасибо, – дружелюбно отзывается он. – Да, наконец-то зоопарк ожил. Люди же тоже заждались, вчера много народу пришло: примерно 1300 человек. Вы видели, у нас над входом висит электронное табло, на котором видно количество посетителей?»
Действительно, висит. Итак, утром в четверг, 25 июня, в зоопарке 225 гостей. Но для площади в 0,6 квадратных километра это весьма скромно. По новым правилам максимальное количество – 3000.
Без маски внутрь не пускают, но внутри посетители соблюдают масочный режим чисто формально. У кого-то маска висит под подбородком, другие и вовсе несут свои маски в руках. Молодая мать сдергивает с носа карапуза цветную повязку и говорит, указывая в сторону хвойных деревьев:
– Подыши, тут такой воздух хороший – он обеззаражен фитонцидами! – Ребенок вряд ли понимает, что такое «фитонциды», но тут же радостно тянет к освободившемуся лицу свои ручки. Мать их перехватывает и протирает салфетками.
Не в первый раз попадаются на глаза уборщики. Они из пульверизатора опрыскивают все поручни, тщательно протирают их салфетками. Гости одобрительно качают головами: «Молодцы, заботятся».
Около обиталища белых медведей организована дезинфицирующая завеса – над проходом висит шланг со множеством распылителей, так что никто из гостей, обходящих бассейн по кругу, не может избежать слабо пахнущего отдушками химического облака. Процесс контролирует охранник.
Возле мишек, как всегда, толпа – социальную дистанцию никто не соблюдает, плечом к плечу восторженные зрители снимают на телефоны, как уже заметно подросшие Норди и Шайна перекидываются игрушками. «Они больше всех скучали по посетителям», – говорит сотрудница парка, качая головой.
В зоопарке не работают кафе и аттракционы, все подходы к ним перекрыты ограждениями, всюду предупреждающие таблички. Однако около «Лебединого озера» открыт киоск с напитками, хот-догами и горячей кукурузой. На нем висит предупреждение: без масок не обслуживаем. Продавец тут же опускает на лицо пластиковое «забрало».
«На весь зоопарк работает 3-4 точки, все кафе закрыты. Посетителям рекомендуют брать перекус с собой», – поясняет она. Наверное, поэтому время пребывания в парке сокращается чуть ли не в 1,5 раза.
Как всегда, собрали толпу зрителей играющие львы, теперь наблюдать за ними еще интереснее: возле вольера установили остекленные смотровые площадки без решеток. Сначала игра шла мирно, но вдруг самец за что-то устроил самке взбучку, нарычал и замахнулся мохнатой лапой. «Вот видишь, показал, кто в семье главный», – комментирует отец большого шумного семейства, отходя от смотровой площадки.
Каждая смотровая площадка снабжена шуточными инструкциями: «Сохраняйте расстояние в одно гнездо беркута (1,5 метра)», «Держите между собой северного оленя/гепарда».
Около остекленного вольера с двумя играющими шимпанзе стоит мужчина в униформе. Он следит за игрой обезьянок, нахваливает их, обращаясь по именам: «Ай да Люся, ох и Филька, разбойник!» Он жалеет маленьких невольников, но тут же обрывает себя: «Здесь они будут целее, чем на природе». Оказывается, Люсю и Филю конфисковали у браконьеров таможенники, шимпанзе полгода были в карантине, пока не получили все ветеринарные сертификаты. «За это надо карать, как за похищение человека!» – уверен сотрудник.
Филя поднимается к самому потолку – там стекло заканчивается и начинается сетка – просовывает в ячейку надкусанную морковь и бросает ее под ноги гостям, а сам чего-то ждет.
«Это он научился выменивать морковь на печеньки у работниц!» – поясняет мужчина.
– А вы тут работаете?
– Я простой вахтер, дядя Миша, – представляется он. – Присматриваю тут, не за этими (кивает он на шимпанзе), а за людьми: чтобы не кормили и не стучали в стекло.
Дядя Миша может много рассказать историй: как в Америке истребили бизонов на ремни передач, как в зоопарк привезли из ресторана 1,5 тысячи пустынных черепашек. «А! Что говорить, человеческая натура – это известное дело!..» – вздыхает вахтер.
Через пару метров картина маслом. «Урод, урод, урод!» – кричит, кривляясь, через стекло маленькой игрунке чей-то невоспитанный малыш. Начинаешь понимать дядю Мишу.
Вообще, в зоопарке очень много молодых семей с детьми, большинство карапузов зачарованно разглядывают вольеры из своих колясок. Ребята постарше в нетерпении тянут взрослых за руки – вперед к новым открытиям.
Новосибирцы Анна и Антон привезли своих сыновей, которые что-то взволнованно обсуждают у вольера с птицами. «Только что пришли, очень довольны! – говорит Анна. – Мы ждали, когда уже что-нибудь откроется, куда можно сводить детей, до этого были доступны только прогулки на теплоходе. Что касается безопасности – не обращали особо внимания, мы в этом смысле не привередливые! Но удобно, что ввели электронные билеты».
Но встречаются и пенсионеры. Со стороны «пингвинариума», весело щебеча, тянут бабушку за руки две девчушки, немного впереди оживленной группы идет задумчивый дедушка. «Мы – гости города, приехали из Санкт-Петербурга помочь детям с внучками. Вот, гуляем, все нормально пока, народу мало, все в масках, мы – тоже», – кивает Александр.
Возле страуса в восторге замерли два мальчика: один постарше, другой помладше. Страус подошел вплотную и смотрит на людей, поворачиваясь то одним глазом, то другим. Следом подходит их отец: «Как только зоопарк закрылся, мы стали читать новости, следить в инстаграм, ждать, когда же откроется. Вчера не смогли к открытию приехать, потому что были за городом, а сегодня мы тут. Будний день, народу нет, красота!»
Напомним, без посетителей обитатели зоопарка не только скучали, но и рисковали остаться голодными. Помогали животным всем миром – подключились даже иностранцы. А в конце июня правительство пообещало зоопарку субсидию в размере 22 миллионов рублей на содержание животных и выплату зарплат сотрудникам.