Всем участникам и пострадавшим во время трагедии, произошедшей в ночь на 2 февраля в Академгородке, юристы предлагают подать иски к собственнику здания – Министерству науки и высшего образования РФ. С таким призывом выступил управляющий партнер юридической фирмы «Рябинина, Зиновьев и Крестьянов» Алексей Крестьянов.
По словам Крестьянова, его компания давно уже занимается такими делами, и он гарантирует успех разбирательств по этим делам в суде. Главное – установить виновного, допустившего нарушения в обеспечении безопасности. Сейчас это – главная задача и следователей, по ходатайству которых суд пока арестовал только организатора вечеринки Антона Шматова.
Напомним, в ночь с первого на второе февраля в кафе «Родня» на бульваре Молодежи в Академгородке обвалились стены из сэндвич-панелей. В результате одна студентка погибла, еще четверо были госпитализированы. Спасателям пришлось полтора часа доставать людей из-под обломков.
В этот же день председатель СК России Александр Бастрыкин уже направил криминалистов центрального аппарата в Новосибирскую область. Делегация прибыла, чтобы помочь новосибирским специалистам в расследовании обрушения. По горячим следам выяснилось, что кафе-бар находится на территории ГУП ЖКХ и потому лицензии на розничную продажу алкоголя, как общепит, не имеет. Однако это ни у кого не вызывало вопросов, поскольку жалоб или обращений в Минпромторг НСО не поступало.
А на следующий день Советский районный суд постановил взять под домашний арест организатора вечеринки, где погибла 22-летняя студентка. Антона Шматова подозревают в «Оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших смерть человека». Кроме того, как рассказывают очевидцы, у 27-летнего фигуранта обнаружили наркотики - марихуану.
Однако вряд ли он является единственным «виновным», кто должен отвечать по искам жертв трагедии. Вечеринка проводилась в помещении склада строительных материалов по адресу: бульвар Молодежи, 36. Его кадастровый номер - 54:35:032575:40, по которому можно проследить историю этого помещения. Когда-то склад находился в ведении СО РАН. Он оборудован рампой на сваях для удобства при разгрузке автомобилей. На этой самой рампе, шириной метра полтора, в свое время самовольно и незаконно был построен коридор из сэндвич-панелей, который во время вечеринки и был использован как гардероб. По словам очевидцев, этот гардероб отапливался тепловой пушкой, из-за чего неубранный с крыши снег начал таять, в результате, крыша обрушилась – пострадали люди.
Уже через несколько часов после трагедии СО РАН открестилось от этого склада. И действительно, еще 31 октября 2019 года объект был передан из оперативного управления СО РАН в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирского научного центра» (ФГУП «ЖКХ ННЦ»), которое, в свою очередь, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 г. № 1293-р отнесено к организациям, подведомственным Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России). Право хозяйственного ведения ФГУП «ЖКХ ННЦ» было зарегистрировано 10.12.2019 г.
Поэтому все попытки территориального управления Миннауки снять с себя ответственность за случившееся, скорее всего, будут напрасны. В соответствии с п. 4.3.22 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2018 № 682, Минобрнауки России осуществляет функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными организациями.
Теперь возникает основной вопрос: как в помещение попали двести человек, кто дал на это разрешение и на каких основаниях? Представитель территориального управления Миннобрнауки заявил в одном из интервью, что люди проникли в помещение путем «самозахвата», а собственник ничего не знал о планируемом мероприятии. Однако в это поверить невозможно. Во-первых, территория склада наглухо огорожена и хорошо охраняется – проникнуть туда можно только через единственные электрические ворота, которые контролирует круглосуточная охрана. Во-вторых, Антон Шматов заявил в зале судебного заседания, что те, у кого он, по его словам, взял помещение в аренду даже провели электричество в здание склада. Следовательно, собственник был прекрасно осведомлен о планируемом мероприятии.
Остается лишь последний вопрос: на каких основаниях собственник предоставил помещение в аренду? Никаких договоров, судя по всему, нет. Их и быть не может, потому что ФГУП «ЖКХ ННЦ» не имел права сдавать это помещение в аренду в принципе. Для того чтобы использовать склад, ФГУП был обязан сначала провести независимую оценку, затем утвердить отчет об оценке в территориальном органе Росимущества, после чего – выставить помещение на аукцион. И только после этого он мог заключить договор об аренде с победителем торгов. Понятно, что во время прохождения этой процедуры у контролирующих органов возникли бы вопросы и к этой пристройке, на которую отсутствует строительная разрешительная документация; было бы точно установлено, для каких целей арендатор мог бы использовать помещение. В конце концов, вряд ли контролирующие органы разрешили бы проводить на складе вечеринки.
Следствию остается лишь установить: кто из сотрудников ФГУП или территориального управления Миннобрнауки разрешил Шматову проводить на опасном складе вечеринку и за какое вознаграждение, если оно, конечно, было. А после этого возникнут конкретные вопросы в рамках Уголовного кодекса и к руководителю ФГУП Михееву, и к руководителю территориального управления Миннауки Коловичу. Вполне вероятно, что арест Шматова не последний в этой трагической истории.
Впрочем, вне зависимости от того, будут ли Михеев и Колович признаны виновными в случившемся, по мнению Алексея Крестьянова, пострадавшие имеют право на возмещение материального и морального ущерба, который они понесли.