Новосибирский «Лиотех» за четыре года успел открыться, перезапуститься, сменить название и вступить в одну из стадий банкротства. На запланированную мощность завод, принадлежащий госкорпорации «Роснано», так и не вышел. Продукция не была востребованной и теперь ее продают через социальные сети. Сибкрай.ru вспомнил, какие планы были у предприятия, также выслушал мнения, почему их не удалось воплотить в жизнь.
Открытие в Новосибирске первого в России завода по производству литий-ионных аккумуляторов для транспорта и накопителей энергии состоялось в декабре 2011 года. Запускать завод в Новосибирск приезжал председатель правления ОАО «Роснано» Анатолий Чубайс. На торжественной церемонии он заметил, что в Сибири «открывается уникальный производственный комплекс с уникальным оборудованием» и общими вложениями более 13 миллиардов рублей (из них доля «Роснано» – 7,59 миллиарда).
Все существующие производства в стране, связанные с аккумуляторной промышленностью, являются «позавчерашним днем», говорил Чубайс (заявление по РИА Новости). Сообщалось, что мощность предприятия составит около одного миллиона аккумуляторов в год, что, к примеру, позволит оснащать этим оборудованием около пяти тысяч электробусов ежегодно. На полную мощность, 400 миллионов ампер-час в год, завод должен был выйти в 2013 году. На этапе запуска мощность производства составила около 50 миллионов ампер-час в год. Количество рабочих мест – 500.
«Востребованность продукции в России оказалась просто поразительной. Сейчас многие регионы уже запрашивают эту продукцию», – отмечал также глава «Роснано».
Изначально планировалось, что большую часть выпускаемой на заводе продукции «Лиотех» (совместное предприятие ОАО «Роснано» и китайской Thunder Sky Group) будет поставлять в Китай. Однако спустя полтора года китайская компания вышла из бизнеса. В апреле 2013 года госкорпорация «Роснано» стала единственным владельцем завода по производству литий-ионных батарей «Лиотех».
«Китайский партнер не смог выполнить ранее взятых на себя обязательств по технологическому содействию, в том числе по поставкам катодной массы – базового сырья для производства аккумуляторов. Возникшие технологические проблемы стали основанием для расторжения отношений», – цитировала пресс-службу «Роснано» газета «Ведомости».
В августе 2014 года завод остановили. Осенью того же года производство попытались реанимировать – перезапускать «Лиотех» в Новосибирск снова приезжал глава «Роснано» Анатолий Чубайс. После этого сообщалось, что завод вернулся к выпуску источников бесперебойного питания. А в конце декабря правительство Новосибирской области прекратило господдержку предприятия, получившего из бюджета региона более 240 миллионов рублей по инвестиционному плану.
В начале 2016 года стало известно, что «Литий-ионные технологии» переименовали в «Энергетические решения». Тем временем высокотехнологичную продукцию завода начали активно продавать через соцсети «ВКонтакте». Посетители группы «ЛИОТЕХ STUFF-GROUP» запрашивали интересующую их модель аккумулятора, администратор паблика отвечала личным сообщением, есть ли она в наличии, где и по какой стоимости можно забрать.
В конце января 2016 года арбитражный суд Новосибирской области ввел процедуру наблюдения в компании «Энергетические решения». Рассмотрение отчета временного управляющего об оценке имущества должника назначено на середину июня. В «Роснано» заявляли, что компания пыталась реструктуризировать кредиторскую задолженность, но не смогла избежать процедуры банкротства завода. Вскоре появились слухи о возможной отставке Анатолия Чубайса.
Обогнал свое время
«Лиотех» открывали, когда Новосибирской областью руководил Василий Юрченко. «К банкротству могло привести плохое экономическое состояние предприятия. А оно могло складываться из многих факторов: низкая загрузка, неэффективная технология, неэффективное управление предприятие. Набор большой, нужно брать и разбираться», – считает Юрченко, который до прихода в региональное правительство руководил «Сибсельмашем».
Бизнес-омбудсмен Виктор Вязовых заметил, что на административное давление «Лиотех» не жаловался. А управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков предположил, что в данном случае речь идет «о колоссальной маркетинговой ошибке».
«Бизнес-план «Лиотеха» предусматривал бурный рост электромобилестроения в Китае, который, собственно, и должно было обслуживать предприятие. Бурного роста не случилось. Предприятие, считаю, просто обогнало свое время,– высказался Дьячков. – Было предположение, я тоже так думал, что драйвером Шестого технологического уклада, повышательная волна которого начинается сейчас, станет и развитие электромобилестроения. Но девелоперы завода ошиблись. От ошибок никто не застрахован».
По мнению Дьячкова, китайские партнеры «Роснано» быстро поняли, что совершили ошибку, и оперативно вышли из бизнеса. «Можно спорить, но я вижу так: к чести людей, которые занимались этим заводом, того руководства, которое пришло во время кризиса на предприятии, они пытались изменить ассортимент выпускаемой продукции. Они диверсифицировали ее, стали производить другие аккумуляторы. Тут можно спорить, были ли рыночные возможности для продаж такого количества аккумуляторов», – заметил Дьячков.
«Завод простаивал и жил на дотации от Москвы»
Бывший сотрудник «Лиотеха» Александр К., считает, что проект провалился не из-за какого-то конкретного фактора, а по комплексу причин. В целом, по тому, как был отлажен сам рабочий процесс на заводе, как была выстроена система взаимодействия с поставщиками комплектующих и запчастей для оборудования, можно было считать, что на самоокупаемость он выйдет не скоро.
«Я на завод пришел в 2013 году на должность инженера-механика. В мои обязанности входило обслуживание резчиков анодов и катодов,– рассказал порталу Сибкрай.ru бывший сотрудник «Лиотеха» Александр К.. – Если говорить обывательским языком, электроды резались толщиной тоньше человеческого волоса. Чтобы они были качественные, резчики (их еще называли оснастка, штампы) должны были быть без брака. Их нам на завод привезли вместе со станками из Китая, причем эти резчики были выработаны уже до такой степени, что работать ими нельзя было. Часть резчиков были изготовлены специально для нашего завода на российских предприятиях. Однако погрешность их была настолько велика, что электроды выходили рваные. Чтобы завод не стоял, из двух резчиков мы собирали один, и так работали».
Большого спроса на аккумуляторы «Лиотеха» не было, по мнению Александра, из-за того, что технология их производства не была идеально отлажена.
«Если эти порванные электроды, когда их укладывали в пачку, они соприкасались оголенными концами, тогда происходило короткое замыкание, и аккумулятор загорался. При мне за три месяца загорелись два аккумулятора, – продолжил Александр. – Большинство наших заводов не способны готовить высокоточные штампы. Руководство (предприятия) должно было это учитывать и делать базу, которая делала бы эти «запчасти». Но пошло то, что тендеры объявляли, а в итоге завод простаивал и жил на дотации от Москвы».
«Все сделали, чтобы проект свершился»
Генеральный директор «Агентства инвестиционного развития Новосибирской области» (АИР) Владимир Никонов акцентировал внимание на том, что вины региона в том, что «Лиотех» не состоялся как успешный проект, нет. «Все было сделано очень быстро, чтобы проект свершился. Поэтому информация о том, что виной несостоятельности проекта можно считать климат в Новосибирской области, никак не соответствует действительности, – сказал Никонов. – Размещение любых проектов крупных госкорпораций выгодно региону. И я не помню, чтобы мы какую-то госкорпорацию оттолкнули. Другое дело, что у госкорпораций мало крупных проектов, связанных с нашей областью. Это отдельная проблема, которую нужно изучать».
Никонов подчеркнул, что инвестиционный климат в регионе является зоной особого внимания регионального правительства. Оно настроено на то, чтобы всячески содействовать любому бизнесу, который заходит в регион.
«Будущее «Лиотеха» комментировать не могу. Агентство не вовлекается в какие-либо обсуждения по этому вопросу. Насколько мне известно, судом введена процедура наблюдения в соответствии с порядком осуществления процедур банкротства. Земельный участок, на котором расположено предприятие, входит в имущественный комплекс «Лиотеха». Распоряжение им определяется соответствующими процедурами. Если у этого комплекса появится хозяин, ПЛП выстроит с ним договорные отношения по обслуживанию объекта», – высказал свою позицию Никонов.
Согласно официальному ответу, опубликованному ТАСС, «Роснано» как акционер «Лиотеха» намерено сохранить «Лиотех». В компании надеются, что за время пока идет процедура наблюдения, завершится разработка новых, более востребованных решений «в таких сегментах применения накопителей электроэнергии, как здравоохранение, энергетика, ЖКХ и оборонная отрасль, что позволит предприятию выйти из кризиса». В тоже время в «Роснано» сообщали, что «Лиотех» пока не собирается возобновлять производство из-за большого объема нереализованной продукции. Эту же информацию СМИ подтверждал и директор «Лиотеха» по инновационному развитию Алексей Ворошилов.