Первый полет рейса «Новосибирск – Кызыл» состоялся 16 марта. По словам представителя аэропорта «Толмачево» Татьяны Рымар, это направление само по себе не новое, оно было и в 2013, и в 2014 годах, однако авиакомпании отказывались от его обслуживания – слишком высокими были цены на билеты, и пассажиры предпочитали добираться до Кызыла «на перекладных», пересаживаясь с поезда на автобус и наоборот. Если раньше за билет приходилось отдавать по девять-десять тысяч рублей, то теперь цены от 3,5 тысячи.
«Существует государственная программа субсидирования, определен перечень направлений, которые входят в него. В первую очередь субсидируются направления, которые не имеют альтернативного вида транспорта, то есть, население не имеет возможности выбрать, как добираться – либо самолетом, либо никак. Направление в Кызыл как раз является одним из шести направлений, которые в этом году субсидируются государством, – рассказала Татьяна Рымар. – За счет выделения субсидий авиакомпания может уменьшить тарифы, и стоимость билета становится более доступной для любого пассажира».
Корреспонденту Сибкрай.ru удалось побывать на одном из первых рейсов до Кызыла и пообщаться с пассажирами. Самолет ATR-42 оказался вполне комфортным, как уменьшенная копия обычных лайнеров, делали его итальяно-французские производители аэробусов. В нем достаточно просторно, на полке для ручной клади можно разместить небольшой чемодан, а экипаж подает прохладительные напитки – питание во время двухчасового перелета не предусмотрено.
«По предварительным оценкам и статистике, это направление используется, – отметил представитель компании NordStar Владимир Корнюшко (к слову, авиакомпания запустила из Новосибирска еще один субсидированный рейс, из столицы Сибири можно за 1,4 тысячи рублей улететь до Стрежевого). – Мы планируем минимум 80% продаж. Предварительные продажи показывают, что эти цифры осуществимы, так как первые рейсы вылетают с более 80% загрузкой».
Рейс в Кызыл отправляется из «Толмачево» дважды в неделю, по понедельникам и пятницам, позднее в расписание будет добавлен еще один день – среда. Но пассажиры довольны и таким расписанием.
«Мы летаем нечасто, но сейчас летим из больницы, где муж лежал. Ему операцию сделали, и теперь возвращаемся. Мы живем в Кызыле, и нам сказали, что с 16 числа летает самолет, – рассказала пассажирка Анна Федотова. – Мы купили билет. А раньше добирались автобусом, это часа четыре, и поездом – еще сутки».
Аэропорт в Кызыле небольшой. Своей формой здание напоминает национальный головной убор – шляпу с загнутыми вверх краями. Здесь вообще все – другое, и складывается ощущение, что попадаешь куда-то за границу. Вокруг города – горы, высокие и не очень, температура зимой может опускаться до –50, а летом достигать 40 градусов и выше. Большая часть населения Тывы исповедует буддизм, однако эта вера сочетается с шаманизмом и даже некоторыми обрядами русских староверов, и между собой говорят они на тувинском языке – он тоже считается официальным в этой части России.
На одной из городских площадей стоит буддийский молитвенный барабан, здание драмтеатра – с теми же «национальными» элементами, что и аэропорт, на берегу протекающего здесь Енисея возвышается памятник «Центр Азии», а в национальном краеведческом музее республики Тыва можно посмотреть на золото скифских царей, обнаруженное во время раскопок на одном из курганов.
Меньше чем в часе езды от аэропорта, в укромном местечке в горах, расположен этнокультурный комплекс «Алдын Булак», где гостей встречают тувинским национальным белым чаем с солью и предлагают отдохнуть в теплых юртах. Комплекс расположен на священном месте, где раньше была ханская ставка. Юрты размещены по фэн-шую, а внутри обставлены как комфортные номера в отелях. Здесь же можно познакомиться с национальной кухней и загадать желание, поднявшись по 99 ступеням к небесным воротам Шамбалы – арке между двух гор. Правда, чтобы желание исполнилось, нужно про себя правильно отсчитать ступени – есть небольшая хитрость.
Вообще, остановка в Кызыле для этого самолета – промежуточная. Полностью маршрут прописан как «Новосибирск – Кызыл – Иркутск», и для некоторых столица Тывы просто пересадочный пункт, где заправляют самолет и дают некоторое время передохнуть. К примеру, на одном из первых рейсов оказался итальянец Франко из Милана. Он путешествует по России, уже бывал в Красноярске и Новосибирске, теперь решил отправиться к озеру Байкал.
«Перелет прошел хорошо, нормально. У меня маршрут Новосибирск – Кызыл – Иркутск. И завтра, наверное, соберусь на Байкал, купаться можно будет», – сообщил обрадовавшийся кызыльскому солнцу Франко.