Комиссия Горсовета Новосибирска по городскому хозяйству раскритиковала представленный мэрией вариант бюджета города на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. Входящие в ее состав депутаты почти единогласно рекомендовали не принимать документ. Своим протестом они хотят привлечь внимание региональных властей на дефицит средств.
Отказаться принимать главный финансовый документ Новосибирска в существующей редакции участников комиссии по городскому хозяйству призвал депутат Горсовета Вячеслав Илюхин. Собственно, он и задал тон работе комиссии, поинтересовавшись у начальника департамента финансов и налоговой политики мэрии Новосибирска Александра Веселкова, какой объем субсидий от Новосибирской области город получил в 2015 году и сколько ожидается в 2016-м.
«Фактически в этом году – 14,2 миллиарда рублей, субсидии и субвенции на будущий год разработаны в размере 11,55 миллиарда рублей. Однако из них 10,9 миллиона – это субвенциальные средства, которые идут на выплату учителям, преподавательскому составу и департаменту соцполитики. По сути, уменьшение в пять раз», – отчитался Веселков.
«Когда у нас забирали НДФЛ, [областные власти] говорили, что все возместят субсидиями, – отреагировал Илюхин. – Получается, что по субсидиям получим гораздо меньше, чем у нас забрали. Вижу, что все программы срезают городские». «Если сказать прямым счетом, то на 2,5 миллиарда у нас будет меньше», – уточнил Веселков. «Плюс 3,5 по НДФЛ. Итого – шесть миллиардов город Новосибирск потерял», – подсчитал Илюхин.
Руководитель комиссии Игорь Кудин прервал диалог и предложил перейти к выступлениям. Начатый ранее монолог решил продолжить Илюхин. «Я убежден, что бюджет в том виде, в котором он есть сейчас, принимать нельзя по двум причинам. Первая причина – это межбюджетные отношения. Они не выдерживают никакой критики. С федерацией – это другой вопрос; что касается области, про шесть миллиардов рублей мы уже говорили. Плюс ко всему мне кажется, что все вопросы нужно пересматривать», – высказал свою позицию депутат.
Илюхин заявил, что Новосибирск не могут устраивать собственные доходы в объеме лишь 13%. «У нас, по сути, 50% школ, которые сейчас работают, можно закрыть из-за тех предписаний, которые надзорные органы требуют, – продолжил он. – Управления образования физически не могут выполнить ремонт за те деньги, которые дают, они не могут выполнить даже обычные предписания. Поэтому нам необходимо проводить общее совещание с областью, где нужно заявлять о своих правах», – продолжил свое выступление Илюхин.
Первый заместитель мэра Новосибирска Борис Буреев ответил Илюхину: чтобы принять поправки по увеличению субвенций, необязательно отклонять проект бюджета в первом чтении. Также он заметил, что сейчас готовится обращение городских властей региональным, чтобы при принятии областного бюджета были учтены траты на ремонт ряда школ.
«Вячеслав Викторович, не будем сечь себя сами, если мы будем обращаться за субсидиями в виде поправок, это не значит, что не надо принимать свой бюджет в первом чтении. Что мы с вами от этого выиграем?» – сказал Буреев.
«Городу не хватает денег. На спорт нам дают, но говорят, что все 150 миллионов, которые нам дают, давайте на футбол. А мне вот этот футбол даром не нужен. Может, мы строить спортивные сооружения начнем? На строительство дали всего 80 миллионов. Как-то приоритеты расставим? – эмоционально ответил чиновнику депутат. – Давайте сами решим, что делать будем. Пять лет назад мы хоть концы с концами сводили, сейчас не сведем. Если нас область не слышит, давайте мы в федерацию будем обращаться. Мы не можем найти с областью общий язык. Говорили, что тигру мяса не докладывают. Мириться с этим?!»
Депутат Горсовета и глава комиссии Игорь Кудин заметил, что нельзя оставлять на текущий ремонт школ только 350 миллионов рублей, как это заявлено в проекте бюджета. Необходимо минимум еще 250 миллионов, чтобы «как-то свести концы с концами». Также он отметил, что необходимо выделить средства на благоустройство в городе зеленых зон.
«На сегодня в тех параметрах, которые есть, добавить денег на это просто невозможно. Это не 20-30 миллионов рублей, а 200-250 миллионов, – высказался следом Буреев. – Если так говорить, то по параметрам по удельному весу наш социальный блок пострадал меньше всего. <…> Объем собственных расходов по городскому бюджету без учета субвенции и субсидий по Главному управлению образования – семь миллиардов рублей. Надеюсь, что за счет экономии по конкурсным процедурам, по коммунальным услугам какая-то сумма появится на текущий ремонт».
Вячеслав Илюхин не исключил, что в первом чтении бюджет может быть принят, но в том случае, если возобновит работу городская комиссия по оптимизации. Депутат заметил, что нужно изыскивать дополнительные средства, продолжить работу с МУПами, также пора взяться за проверку МКУ ДЭУ (Дорожно-эксплуатационное учреждение).
«ДЭУ – это вообще черная дыра. Поэтому нужно понять структуру расходов ДЭУ, и, в том числе, Городского электротранспорта. У него долгов…» – заметил заместитель мэра города Новосибирска по городскому хозяйству Данияр Сафиуллин.
Прервав спор, Сафиуллин сообщил, что городские власти, в частности, планируют получить порядка 200 миллионов рублей от продажи неиспользуемых МУПами объектов недвижимости. По словам вице-мэра, только среди МУПов, которые работают в сфере электросетевого хозяйства, выявлено порядка 80 бесхозных объектов. Все они поставлены на баланс, 18 из них сданы в аренду. Также Сафиуллин заявил о готовности увольнять неэффективных руководителей МУПов.
Чтобы сэкономить часть средств, городские чиновники намерены договориться с Минтрансом России об отсрочке части платежа за развязку на улице Петухова. В итоге часть средств высвободится на ремонт дорог в частном секторе. Также мэрия намерена продолжать ремонт дворов, однако пределы финансирования, в частности – государственные вложения, будут понятны только в феврале 2016 года.
Сафиуллин также заметил, что сейчас подготовлены к сдаче в аренду порядка 450 квартир, которые принадлежат муниципалитету. Ранее не все из этого имущества находилось на учете. «Нужно было присвоить уникальный номер, чтобы квартира не ушла, отремонтировать, и навести порядок с очередью. Мэр дал такое задание, оно выполняется, создана электронная очередь», – отчитался Сафиуллин. Также в ходе работы комиссии стало известно, что городские власти приняли решение по созданию концессионного отдела. В частности, в планах подписать в январе следующего года концессию на достройку автовокзала.
По итогам заседания девять депутатов – членов комиссии поддержали предложение Илюхина не рекомендовать к принятию предложенный бюджет, против никого не было, двое воздержались.
Илюхин предположил, что против предложенного варианта бюджета могут высказаться и другие комиссии Горсовета. Он рассчитывает, что область согласится с просьбами городских депутатов и выделит субсидии и субвенции минимум на полмиллиарда рублей. Хотя, по словам Илюхина, городу нужно около миллиарда, чтобы не привлекать дополнительно кредиты.
Напомним, что согласно проекту бюджета Новосибирска, в 2016 году объем доходов предполагается на уровне 33,8 миллиарда рублей, общий объем расходов бюджета – 34,8 миллиарда рублей, дефицит бюджета – один миллиард. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть ранее отмечал сокращение дефицита по сравнению с 2015 годом.