В честь ямы на улице Зыряновская в социальной сети «ВКонтакте» появилась группа, ее создатель Алексей Чупин предлагает всем, чьи машины в нее попали, объединиться и подать в суд на дорожные службы Новосибирска. Сам Чупин пострадал там в прошлую пятницу. И пока разбирался с последствиями, нашел еще шестерых таких же неудачливых водителей.
«Примерно каждые два часа в этом месте автомобилисты пробивают колеса. Боковые порезы образуются на резине от удара, гнутся диски. Пробивают либо сразу оба колеса по правой или левой стороне, либо только одно переднее. Только я познакомился с шестью пострадавшими за время, пока занимался своей машиной на том месте, – рассказал Алексей Чупин корреспонденту Сибкрай.ru. – Удивляет, что за это время яма там так и есть, и вчера мне звонили люди, которые угодили в нее и пробили колеса. Почему власти никак не занимаются ликвидацией причины этой ситуации? Было столько обращений в полицию».
31 марта Чупин собирается обратиться за помощью в отдел по защите прав потребителей. Факты всех аварий водители зарегистрировали в ГИБДД.
Между тем, колдобина в Октябрьском районе не самая большая в городе, и аналогичных еще очень много. Как сообщил представитель Авто-Мото Ассоциации Алексей Носов, яма на Зыряновской была для них первой в ходе весеннего слалома – анализа состояния дорог в Новосибирске. Ее глубина составила 18 сантиметров, и автомобили, которые в нее попадают, могут лишиться бамперов, элементов подвески и других частей автомобиля. Ямы, кстати, по словам Носова, есть почти на каждой улице, и их средняя глубина составляет 17-19 сантиметров. Самая глубокая на данный момент – на улице Островского, по словам Носова, лопата в нее ушла по самую ручку. Глубина ее составила 85 сантиметров.
«У нас в этом году весь город как после бомбежки, – оценил состояние дорог в Новосибирске Алексей Носов. – Массовое строительство дорог произошло в 2010 году, общий размер дорожного бюджета тогда составлял почти два миллиарда рублей. Но беда в том, что срок гарантийных обязательств составляет три-пять лет в среднем. По факту, уже сейчас гарантийные по большей части истекли».
По версии Авто-Мото Ассоциации, которая не может несколько лет добиться от мэрии проектно-сметной документации по построенным дорогам, дорожники ремонтировали разбитые дороги на бюджетные деньги. В настоящий момент у города от дорожного бюджета осталось всего 30%, и как решить проблему разбитых дорог, непонятно.
Шансы водителей выиграть суд против мэрии и дорожных служб Носов также оценивает как очень невысокие. По его словам, суды с дорожниками могут выиграть пешеходы, у водителей такой возможности нет из-за одной статьи правил дорожного движения, по которой практически во всем виноваты водители.
«Есть такая правовая норма, которую условно принято называть «презумпция виновности» автовладельца, это пункт 10.1, по которому водитель виноват всегда – он должен соизмерять дистанцию, скорость передвижения, маневр по дорожным условиям, – пояснил Алексей Носов. – Не имеет значения, в каком виде дорожники содержат дорогу, пусть она будет хоть вся разбитая. Значит, водитель должен ехать по ней со скоростью пять километров в час и принимать любые маневры вплоть до полной остановки. Этот античеловечный пункт приводит к тому, что по дорожным условиям выиграть суд практически невозможно».
Тем не менее, он заявил, что в случае обращения в суд автовладельцев Авто-Мото Ассоциация готова не только предоставить результаты измерений и наблюдений за дорожной ситуацией, но и принять непосредственное участие в процессе.
Фото: Алексей Чупин, Алексей Носов