Лента новостей

Все новости

Популярное

Часть средств на капитальный ремонт многоквартирных домов в Новосибирске использовалась неэффективно

 Андрей Чернобылец

На прошедшем в мэрии заседании комиссии городского Совета депутатов по бюджету и налоговой политике заслушали отчет, подготовленный Контрольно-счетной палатой Новосибирска о результатах проверки исполнения целевой муниципальной программы капитального ремонта многоквартирных домов в 2008 – 2010 годах. Как известно, программа проводилась при существенной поддержке федерального бюджета, который выделял средства на софинансирование капремонта домов в рамках реализации 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Так, указанный Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии выделения средств бюджетов муниципальных образований на долевое финансирование адресных программ по проведению капремонта многоквартирных домов и программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Причем, дом вносится в список капремонта лишь при условии участия собственников квартир – иными словами, бюджетные деньги на ремонт дома выделяются только при условии, если собственники готовы «вложиться» в него сами в размере не менее 5% от сметы ремонта.  В то время, как по действующему законодательству они обязаны ремонтировать многоквартирное жилье полностью за свои средства. Таким образом, по мнению законодателей, решалась задача не только капитального ремонта требующих того зданий, но и воспитательная функция – «научить собственников быть ответственными за свое жилье». В целом за три прошедших года, по словам аудитора городской контрольно-счетной палаты Сергея Хатеева, объем финансирования адресной муниципальной программы по капремонту многоквартиных домов составил 2,287 млрд рублей. Из них 1,729 млрд составили средства ФСР ЖКХ, 114 млн выделил бюдет Новосибирской области, 316 млн рублей – бюджет города Новосибирска, и 128 млн рублей – внебюджетные средства (деньги собственников жилья). Капитальный ремонт проведен в рамках данной программы в 602 многоквартирных домах (из этого количества отремонтировано 348 домов в 2008, 87 – в 2009 и 167 – в 2010 году). - В ходе проверки расходования средств нами были рассмотрены два района города, Калининский и Заельцовский, - говорит Сергей Хатеев. – В результате было установлено, что в 2008 году перечень критериев домов, которые могли претендовать на место в списке капитального ремонта, включал 10 требований. Обязанность формирования списка домов, а также определения стоимости ремонта, была закреплена за комитетом ЖКХ мэрии. Это, по мнению контрольно-счетной палаты, привело к недостаточной прозрачности процедуры, так как количество критериев было избыточным. Обосновать, почему в программу был включен тот или иной дом, из материалов программы не представляется возможным, - отмечает он. В начале 2009 года схема была изменена, так как сотрудники комитета мэрии по ЖКХ перестали справляться с валом документов, поступавших по ведомственной программе. Ответственными за рассмотрение заявок на включение многоквартирных домов в перечень капремота стали главы администраций районов города. Специалисты администраций Калининского и Заельцовского районов рассказали, что формирование списков производилось по данным, представленным управляющими компаниями (УК). В Калининском районе из-за большого количества обращений ранжирование домов не проводилось, так что участие в программе принимали те дома, собственники жилья в которых первыми проводили собрания и принимали соответствующее решение. В Заельцовском районе перечень домов вообще не был представлен аудиторам палаты. Всего в этих районах в программу капремонта за все время было включено 187 и 56 домов соответственно. Проверкой также установлено, что в течение 2007 года собственникам жилых помещений в многоквартирных домах начислялась и собиралась плата за капремонт в размере 1,94 рубля за кВ м в месяц, согласно постановлению мэрии. Использование этих средств документально в рамках данной проверки не подтверждено. Наконец, во всех домах формирование стоимости капремонта не подтверждено фактическими документами об объемах проведенных работ, их стоимость определялась непрофессионально, наблюдалось несоответствие между объемами работ и затраченными средствами. В техпаспорта зданий не внесены отметки о проведенном ремонте. Несоответствие стоимости работ сметной документации составило 1,387 млн рублей по Калининскому и Заельцовскому районам в целом. Объем неэффективно использованных средств составил 264 тыс рублей – в результате неэффективно проводимого технического надзора. Кроме того, в Калининском районе при ремонте систем отопления и водоснабжения 3,26 млн рублей было также использовано неэффективно – не были установлены узлы учета тепловой энергии и водных ресурсов. То есть, по словам Сергея Хатеева, не соблюден основной принцип приоритетов - то есть, проведения комплексного капремонта. Начальник департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска Александр Кожин объяснил, что в неэффективности использования средств на капремонт следует винить самих жильцов многоквартирных домов: - Эти средства – это ремонт стояков в квартирах, некоторые жильцы просто не пустили к себе в квартиры специалистов, - объяснил он. Его поддержал и глава Калининского района Евгений Ким: - Стоило больших усилий объяснить жильцам , уговорить население, чтобы они приняли участие в программе капремонта, - подчеркивает он. – Что касается установки счетчиков ресурсов при ремонте систем отопления и водоснабжения, такие требования (комплексного ремонта) стали предъявляться к капремонту домов, включенных в программу позже периода, о котором идет тут речь. В частности, это требование в разы увеличило объем необходимого финансирования, - пояснил он. Аудиторы контрольно-счетной палаты Новосибирска отметили, что в будущем следует усилить ответственность УК, предоставляющих данные по сметной стоимости ремонта, а также администраций районов города. Что касается средств, которые затрачены неэффективно, а также не подтверждены сметами, то в счет их УК и подрядчики должны будут произвести – и уже производят - дополнительные работы в 2011 году.
На прошедшем в мэрии заседании комиссии городского Совета депутатов по бюджету и налоговой политике заслушали отчет, подготовленный Контрольно-счетной палатой Новосибирска о результатах проверки исполнения целевой муниципальной программы капитального ремонта многоквартирных домов в 2008 – 2010 годах. Как известно, программа проводилась при существенной поддержке федерального бюджета, который выделял средства на софинансирование капремонта домов в рамках реализации 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Так, указанный Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии выделения средств бюджетов муниципальных образований на долевое финансирование адресных программ по проведению капремонта многоквартирных домов и программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Причем, дом вносится в список капремонта лишь при условии участия собственников квартир – иными словами, бюджетные деньги на ремонт дома выделяются только при условии, если собственники готовы «вложиться» в него сами в размере не менее 5% от сметы ремонта.  В то время, как по действующему законодательству они обязаны ремонтировать многоквартирное жилье полностью за свои средства. Таким образом, по мнению законодателей, решалась задача не только капитального ремонта требующих того зданий, но и воспитательная функция – «научить собственников быть ответственными за свое жилье». В целом за три прошедших года, по словам аудитора городской контрольно-счетной палаты Сергея Хатеева, объем финансирования адресной муниципальной программы по капремонту многоквартиных домов составил 2,287 млрд рублей. Из них 1,729 млрд составили средства ФСР ЖКХ, 114 млн выделил бюдет Новосибирской области, 316 млн рублей – бюджет города Новосибирска, и 128 млн рублей – внебюджетные средства (деньги собственников жилья). Капитальный ремонт проведен в рамках данной программы в 602 многоквартирных домах (из этого количества отремонтировано 348 домов в 2008, 87 – в 2009 и 167 – в 2010 году). - В ходе проверки расходования средств нами были рассмотрены два района города, Калининский и Заельцовский, - говорит Сергей Хатеев. – В результате было установлено, что в 2008 году перечень критериев домов, которые могли претендовать на место в списке капитального ремонта, включал 10 требований. Обязанность формирования списка домов, а также определения стоимости ремонта, была закреплена за комитетом ЖКХ мэрии. Это, по мнению контрольно-счетной палаты, привело к недостаточной прозрачности процедуры, так как количество критериев было избыточным. Обосновать, почему в программу был включен тот или иной дом, из материалов программы не представляется возможным, - отмечает он. В начале 2009 года схема была изменена, так как сотрудники комитета мэрии по ЖКХ перестали справляться с валом документов, поступавших по ведомственной программе. Ответственными за рассмотрение заявок на включение многоквартирных домов в перечень капремота стали главы администраций районов города. Специалисты администраций Калининского и Заельцовского районов рассказали, что формирование списков производилось по данным, представленным управляющими компаниями (УК). В Калининском районе из-за большого количества обращений ранжирование домов не проводилось, так что участие в программе принимали те дома, собственники жилья в которых первыми проводили собрания и принимали соответствующее решение. В Заельцовском районе перечень домов вообще не был представлен аудиторам палаты. Всего в этих районах в программу капремонта за все время было включено 187 и 56 домов соответственно. Проверкой также установлено, что в течение 2007 года собственникам жилых помещений в многоквартирных домах начислялась и собиралась плата за капремонт в размере 1,94 рубля за кВ м в месяц, согласно постановлению мэрии. Использование этих средств документально в рамках данной проверки не подтверждено. Наконец, во всех домах формирование стоимости капремонта не подтверждено фактическими документами об объемах проведенных работ, их стоимость определялась непрофессионально, наблюдалось несоответствие между объемами работ и затраченными средствами. В техпаспорта зданий не внесены отметки о проведенном ремонте. Несоответствие стоимости работ сметной документации составило 1,387 млн рублей по Калининскому и Заельцовскому районам в целом. Объем неэффективно использованных средств составил 264 тыс рублей – в результате неэффективно проводимого технического надзора. Кроме того, в Калининском районе при ремонте систем отопления и водоснабжения 3,26 млн рублей было также использовано неэффективно – не были установлены узлы учета тепловой энергии и водных ресурсов. То есть, по словам Сергея Хатеева, не соблюден основной принцип приоритетов - то есть, проведения комплексного капремонта. Начальник департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска Александр Кожин объяснил, что в неэффективности использования средств на капремонт следует винить самих жильцов многоквартирных домов: - Эти средства – это ремонт стояков в квартирах, некоторые жильцы просто не пустили к себе в квартиры специалистов, - объяснил он. Его поддержал и глава Калининского района Евгений Ким: - Стоило больших усилий объяснить жильцам , уговорить население, чтобы они приняли участие в программе капремонта, - подчеркивает он. – Что касается установки счетчиков ресурсов при ремонте систем отопления и водоснабжения, такие требования (комплексного ремонта) стали предъявляться к капремонту домов, включенных в программу позже периода, о котором идет тут речь. В частности, это требование в разы увеличило объем необходимого финансирования, - пояснил он. Аудиторы контрольно-счетной палаты Новосибирска отметили, что в будущем следует усилить ответственность УК, предоставляющих данные по сметной стоимости ремонта, а также администраций районов города. Что касается средств, которые затрачены неэффективно, а также не подтверждены сметами, то в счет их УК и подрядчики должны будут произвести – и уже производят - дополнительные работы в 2011 году.