Лента новостей

Все новости

Популярное

Вечность ожидания: как добиваются приема у врачей новосибирцы

 Виктория Бурбилова   Фото: правительство Новосибирской области

Вечность ожидания: как добиваются приема у врачей новосибирцы

Комплекс проблем в сфере здравоохранения вызывает постоянные споры между общественностью и властью. Чиновники отчитывается об отсутствии очередей и назначении в поликлиники новых сотрудников, а пациенты пишут петиции и обращаются за помощью в средства массовой информации. Они жалуются на многочасовые очереди, неудобные системы для записи к врачам онлайн, на необходимость ждать по полгода приема у врача и нехватку специалистов. Проблемы решаются в отдельных районах, однако это происходит точечно и после того, как новосибирцы теряют терпение.
 
Внимание к поликлинике №18 в Ленинском районе, например, было приковано после публикации снимков огромной очереди. Пациенты учреждения были вынуждены несколько часов стоять у регистратуры, но, даже дождавшись своего часа, не могли попасть на прием к специалистам. При этом некоторые приезжали к поликлинике в 04.00 утра. После привлечения общественности, ситуацией занялась специально созданная рабочая группа. 

Внеплановые проверки в городских поликлиниках устраивает и временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников. В поликлинику №16 он пришел без предупреждения и обратил внимание на большие очереди и нестабильность работы call-центра. Глава региона потребовал у областного минздрава решить эту проблему. Он отметил, что ресурсы на это у региона есть.
 
При осмотре городской клинической поликлиники №7 глава региона также поговорил с пациентами, которые рассказали о реально существующих проблемах – о качестве организации приема медицинских анализов, нехватке узких специалистов на некоторых участках. В результате заместителю министра здравоохранения региона и заместителю главврача поликлиники было поручено в кратчайшие строки принять необходимые меры по исправлению ситуации. 

«Безусловно, только за счет управленческих решений проблему решить нельзя – нужно вкладывать средства в ремонт и расширение зданий, нужно решить проблему дефицита персонала. Но, не изменив подходы к работе, не научившись слушать людей, трудно ждать серьезной отдачи», – замечал тогда Андрей Травников после визита.

Два часа в живой очереди – счастье

Похожие ситуации наблюдаются во многих городских районах, но они остаются без внимания. Пациентка поликлиники в Академгородке Александра уже считает, что двухчасовое ожидание приема в очереди – это счастье, потому что на 40 тысяч населения Верхней зоны Академгородка в регистратуре работают только два специалиста. 

«Относительно без проблем можно попасть разве что к терапевту, – рассказала она корреспонденту портала Сибкрай.ru. – Относительно, потому что дозвон до регистратуры лично у меня занимал около часа. И при дозвоне приходилось долго висеть на телефоне и слушать диалоги с теми, кто пришел ногами. В регистратуре на Морском проспекте два окна, в третьем оформляют больничные. Эти же три человека отвечают на звонки». 

Основной проблемой длительного ожидания и очередей пациенты поликлиники в Академгородке считают нехватку специалистов. Талон к отоларингологу дают только на две недели вперед – за это время  бронхит успевает перейти в осложненный гайморит или воспаление среднего уха. Причем после получения талона пациентов Академгородка отправляют в докторский диспансер, который находится в другом месте, потому что собственного отоларинголога поликлиника не имеет. Попасть к хирургу можно только через месяц после обращения в регистратуру – с жалобами на внезапные боли в суставах пациенты попасть на прием так и не смогли. Направления на рентген приходится ждать около двух недель. 

Об этих проблемах жители Академгородка говорят в социальных сетях и на форумах, подписывают петиции и пишут обращения в разные инстанции. Но пока результата это не приносит.

«Вообще относительно быстро можно попасть к терапевту, травматологу, дежурному стоматологу, хирургу-стоматологу, физиотерапевту, – рассказывает Александра. – Два часа в живой очереди – и вот оно, счастье. К остальным либо неделями очереди, либо просто не достается талон. Или выкручиваемся местными возможностями без узких специалистов». 

При острых болях или при помощи, которая нужна незамедлительно, пациенты Академгородка не обращаются в поликлинику. В этих случаях они идут в частные клиники к платным специалистам – томограмму здесь не нужно ждать полгода, выжидать очередь на массаж неделями не нужно тоже. 

Время ожидания – три месяца

Поликлиника на Ключ-Камышенском плато обслуживает пациентов района, который заканчивается на территории у станции метро «Речной вокзал». Из-за большого количества пациентов и застраивающегося района очереди в поликлинике не заканчиваются. Причем пациенты уверены, дело не в заведующей и не во врачах – дело именно в нехватке специалистов на большое количество нуждающихся.

«Мне нужно поставить ребенку прививку сейчас, – объясняет ситуацию жительница микрорайона «Европейский берег» Ирина И. – Но он у меня эпилектик, подобные прививки я должна согласовывать с педиатром и неврологом. Если к педиатру я еще могу как-то попасть, то невролог принимает раз в неделю и предлагает мне только одну запись – на август». 

К педиатру Ирина обращается по телефону – запись оформляют только на четыре дня вперед. Живая очередь в поликлинике состоит из 30-40 человек, ожидание растягивается минимум на два часа. Записаться через сайт госуслуг у пациентки не получается – там часто проходят технические работы. Она рассказывает, что в районе только один эпилептолог и записываться к нему нужно за три месяца. При резких ухудшениях приходится идти к платным специалистам. 

«Запись – это вообще отдельный разговор, – продолжает Ирина. – Сначала нужно попасть к неврологу, к которому тоже длительная запись. Потом взять направление и зарегистрировать его – ждать пока пройдет регистрация. Далее нужно попытаться записаться к эпилептологу, но запись там раз в два месяца. Поэтому стабильно мы попадаем на прием только через три месяца. А если врач заболел или ушел в отпуск, то ожидание становится бесконечным».  

Жители «Европейского берега» писали письма мэру города, в прокуратуру, президенту –просили организовать поближе к новому микрорайону хотя бы кабинет, где можно было бы получать справки и проводить осмотры. Практика такого кабинета есть на Ключ-Камышенском плато, жители считают, что это решение оптимизирует медицинский процесс. В письменном виде новосибирцам было отказано.
 
По словам Ирины, проблемы есть и во взрослой поликлинике. «Аншлаги» создаются перед кабинетом терапевта и узких специалистов. К тому же, уже несколько месяцев в поликлинике не работает кабинет флюорографии, жителям приходится проходить процедуру в соседней – очередь при этом увеличивается. 

«А иногда вообще страшно становится от того, кто нас лечит – призналась Ирина. – Меня принимал хирург, который плохо разговаривает на русском. И я не могла понять, какие у меня проблемы и какое лечение назначено. Благо рядом стояла медсестра и перевела мне рекомендации врача». 

Уволиться нельзя остаться

Областной минздрав отчитывается, что очереди в регистратуры сокращаются в шесть раз, работа медицинских организаций улучшается, ранее замеченные недостатки устранены, а оказание медицинской помощи во многом соответствует тем требованиям, которые предъявляются федеральными стандартами. 

«Эти улучшения можно заметить на самых «больных» местах многих медицинских учреждений, например, по работе регистратуры и клинико-диагностической лаборатории, – прокомментировала после визита в клиническую поликлинику №7 помощник министра здравоохранения Ирина Андреева. – Нас порадовал тот факт, что уже в 10 часов утра не было ни одного пациента на сдачу анализов и практически нигде нет очередей». 

После публикации этого отзыва Ирины Андреевой порталом Сибкрай.ru, пациенты поликлиники из «Европейского берега» начали писать комментарии. Он считают, что помощнику министра не показали реальной ситуации. По информации главного врача, поликлиника, услугами которой пользуются жители «Европейского берега», укомплектована врачами-педиатрами на 85%. 

«Администрация данной медицинской организации ведет активную работу по укомплектованию врачебными кадрами, поданы заявки в службу занятости, информация размещена на сайтах по трудоустройству, организована подготовка специалистов по целевой программе в Новосибирском государственном медицинском университете», – ответила на запрос родителей заместитель министра здравоохранения Елена Аксенова и предложила организовать совместно с депутатами Заксобрания и администрацией поликлиники встречу с жителями микрорайона. 

По словам Ирины И., встреча результатов не принесла. 

Нехватка специалистов встречается в новосибирских поликлиниках часто. Нередко зависит это от руководства, которое назначается миниздравом и которое потом «выживает» сотрудников. Массовые увольнения в одной из городских поликлиник также заинтересовали региональные власти – в настоящий момент глава региона вынужден разбираться с увольнением более 40 сотрудников поликлиники №18 в Ленинском районе. 

Из-за их ухода в медучреждении как раз и стали образовываться многочасовые очереди. Две терапии объединили в одну, а количество пациентов достигло 72 тысяч. Один терапевт может вести по три-четыре участка, что не соответствует стандартам. По словам работников поликлиники, причиной проблем стал стиль управления нового главврача Натальи Величко. Минздрав же области называет сокращение штата мерами по «повышению укомплектованности квалифицированными медицинскими кадрами».
 
Кадровые перестановки в пользу пациентов происходят в подведомственных министерству здравоохранения учреждениях после жалоб и обращений. Так, продолжительное время предприятием «Новосибоблфарм», которое занимается обеспечением жителей региона лекарствами, руководил Евгений Комаровский. Он покинул свой пост после того, как предприятие попало в центр скандала с дефицитом инсулина. Для него это было вторым увольнением – ранее он был главврачом областной клинической больницы, откуда его попросили из-за жалоб от пациентов и работников. Однако после «Новосибоблфарма» он был снова назначен главным врачом, но теперь в Центральную клиническую больницу СО РАН. 

«Временный технический сбой»

Еще одна из причин длинных очередей в регистратуру поликлиники – новая система записи к врачам онлайн, считают новосибирцы. Пользователи сайта госуслуг отмечают, что не всегда сервер доступен и нередко на экране возникает сообщение: «Внимание! Минздрав России проводит технические работы. Услуги ведомства могут быть недоступны. Приносим извинения и просим подождать, скоро все поправят».
 
«Сайт zdravnsk.ru сейчас не работает, раньше через него можно было записаться, через госуслуги – нереально, там постоянные проблемы, – рассказывала порталу Сибкрай.ru координатор новосибирского регионального отделения МОД «Движение против рака» Любовь Вильчинская. – Чтобы попасть к врачу, надо отстоять очередь. Народу много, а узких специалистов мало». 

Журналистка Наталья Решетникова около месяца пыталась записать мать к окулисту в Бердске, о чем рассказывала на своей странице в Facebook. Окулист на 120-тысячный город один и, по словам сотрудников Единой регистратуры, он находился в командировке.

«На мой взгляд, очередной пример того: хотели как лучше, получилось хуже, – заметила журналистка. – Нормальный был ресурс zdravnsk.ru, можно было записаться к врачу. То, что предлагают сейчас, наталкивает на мысль: сделано все, чтобы как меньше людей смогли воспользоваться. Вы все на одной волне с госуслугами, мобильными приложениями? Телефон «124» работает, но, чтобы дозвониться, надо иметь огромное терпение, а потом выслушать совет: «Вы можете попробовать взять талон в регистратуре поликлиники». 

В минздраве все объясняют временными техническими трудностями, из-за того, что во всех медицинских организациях региона происходит плановый перевод отрасли на платформенное решение в соответствии с федеральными требованиями о развитии единой государственной информационной системы здравоохранения. «В связи с этим в расписании врачей мог происходить сбой» – отмечали в министерстве здравоохранения. 

Комплекс проблем в сфере здравоохранения вызывает постоянные споры между общественностью и властью. Чиновники отчитывается об отсутствии очередей и назначении в поликлиники новых сотрудников, а пациенты пишут петиции и обращаются за помощью в средства массовой информации. Они жалуются на многочасовые очереди, неудобные системы для записи к врачам онлайн, на необходимость ждать по полгода приема у врача и нехватку специалистов. Проблемы решаются в отдельных районах, однако это происходит точечно и после того, как новосибирцы теряют терпение.
 
Внимание к поликлинике №18 в Ленинском районе, например, было приковано после публикации снимков огромной очереди. Пациенты учреждения были вынуждены несколько часов стоять у регистратуры, но, даже дождавшись своего часа, не могли попасть на прием к специалистам. При этом некоторые приезжали к поликлинике в 04.00 утра. После привлечения общественности, ситуацией занялась специально созданная рабочая группа. 

Внеплановые проверки в городских поликлиниках устраивает и временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников. В поликлинику №16 он пришел без предупреждения и обратил внимание на большие очереди и нестабильность работы call-центра. Глава региона потребовал у областного минздрава решить эту проблему. Он отметил, что ресурсы на это у региона есть.
 
При осмотре городской клинической поликлиники №7 глава региона также поговорил с пациентами, которые рассказали о реально существующих проблемах – о качестве организации приема медицинских анализов, нехватке узких специалистов на некоторых участках. В результате заместителю министра здравоохранения региона и заместителю главврача поликлиники было поручено в кратчайшие строки принять необходимые меры по исправлению ситуации. 

«Безусловно, только за счет управленческих решений проблему решить нельзя – нужно вкладывать средства в ремонт и расширение зданий, нужно решить проблему дефицита персонала. Но, не изменив подходы к работе, не научившись слушать людей, трудно ждать серьезной отдачи», – замечал тогда Андрей Травников после визита.

Два часа в живой очереди – счастье

Похожие ситуации наблюдаются во многих городских районах, но они остаются без внимания. Пациентка поликлиники в Академгородке Александра уже считает, что двухчасовое ожидание приема в очереди – это счастье, потому что на 40 тысяч населения Верхней зоны Академгородка в регистратуре работают только два специалиста. 

«Относительно без проблем можно попасть разве что к терапевту, – рассказала она корреспонденту портала Сибкрай.ru. – Относительно, потому что дозвон до регистратуры лично у меня занимал около часа. И при дозвоне приходилось долго висеть на телефоне и слушать диалоги с теми, кто пришел ногами. В регистратуре на Морском проспекте два окна, в третьем оформляют больничные. Эти же три человека отвечают на звонки». 

Основной проблемой длительного ожидания и очередей пациенты поликлиники в Академгородке считают нехватку специалистов. Талон к отоларингологу дают только на две недели вперед – за это время  бронхит успевает перейти в осложненный гайморит или воспаление среднего уха. Причем после получения талона пациентов Академгородка отправляют в докторский диспансер, который находится в другом месте, потому что собственного отоларинголога поликлиника не имеет. Попасть к хирургу можно только через месяц после обращения в регистратуру – с жалобами на внезапные боли в суставах пациенты попасть на прием так и не смогли. Направления на рентген приходится ждать около двух недель. 

Об этих проблемах жители Академгородка говорят в социальных сетях и на форумах, подписывают петиции и пишут обращения в разные инстанции. Но пока результата это не приносит.

«Вообще относительно быстро можно попасть к терапевту, травматологу, дежурному стоматологу, хирургу-стоматологу, физиотерапевту, – рассказывает Александра. – Два часа в живой очереди – и вот оно, счастье. К остальным либо неделями очереди, либо просто не достается талон. Или выкручиваемся местными возможностями без узких специалистов». 

При острых болях или при помощи, которая нужна незамедлительно, пациенты Академгородка не обращаются в поликлинику. В этих случаях они идут в частные клиники к платным специалистам – томограмму здесь не нужно ждать полгода, выжидать очередь на массаж неделями не нужно тоже. 

Время ожидания – три месяца

Поликлиника на Ключ-Камышенском плато обслуживает пациентов района, который заканчивается на территории у станции метро «Речной вокзал». Из-за большого количества пациентов и застраивающегося района очереди в поликлинике не заканчиваются. Причем пациенты уверены, дело не в заведующей и не во врачах – дело именно в нехватке специалистов на большое количество нуждающихся.

«Мне нужно поставить ребенку прививку сейчас, – объясняет ситуацию жительница микрорайона «Европейский берег» Ирина И. – Но он у меня эпилектик, подобные прививки я должна согласовывать с педиатром и неврологом. Если к педиатру я еще могу как-то попасть, то невролог принимает раз в неделю и предлагает мне только одну запись – на август». 

К педиатру Ирина обращается по телефону – запись оформляют только на четыре дня вперед. Живая очередь в поликлинике состоит из 30-40 человек, ожидание растягивается минимум на два часа. Записаться через сайт госуслуг у пациентки не получается – там часто проходят технические работы. Она рассказывает, что в районе только один эпилептолог и записываться к нему нужно за три месяца. При резких ухудшениях приходится идти к платным специалистам. 

«Запись – это вообще отдельный разговор, – продолжает Ирина. – Сначала нужно попасть к неврологу, к которому тоже длительная запись. Потом взять направление и зарегистрировать его – ждать пока пройдет регистрация. Далее нужно попытаться записаться к эпилептологу, но запись там раз в два месяца. Поэтому стабильно мы попадаем на прием только через три месяца. А если врач заболел или ушел в отпуск, то ожидание становится бесконечным».  

Жители «Европейского берега» писали письма мэру города, в прокуратуру, президенту –просили организовать поближе к новому микрорайону хотя бы кабинет, где можно было бы получать справки и проводить осмотры. Практика такого кабинета есть на Ключ-Камышенском плато, жители считают, что это решение оптимизирует медицинский процесс. В письменном виде новосибирцам было отказано.
 
По словам Ирины, проблемы есть и во взрослой поликлинике. «Аншлаги» создаются перед кабинетом терапевта и узких специалистов. К тому же, уже несколько месяцев в поликлинике не работает кабинет флюорографии, жителям приходится проходить процедуру в соседней – очередь при этом увеличивается. 

«А иногда вообще страшно становится от того, кто нас лечит – призналась Ирина. – Меня принимал хирург, который плохо разговаривает на русском. И я не могла понять, какие у меня проблемы и какое лечение назначено. Благо рядом стояла медсестра и перевела мне рекомендации врача». 

Уволиться нельзя остаться

Областной минздрав отчитывается, что очереди в регистратуры сокращаются в шесть раз, работа медицинских организаций улучшается, ранее замеченные недостатки устранены, а оказание медицинской помощи во многом соответствует тем требованиям, которые предъявляются федеральными стандартами. 

«Эти улучшения можно заметить на самых «больных» местах многих медицинских учреждений, например, по работе регистратуры и клинико-диагностической лаборатории, – прокомментировала после визита в клиническую поликлинику №7 помощник министра здравоохранения Ирина Андреева. – Нас порадовал тот факт, что уже в 10 часов утра не было ни одного пациента на сдачу анализов и практически нигде нет очередей». 

После публикации этого отзыва Ирины Андреевой порталом Сибкрай.ru, пациенты поликлиники из «Европейского берега» начали писать комментарии. Он считают, что помощнику министра не показали реальной ситуации. По информации главного врача, поликлиника, услугами которой пользуются жители «Европейского берега», укомплектована врачами-педиатрами на 85%. 

«Администрация данной медицинской организации ведет активную работу по укомплектованию врачебными кадрами, поданы заявки в службу занятости, информация размещена на сайтах по трудоустройству, организована подготовка специалистов по целевой программе в Новосибирском государственном медицинском университете», – ответила на запрос родителей заместитель министра здравоохранения Елена Аксенова и предложила организовать совместно с депутатами Заксобрания и администрацией поликлиники встречу с жителями микрорайона. 

По словам Ирины И., встреча результатов не принесла. 

Нехватка специалистов встречается в новосибирских поликлиниках часто. Нередко зависит это от руководства, которое назначается миниздравом и которое потом «выживает» сотрудников. Массовые увольнения в одной из городских поликлиник также заинтересовали региональные власти – в настоящий момент глава региона вынужден разбираться с увольнением более 40 сотрудников поликлиники №18 в Ленинском районе. 

Из-за их ухода в медучреждении как раз и стали образовываться многочасовые очереди. Две терапии объединили в одну, а количество пациентов достигло 72 тысяч. Один терапевт может вести по три-четыре участка, что не соответствует стандартам. По словам работников поликлиники, причиной проблем стал стиль управления нового главврача Натальи Величко. Минздрав же области называет сокращение штата мерами по «повышению укомплектованности квалифицированными медицинскими кадрами».
 
Кадровые перестановки в пользу пациентов происходят в подведомственных министерству здравоохранения учреждениях после жалоб и обращений. Так, продолжительное время предприятием «Новосибоблфарм», которое занимается обеспечением жителей региона лекарствами, руководил Евгений Комаровский. Он покинул свой пост после того, как предприятие попало в центр скандала с дефицитом инсулина. Для него это было вторым увольнением – ранее он был главврачом областной клинической больницы, откуда его попросили из-за жалоб от пациентов и работников. Однако после «Новосибоблфарма» он был снова назначен главным врачом, но теперь в Центральную клиническую больницу СО РАН. 

«Временный технический сбой»

Еще одна из причин длинных очередей в регистратуру поликлиники – новая система записи к врачам онлайн, считают новосибирцы. Пользователи сайта госуслуг отмечают, что не всегда сервер доступен и нередко на экране возникает сообщение: «Внимание! Минздрав России проводит технические работы. Услуги ведомства могут быть недоступны. Приносим извинения и просим подождать, скоро все поправят».
 
«Сайт zdravnsk.ru сейчас не работает, раньше через него можно было записаться, через госуслуги – нереально, там постоянные проблемы, – рассказывала порталу Сибкрай.ru координатор новосибирского регионального отделения МОД «Движение против рака» Любовь Вильчинская. – Чтобы попасть к врачу, надо отстоять очередь. Народу много, а узких специалистов мало». 

Журналистка Наталья Решетникова около месяца пыталась записать мать к окулисту в Бердске, о чем рассказывала на своей странице в Facebook. Окулист на 120-тысячный город один и, по словам сотрудников Единой регистратуры, он находился в командировке.

«На мой взгляд, очередной пример того: хотели как лучше, получилось хуже, – заметила журналистка. – Нормальный был ресурс zdravnsk.ru, можно было записаться к врачу. То, что предлагают сейчас, наталкивает на мысль: сделано все, чтобы как меньше людей смогли воспользоваться. Вы все на одной волне с госуслугами, мобильными приложениями? Телефон «124» работает, но, чтобы дозвониться, надо иметь огромное терпение, а потом выслушать совет: «Вы можете попробовать взять талон в регистратуре поликлиники». 

В минздраве все объясняют временными техническими трудностями, из-за того, что во всех медицинских организациях региона происходит плановый перевод отрасли на платформенное решение в соответствии с федеральными требованиями о развитии единой государственной информационной системы здравоохранения. «В связи с этим в расписании врачей мог происходить сбой» – отмечали в министерстве здравоохранения.