Лента новостей

Все новости

Популярное

Новосибирские медики прогнозируют резкий рост детских инсультов: все "компьютерное поколение" - в группе риска

 Нина Пашкова


Несколько лет назад отечественные врачи с тревогой стали замечать, что инфаркт и инсульт резко помолодели. Сердечно-сосудистые заболевания, которые раньше считались уделом пожилого возраста, начали поражать тридцати- и даже двадцатилетних. Это стало медицинской сенсацией.

Сегодня врачебная практика свидетельствует: инсульт в России взял новую возрастную планку. В наше время его жертвами все чаще становятся дети и подростки. Медики говорят о начале настоящей эпидемии. 

В чем причина этой новой беды и можно ли с ней бороться – об этом разговор корреспондента Сибкрай.ru с руководителем Городского центра профилактики тромбозов при Институте терапии СО РАМН Андреем Громовым.

- Наш век – век инфаркта. Собственно, и описан инфаркт как самостоятельное заболевание менее ста лет назад – в 1910 году. Раньше медикам просто не было необходимости его выделять. А сегодня в России смертность от сердечно-сосудистых недугов составляет 56 процентов. Как говорится – почувствуйте разницу. ИБС стала эпидемией ХХ века.

Это неудивительно – современный человек объявил себе войну как биологическому виду. Гиподинамия, переедание – всё это исключительно приметы нынешней цивилизации, еще два-три поколения назад у наших дедов и прадедов был совершенно другой образ жизни.Что касается Новосибирска – это вообще мировая столица сердечно-сосудистых заболеваний. Мы прочно удерживаем первое место по инсультам, второе – по инфарктам. Недаром Всемирная организация здравоохранения выбрала Сибирь и особенно наш город как полигон для изучения этих недугов.

- Андрей Александрович, все это, конечно, удручающие факты, но ими уже никого не поразить. Однако вы выступили с сенсационным заявлением, что Россию сейчас накрывает волна новой эпидемии – эпидемии детских инсультов.

- За год через наш центр проходят тысячи пациентов – и взрослых, и детей. Мы имеем возможность в буквальном смысле заглянуть внутрь их сосудов и посмотреть, что творится с клетками крови. Поэтому все изменения происходят у нас на глазах, и изменения эти не в лучшую сторону.

Еще несколько месяцев назад мы прогнозировали, что поколение нынешних школьников через десять-двадцать лет даст катастрофический всплеск сердечно-сосудистых заболеваний – такой, который их родителям даже не снился. Но сегодня мы вынуждены признать, что ждать этого всплеска не придется, – он уже начался.

Третьеклассница Катя среди ночи разбудила родителей громким плачем. Она проснулась от внезапной резкой головной боли. Когда захотела подняться, оказалось, что рука и нога с одной стороны не действуют.

В конце прошлого года с разрывом в неделю к нам в центр доставили двух таких девочек – десяти и одиннадцати лет. У обеих – ишемический инсульт с левосторонним парезом. Незадолго до этого – мальчишку-первоклассника, тоже с инсультом. Интересуюсь у коллег в областном диагностическом центре – оказывается, у них в декабре тоже произошло подряд несколько подобных случаев. Самому маленькому пациенту не исполнилось и восьми. А ведь еще недавно такой диагноз у ребенка школьного возраста был немыслим.

- Что же произошло сейчас, что этот диагноз становится все более частым?

- Есть две проблемы современности, с которыми человеческому организму – тем более детскому – все труднее справиться. Это нарастающий социальный стресс и… компьютерная зависимость.

Именно компьютерные перегрузки стали причиной того, что молодое поколение дает последние годы колоссальный рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний – в два раза. Под удар попадают люди от 20 до 35 лет. (Для сравнения – среди 60-70-летних этот рост составил 1,25–1,5 раза.) 

Правда, данные статистики всегда немного отстают от жизни, так что рост детской заболеваемости официально еще не зафиксирован. Его пока наблюдают только практикующие врачи.

Случаи внезапной смерти за компьютером в мировой медицине уже не считаются редкостью. Они происходят тем чаще, чем больше в стране развиты информационные технологии. Сегодня пальму первенства по «компьютерной летальности» держит Южная Корея. Но и Россия старается не отставать. Многие помнят, сколько шума наделала два года назад гибель 14-летнего подростка из Екатеринбурга. Мальчик упал замертво, проведя у экрана монитора без перерыва 12 (!) часов.

- Но почему компьютер так действует на сердце?

- Когда профессиональных программистов спросили, в чем они видят вред компьютера для здоровья, они в первую очередь назвали электромагнитное излучение, затем – негативное воздействие на зрение, на третье место поставили проблемы с кистью руки.

Но есть два страшных «зверя», о которых сидящие за компьютером не вспоминают. Первый – это гиподинамия. Мерцающий монитор приковывает к себе человека даже не на часы, а на сутки. Ни телевизор, ни тем более книга не гипнотизируют так наше внимание.

Второй «зверь» - это хронический декомпенсированный стресс. Мало кто задумывается, например, о том, какую нагрузку на мозг дает всеми любимый Интернет. Это ведь не просто текст, как на бумаге, это целый поток информации – постоянно меняющиеся картинки, фотография и анимация, разноцветные заголовки, мигание рекламы, масса приглашающих ссылок. Изобилие впечатлений не дает человеку оторваться от экрана. Но все это действует как колоссальный раздражитель.

Не надо быть специалистом, чтобы заметить, что у пользователя, который значительное время провел у монитора, краснеет лицо, учащается пульс и дыхание. Если в этот момент ему сделать ЭКГ, то можно легко диагностировать стенокардию.

Но самую тяжелую эмоциональную провокацию дают компьютерные игры. Заядлые геймеры рискуют не только здоровьем, но и жизнью.

- Значит, целишься в какого-нибудь виртуального монстра, а попадаешь в собственное сердце?

- Получается, что так. Всевозможные гонки, стрелялки, бродилки заставляют игрока держаться в постоянном напряжении. Агрессия и страх выбрасывают в кровь адреналин и норадреналин – гормоны быстрой реакции, необходимые организму в минуты опасности, чтобы нападать или убегать. Они увеличивают сердцебиение, провоцируют сосудистый спазм, заставляют сжиматься мышцы. В природе это незаменимый механизм защиты.

Но игроку не нужно ни спасаться, ни догонять, он сидит за компьютером; весь этот мощный гормональный толчок не находит себе выхода и обращается внутрь, сжигая сердце и сосуды. Механизм защиты превращается в механизм саморазрушения.

Плюс к тому при постоянных эмоциональных нагрузках в крови вырабатывается кортизол – гормон длительного стресса. Это вообще прямой удар по сердечно-сосудистой системе. Инфаркт, инсульт, атеросклероз, сахарный диабет, ожирение – вот скромный букет заболеваний, которые вызывает избыток этого гормона. А недавно британские ученые опубликовали данные о поражающем действии кортизола на продолговатый мозг – вплоть до того, что этот отдел мозга даже уменьшается в объеме.

- Получается, что всё компьютерное поколение сегодня составляет одну большую группу риска?

- Именно! Не стоит к тому же сбрасывать со счетов телевизор, видео и сотовый телефон – менее сильные, чем ПК, но тоже раздражители.

У школьников дополнительными факторами риска являются еще и «школьный стресс» - есть такой термин в современной медицине, затем курение – особенно у девочек, плюс привычка к модному, но нездоровому питанию с максимумом жиров и углеводов.

Помимо этого есть и другие опасные моменты: при общей предрасположенности спровоцировать инсульт может инфекция – после перенесенного гриппа риск развития этого заболевания возрастает в два раза. Кстати, самая маленькая наша пациентка попала к нам с инсультом после небольшого ОРЗ.

Еще один патогенный фактор – перелет. Организм воспринимает его как сильный стресс. В прошлый Новый год к нам в центр привезли подростка сразу после экскурсии в Ленинград. 14-летний физически крепкий парень, учится в школе с математическим уклоном, родители оторвали его от компьютера, посадили на самолет, один стресс умножился на другой – в результате развился тромбоз.

Сегодня нет ничего удивительного в том, что болезни старшего возраста стали поражать совсем юных. Я говорю это не голословно: мы в нашем центре воочию под микроскопом видим, насколько изношены клетки крови у современных детей. Когда у девочки-школьницы кровь как у 60-летней пенсионерки, невольно задумываешься – а сколько она еще сможет прожить и каково будет качество этой жизни?

Я со всей ответственностью заявляю: мы находимся сегодня на пороге настоящей катастрофы. И темпы ее развития оказались куда более стремительными, чем мы предполагали. Мы думали, что у нас еще есть в запасе десяток лет. Оказалось – времени нет. Сердечно-сосудистые заболевания уже сегодня помолодели так, как нам это не снилось, и поражают самых юных – инфаркт, инсульт, легочная тромбоэмболия, внезапная коронарная смерть…

- Так что же нам делать?

- Полностью менять свой образ жизни – если, конечно, мы не собираемся повторить судьбу динозавров и хотим сохранить на Земле такой биологический вид, как хомо сапиенс.

Симптомы инсульта

- резкая нарастающая головная боль

- тошнота, рвота при отсутствии температуры

- возможны судороги

Поскольку врачи в большинстве своем еще не готовы ставить ребенку диагноз «инсульт», они могут ошибочно определить инфекцию, отравление или даже эпилепсию.


Несколько лет назад отечественные врачи с тревогой стали замечать, что инфаркт и инсульт резко помолодели. Сердечно-сосудистые заболевания, которые раньше считались уделом пожилого возраста, начали поражать тридцати- и даже двадцатилетних. Это стало медицинской сенсацией.

Сегодня врачебная практика свидетельствует: инсульт в России взял новую возрастную планку. В наше время его жертвами все чаще становятся дети и подростки. Медики говорят о начале настоящей эпидемии. 

В чем причина этой новой беды и можно ли с ней бороться – об этом разговор корреспондента Сибкрай.ru с руководителем Городского центра профилактики тромбозов при Институте терапии СО РАМН Андреем Громовым.

- Наш век – век инфаркта. Собственно, и описан инфаркт как самостоятельное заболевание менее ста лет назад – в 1910 году. Раньше медикам просто не было необходимости его выделять. А сегодня в России смертность от сердечно-сосудистых недугов составляет 56 процентов. Как говорится – почувствуйте разницу. ИБС стала эпидемией ХХ века.

Это неудивительно – современный человек объявил себе войну как биологическому виду. Гиподинамия, переедание – всё это исключительно приметы нынешней цивилизации, еще два-три поколения назад у наших дедов и прадедов был совершенно другой образ жизни.Что касается Новосибирска – это вообще мировая столица сердечно-сосудистых заболеваний. Мы прочно удерживаем первое место по инсультам, второе – по инфарктам. Недаром Всемирная организация здравоохранения выбрала Сибирь и особенно наш город как полигон для изучения этих недугов.

- Андрей Александрович, все это, конечно, удручающие факты, но ими уже никого не поразить. Однако вы выступили с сенсационным заявлением, что Россию сейчас накрывает волна новой эпидемии – эпидемии детских инсультов.

- За год через наш центр проходят тысячи пациентов – и взрослых, и детей. Мы имеем возможность в буквальном смысле заглянуть внутрь их сосудов и посмотреть, что творится с клетками крови. Поэтому все изменения происходят у нас на глазах, и изменения эти не в лучшую сторону.

Еще несколько месяцев назад мы прогнозировали, что поколение нынешних школьников через десять-двадцать лет даст катастрофический всплеск сердечно-сосудистых заболеваний – такой, который их родителям даже не снился. Но сегодня мы вынуждены признать, что ждать этого всплеска не придется, – он уже начался.

Третьеклассница Катя среди ночи разбудила родителей громким плачем. Она проснулась от внезапной резкой головной боли. Когда захотела подняться, оказалось, что рука и нога с одной стороны не действуют.

В конце прошлого года с разрывом в неделю к нам в центр доставили двух таких девочек – десяти и одиннадцати лет. У обеих – ишемический инсульт с левосторонним парезом. Незадолго до этого – мальчишку-первоклассника, тоже с инсультом. Интересуюсь у коллег в областном диагностическом центре – оказывается, у них в декабре тоже произошло подряд несколько подобных случаев. Самому маленькому пациенту не исполнилось и восьми. А ведь еще недавно такой диагноз у ребенка школьного возраста был немыслим.

- Что же произошло сейчас, что этот диагноз становится все более частым?

- Есть две проблемы современности, с которыми человеческому организму – тем более детскому – все труднее справиться. Это нарастающий социальный стресс и… компьютерная зависимость.

Именно компьютерные перегрузки стали причиной того, что молодое поколение дает последние годы колоссальный рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний – в два раза. Под удар попадают люди от 20 до 35 лет. (Для сравнения – среди 60-70-летних этот рост составил 1,25–1,5 раза.) 

Правда, данные статистики всегда немного отстают от жизни, так что рост детской заболеваемости официально еще не зафиксирован. Его пока наблюдают только практикующие врачи.

Случаи внезапной смерти за компьютером в мировой медицине уже не считаются редкостью. Они происходят тем чаще, чем больше в стране развиты информационные технологии. Сегодня пальму первенства по «компьютерной летальности» держит Южная Корея. Но и Россия старается не отставать. Многие помнят, сколько шума наделала два года назад гибель 14-летнего подростка из Екатеринбурга. Мальчик упал замертво, проведя у экрана монитора без перерыва 12 (!) часов.

- Но почему компьютер так действует на сердце?

- Когда профессиональных программистов спросили, в чем они видят вред компьютера для здоровья, они в первую очередь назвали электромагнитное излучение, затем – негативное воздействие на зрение, на третье место поставили проблемы с кистью руки.

Но есть два страшных «зверя», о которых сидящие за компьютером не вспоминают. Первый – это гиподинамия. Мерцающий монитор приковывает к себе человека даже не на часы, а на сутки. Ни телевизор, ни тем более книга не гипнотизируют так наше внимание.

Второй «зверь» - это хронический декомпенсированный стресс. Мало кто задумывается, например, о том, какую нагрузку на мозг дает всеми любимый Интернет. Это ведь не просто текст, как на бумаге, это целый поток информации – постоянно меняющиеся картинки, фотография и анимация, разноцветные заголовки, мигание рекламы, масса приглашающих ссылок. Изобилие впечатлений не дает человеку оторваться от экрана. Но все это действует как колоссальный раздражитель.

Не надо быть специалистом, чтобы заметить, что у пользователя, который значительное время провел у монитора, краснеет лицо, учащается пульс и дыхание. Если в этот момент ему сделать ЭКГ, то можно легко диагностировать стенокардию.

Но самую тяжелую эмоциональную провокацию дают компьютерные игры. Заядлые геймеры рискуют не только здоровьем, но и жизнью.

- Значит, целишься в какого-нибудь виртуального монстра, а попадаешь в собственное сердце?

- Получается, что так. Всевозможные гонки, стрелялки, бродилки заставляют игрока держаться в постоянном напряжении. Агрессия и страх выбрасывают в кровь адреналин и норадреналин – гормоны быстрой реакции, необходимые организму в минуты опасности, чтобы нападать или убегать. Они увеличивают сердцебиение, провоцируют сосудистый спазм, заставляют сжиматься мышцы. В природе это незаменимый механизм защиты.

Но игроку не нужно ни спасаться, ни догонять, он сидит за компьютером; весь этот мощный гормональный толчок не находит себе выхода и обращается внутрь, сжигая сердце и сосуды. Механизм защиты превращается в механизм саморазрушения.

Плюс к тому при постоянных эмоциональных нагрузках в крови вырабатывается кортизол – гормон длительного стресса. Это вообще прямой удар по сердечно-сосудистой системе. Инфаркт, инсульт, атеросклероз, сахарный диабет, ожирение – вот скромный букет заболеваний, которые вызывает избыток этого гормона. А недавно британские ученые опубликовали данные о поражающем действии кортизола на продолговатый мозг – вплоть до того, что этот отдел мозга даже уменьшается в объеме.

- Получается, что всё компьютерное поколение сегодня составляет одну большую группу риска?

- Именно! Не стоит к тому же сбрасывать со счетов телевизор, видео и сотовый телефон – менее сильные, чем ПК, но тоже раздражители.

У школьников дополнительными факторами риска являются еще и «школьный стресс» - есть такой термин в современной медицине, затем курение – особенно у девочек, плюс привычка к модному, но нездоровому питанию с максимумом жиров и углеводов.

Помимо этого есть и другие опасные моменты: при общей предрасположенности спровоцировать инсульт может инфекция – после перенесенного гриппа риск развития этого заболевания возрастает в два раза. Кстати, самая маленькая наша пациентка попала к нам с инсультом после небольшого ОРЗ.

Еще один патогенный фактор – перелет. Организм воспринимает его как сильный стресс. В прошлый Новый год к нам в центр привезли подростка сразу после экскурсии в Ленинград. 14-летний физически крепкий парень, учится в школе с математическим уклоном, родители оторвали его от компьютера, посадили на самолет, один стресс умножился на другой – в результате развился тромбоз.

Сегодня нет ничего удивительного в том, что болезни старшего возраста стали поражать совсем юных. Я говорю это не голословно: мы в нашем центре воочию под микроскопом видим, насколько изношены клетки крови у современных детей. Когда у девочки-школьницы кровь как у 60-летней пенсионерки, невольно задумываешься – а сколько она еще сможет прожить и каково будет качество этой жизни?

Я со всей ответственностью заявляю: мы находимся сегодня на пороге настоящей катастрофы. И темпы ее развития оказались куда более стремительными, чем мы предполагали. Мы думали, что у нас еще есть в запасе десяток лет. Оказалось – времени нет. Сердечно-сосудистые заболевания уже сегодня помолодели так, как нам это не снилось, и поражают самых юных – инфаркт, инсульт, легочная тромбоэмболия, внезапная коронарная смерть…

- Так что же нам делать?

- Полностью менять свой образ жизни – если, конечно, мы не собираемся повторить судьбу динозавров и хотим сохранить на Земле такой биологический вид, как хомо сапиенс.

Симптомы инсульта

- резкая нарастающая головная боль

- тошнота, рвота при отсутствии температуры

- возможны судороги

Поскольку врачи в большинстве своем еще не готовы ставить ребенку диагноз «инсульт», они могут ошибочно определить инфекцию, отравление или даже эпилепсию.