На бумаге развитие метрополитена в Новосибирске выглядит красочным и перспективным. Вот только с бумагами у новосибирских чиновников весьма сложные отношения. Они отлично освоили только навык переноса сроков. А вот с разработкой проектно-сметной документации и вводом в эксплуатацию – пока трудновато. Последнюю станцию сдали еще в феврале 2011 года. Согласно полной схеме новосибирской подземки, в городе должно быть три линии, 46 станций и четыре электродепо. Однако даже одну станцию – «Спортивную» – не могут ввести в эксплуатацию уже полтора года.
Как бы не благоволила в этом году небесная канцелярия мэрии Новосибирска и не оттягивала приход зимы, в город все же пришли снегопады. А с ними – многочасовые и многокилометровые пробки. Накануне вечером Новосибирск встал в десятибалльные заторы. Непрекращающийся снегопад серьезно осложнил дорожную ситуацию и сегодня утром, 6 декабря, – к 10:00 (время местное) пробки уже достигли 8 баллов. И, видимо, это – не предел.
Из-за непростой ситуации на автомобильных дорогах многие новосибирцы решили добираться до работы на метро. Но и там их ждало разочарование в виде толпы таких же желающих. Да и добраться без пересадок на наземные виды общественного транспорта большинство горожан не может – метрополитен на сегодняшний день ограничен двумя линиями и 13 действующими станциями. 14-ую – станцию «Спортивная» – горожане не дождались даже к концу 2023 года, хотя она должна была заработать еще в июле 2022 года.
Всего же, в соответствии с действующим генпланом, полная схема Новосибирского метрополитена предусматривает три линии, 46 станций и четыре электродепо. Планы по строительству разделены на три этапа: первый – до 2030 года, второй – до 2050 года, третий – после 2050 года.
До 2030 года планируется продлить Дзержинскую ветку от станции «Золотая Нива» до улицы Коминтерна на две станции – «Гусинобродская» и «Молодежная». Также должно появиться метродепо «Волочаевская». Ленинская ветка должна быть продлена от станции «Площадь Маркса» до улицы Троллейной – запланированы станции «Площадь Станиславского» и «Троллейная». За станцией «Заельцовская» должна появиться станция «Северная».
К 2050 году, согласно генплану, на Ленинской линии должны появиться также станции «Авиационная», «Космическая» и «Родники», а также «Связистов» и «Чистая Слобода.
В апреле 2018 года новосибирские областные власти заявляли, что в левобережной части Новосибирска появится еще одна линия метрополитена – Кировская. Подчеркивалось, что «это не слухи, а стратегические перспективы», но уточнялось, что перспектива эта более долгая, чем, например, другие этапы развития метро в Новосибирске.
На первом этапе тогда стояла достройка Дзержинской линии, так как заявлялось, что проектно-сметная документация полностью разработана. К тому же, там есть проблемы – последние перегоны однотоннельные и не позволяют полностью использовать способности метро. Вторым этапом значилась достройка Ленинской линии на левом берегу, начиная от «Карла Маркса». И третий этап – строительство Кировской линии (перспектива примерно 2025−2030 годов).
Но, если вспомнить, что при Анатолии Локте – почти за десять лет – в Новосибирске не было запущено ни одной станции метрополитена, то пока надеяться на изменение ситуации новосибирцам не приходится. Местные власти не только регулярно срывают сроки по станциям, но и не могут даже создать актуальную проектно-сметную документацию.
Дзержинская бесконечность
Дзержинская линия метро сейчас состоит из пяти станций: «Площадь Гарина-Михайловского» – «Сибирская» – «Маршала Покрышкина» – «Березовая роща» – «Золотая Нива».
Последняя станция на этой ветке – «Золотая Нива» – была сдана в феврале 2011 года. Сейчас на ней до сих пор не достроен второй перегонный тоннель.
При этом Дзержинская линия Новосибирского метрополитена может претендовать на звание «самой длительно обсуждаемой» в мире. В 2013 году проектом строительства участка ее продления занималось ООО «Красноярскметропроект». В октябре 2013 года проектировщик был оштрафован на 7 миллионов рублей за срыв сроков и некачественную работу.
В августе 2017 года власти города вспомнили о проекте и даже заявили, что нашли инвестора.
В феврале 2019 года на тот момент руководитель транспортного департамента мэрии Роман Дронов сообщил, что проект достройки линии не одобрен Главгосэкспертизой. По его словам, ПСД была актуализирована, но не получила положительного заключения. Это в мэрии объяснили технической ошибкой при отправке документов – был загружен отсканированный вариант в PDF, а нужно было его перед отправкой обработать в специальной программе. Чтобы как-то оправдать этот провал, на тот момент глава МУП «УЗСПТС» Александр Мысик (в настоящее время в отношении него возбуждено и расследуется несколько уголовных дел – примечание редакции) заявил, что проектировщик давно уже умер и спросить не у кого. Сибкрай.ru тогда отыскал проектную организацию из Красноярска, у которого вся информация сохранилась в архиве. По данным представителей этой компании, новосибирская мэрия к ним даже не обращалась.
Довольно длительное время мэрия и в частности глава города Анатолий Локоть заявляли о готовности проектно-сметной документации по этой ветке. Кроме того, на протяжении года губернатор Новосибирской области Андрей Травников спрашивал у мэра Локтя о подготовке документов для экспертизы. 12 июля 2021 года на оперативном совещании в региональном правительстве градоначальник обещал в ближайшее время предоставить проектно-сметную документацию Травникову. Тогда Локоть утверждал, что «документация готова, находится на экспертизе». На следующий день в Главгосэкспертизе Сибкрай.ru сообщили, что документы от мэрии Новосибирска даже не поступали.
В сентябре 2021 года мэр заявил, что ведет тайные переговоры по строительству метро. Но выяснилось, что федеральные деньги на метро получили Нижний Новгород, Челябинск, Красноярск. Актуализировать переговоры обещали после сдачи станции метро «Спортивная».
В конце декабря 2021 года глава региона напомнил, что уже полгода ждет обещанную Локтем проектно-сметную документацию на метро, ведь без документов невозможно получить федеральное финансирование. Мэр же в ответ заявил, что без федерального финансирования у него не принимают ПСД на экспертизу. С декабря ситуация не сдвинулась с мертвой точки. Разве что Александр Мысик, ответственный за разработку документации, сообщил, что документы подготовлены, а губернатор в очередной раз это опроверг.
В мае 2022 года глава Новосибирской области Андрей Травников констатировал, что проектно-сметная документация для строительства Дзержинской ветки метро до сих пор не готова, несмотря на заявления городских чиновников об обратном. 30 декабря 2022 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть назвал Дзержинскую ветку метро полуфабрикатом и признал, что ПДС на ее продление так и не готова.
«Надо приводить все в норматив. Для этого нужно довести до ума документацию, которая, конечно, из-за того, что мы не получили своевременного финансирования, устарела. И теперь требуется переработка по современным требованиям, изменились требования, ГОСТы. Ну и деньги другие», – видимо, имея в виду станцию метро «Золотая нива», сказал мэр.
15 июня 2023 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил, что проектная документация на продление Дзержинской линии Новосибирского метрополитена, которую мэрия актуализировала несколько лет, устарела и администрация города работает над подготовкой новой документации. При этом Локоть уточнил, что назвать сроки завершения работы над документами не может.
Продление Дзержинской линии метрополитена Новосибирска, по данным на декабрь 2021 года, оценивалась уже в 25,3 миллиарда рублей. По проекту, должны появиться станции «Гусинобродская» и «Молодежная», а также ветка в метродепо «Волочаевское». В середине июня 2023 года заместитель начальника управления пассажирских перевозок департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Михаил Никулин рассказал о судьбе будущих станций метрополитена. По его информации, первый этап проектирования включает достройку второго перегонного тоннеля между станциями «Березовая роща» и «Золотая Нива», строительство одного перегонного тоннеля до станции метро «Гусинобродская». По предварительной оценке, проектирование перегона обойдется в 50 миллионов рублей, а в целом проект продления Дзержинской линии (без учета метродепо) обойдется в 500-550 миллионов рублей.
14 ноября 2023 года во время обсуждения бюджета на 2024 год депутаты Законодательного собрания Новосибирской области сообщили о неиспользовании выделенных 180 миллионов рублей – деньги давали в «пожарном порядке» на проектирование Дзержинской линии метро в 2023 году. Администрация не успела составить даже техническое задание. По словам депутата Владимира Анисимова, «Новосибирск в этом году полностью "прохлопал" все капитальные вложения». Замначальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Сергей Эпов не смог на это ничего ответить. Позже мэрия сообщила, что будет ходатайствовать о переносе этих средств на 2024 год.
Не «Спортивная», а мечта
Ленинская линия Новосибирского метрополитена связывает левобережную и правобережную части города. Сейчас она состоит из восьми станций: «Площадь Маркса», «Студенческая», «Речной вокзал», «Октябрьская», «Площадь Ленина», «Красный Проспект», «Гагаринская», «Заельцовская». Согласно утвержденной Госстроем РФ в 2001 году «Схеме развития скоростного внеуличного транспорта Новосибирска до 2015 года», следующей на Ленинской линии должна быть построена станция «Площадь Станиславского». Но на сегодняшний день пока так и не открылась ни одна новая станция на Ленинской ветке. В том числе и строившаяся к не состоявшемуся Молодежному чемпионату мира по хоккею «Спортивная».
Станцию «Спортивная» начали возводить вместе с новой ледовой ареной к Молодёжному первенству мира по хоккею, который должен был состояться в 2023 году. Грандиозная стройка началась в 2019 году. Однако весной 2022 года Международная федерация хоккея заявила об отмене проведения чемпионата в России. Первоначально сдача метростанции «Спортивная» в эксплуатацию была запланирована на июнь 2022 года, но к сроку завершить работы строители не успели. И до сих пор, кроме Локтя, станция не приняла ни одного пассажира.
Позднее мэр пообещал, что станцию метро «Спортивная» сдадут в сентябре. А гендиректор ООО «СпецТрансСтрой» Сергей Арапов сказал, что станцию откроют для первых матчей в новой арене в ноябре. Зимой 2023 года появилась информация о вводе к лету. В апреле прокурор Новосибирска Роман Сивак сообщил, что ввод станции в эксплуатацию запланирован на июль 2023 года. Но и этого не случилось. 14 июня 2023 года выяснилось, что метростанция «Спортивная» за четыре месяца потеряла 2 % готовности. Так, к середине июня заказчик оценил выполнение работ в 95 %, в то время как в февральском отчете мэра города Анатолия Локтя депутатам оно оценивалось в 97 %. Кроме того, был назван новый срок окончания строительства станции – 1 октября 2023 года. Сам контракт был продлен до 31 декабря 2023 года.
В октябре 2023 года сообщалось, что сдача станции находится на этапе экспертизы. Тогда еще была надежда, что «Спортивная» примет пассажиров до конца текущего года. Но в начале декабря стало известно о новом – седьмом – переносе сроков сдачи объекта. В Сибирском управлении Ростехнадзора сообщили, что в июне 2024 года ведомство проведет контрольную итоговую проверку станции «Спортивная». В управлении уточнили, что при проведении плановых проверок обнаружены 28 нарушений требований законодательства, проектной документации, норм и правил в области градостроительной деятельности. Срок их устранения – до 30 января 2024 года. Известно, что застройщик направил письмо в управление Ростехнадхора с откорректированной проектной документацией в части изменения сроков выполнения работ.
В пресс-службе мэрии города заявили, что откорректированная проектно-сметная документация направляется частями на повторную государственную экспертизу. После ее окончания в декабре планируется проведение пусконаладочных работ и ввод станции в эксплуатацию. Конечных сроков ввода муниципалитет не назвал.
Строительство 14-й станции Новосибирского метрополитена оценивалось в 2,78 миллиарда рублей. Сейчас стоимость объекта возросла примерно на 770 миллионов.
Стоит вспомнить и то, что в конце 2022 года мэрия Новосибирска опубликовала постановление об изменениях, вносимых в проект планировки территории, ограниченной улицами Широкой, Станиславского, Титова и Связистов. Согласно документу, до 2030 года в эксплуатацию планируется ввести станции «Площадь Станиславского» и «Троллейная».
Тем временем, уже в четверг новосибирцев настигнут сильные морозы. И по прогнозам, аномально холодная погода сохранится в регионе до 13 декабря. А это значит, что многие автомобилисты останутся без личного транспорта, который может не завесить в -40 градусов, и пересядут на транспорт общественный. Последний также не застрахован от негативного влияния низких температур. Новосибирцы, конечно, могли бы на это время отдать предпочтение метрополитену, вот только с февраля 2011 года в Новосибирске не ввели в эксплуатацию ни одной станции. А многие из тех, что есть, уже работают на пределе. Об этом заявили в самой подземке.
На бумаге развитие метрополитена в Новосибирске выглядит красочным и перспективным. Вот только с бумагами у новосибирских чиновников весьма сложные отношения. Они отлично освоили только навык переноса сроков. А вот с разработкой проектно-сметной документации и вводом в эксплуатацию – пока трудновато. Последнюю станцию сдали еще в феврале 2011 года. Согласно полной схеме новосибирской подземки, в городе должно быть три линии, 46 станций и четыре электродепо. Однако даже одну станцию – «Спортивную» – не могут ввести в эксплуатацию уже полтора года.
Как бы не благоволила в этом году небесная канцелярия мэрии Новосибирска и не оттягивала приход зимы, в город все же пришли снегопады. А с ними – многочасовые и многокилометровые пробки. Накануне вечером Новосибирск встал в десятибалльные заторы. Непрекращающийся снегопад серьезно осложнил дорожную ситуацию и сегодня утром, 6 декабря, – к 10:00 (время местное) пробки уже достигли 8 баллов. И, видимо, это – не предел.
Из-за непростой ситуации на автомобильных дорогах многие новосибирцы решили добираться до работы на метро. Но и там их ждало разочарование в виде толпы таких же желающих. Да и добраться без пересадок на наземные виды общественного транспорта большинство горожан не может – метрополитен на сегодняшний день ограничен двумя линиями и 13 действующими станциями. 14-ую – станцию «Спортивная» – горожане не дождались даже к концу 2023 года, хотя она должна была заработать еще в июле 2022 года.
Всего же, в соответствии с действующим генпланом, полная схема Новосибирского метрополитена предусматривает три линии, 46 станций и четыре электродепо. Планы по строительству разделены на три этапа: первый – до 2030 года, второй – до 2050 года, третий – после 2050 года.
До 2030 года планируется продлить Дзержинскую ветку от станции «Золотая Нива» до улицы Коминтерна на две станции – «Гусинобродская» и «Молодежная». Также должно появиться метродепо «Волочаевская». Ленинская ветка должна быть продлена от станции «Площадь Маркса» до улицы Троллейной – запланированы станции «Площадь Станиславского» и «Троллейная». За станцией «Заельцовская» должна появиться станция «Северная».
К 2050 году, согласно генплану, на Ленинской линии должны появиться также станции «Авиационная», «Космическая» и «Родники», а также «Связистов» и «Чистая Слобода.
В апреле 2018 года новосибирские областные власти заявляли, что в левобережной части Новосибирска появится еще одна линия метрополитена – Кировская. Подчеркивалось, что «это не слухи, а стратегические перспективы», но уточнялось, что перспектива эта более долгая, чем, например, другие этапы развития метро в Новосибирске.
На первом этапе тогда стояла достройка Дзержинской линии, так как заявлялось, что проектно-сметная документация полностью разработана. К тому же, там есть проблемы – последние перегоны однотоннельные и не позволяют полностью использовать способности метро. Вторым этапом значилась достройка Ленинской линии на левом берегу, начиная от «Карла Маркса». И третий этап – строительство Кировской линии (перспектива примерно 2025−2030 годов).
Но, если вспомнить, что при Анатолии Локте – почти за десять лет – в Новосибирске не было запущено ни одной станции метрополитена, то пока надеяться на изменение ситуации новосибирцам не приходится. Местные власти не только регулярно срывают сроки по станциям, но и не могут даже создать актуальную проектно-сметную документацию.
Дзержинская бесконечность
Дзержинская линия метро сейчас состоит из пяти станций: «Площадь Гарина-Михайловского» – «Сибирская» – «Маршала Покрышкина» – «Березовая роща» – «Золотая Нива».
Последняя станция на этой ветке – «Золотая Нива» – была сдана в феврале 2011 года. Сейчас на ней до сих пор не достроен второй перегонный тоннель.
При этом Дзержинская линия Новосибирского метрополитена может претендовать на звание «самой длительно обсуждаемой» в мире. В 2013 году проектом строительства участка ее продления занималось ООО «Красноярскметропроект». В октябре 2013 года проектировщик был оштрафован на 7 миллионов рублей за срыв сроков и некачественную работу.
В августе 2017 года власти города вспомнили о проекте и даже заявили, что нашли инвестора.
В феврале 2019 года на тот момент руководитель транспортного департамента мэрии Роман Дронов сообщил, что проект достройки линии не одобрен Главгосэкспертизой. По его словам, ПСД была актуализирована, но не получила положительного заключения. Это в мэрии объяснили технической ошибкой при отправке документов – был загружен отсканированный вариант в PDF, а нужно было его перед отправкой обработать в специальной программе. Чтобы как-то оправдать этот провал, на тот момент глава МУП «УЗСПТС» Александр Мысик (в настоящее время в отношении него возбуждено и расследуется несколько уголовных дел – примечание редакции) заявил, что проектировщик давно уже умер и спросить не у кого. Сибкрай.ru тогда отыскал проектную организацию из Красноярска, у которого вся информация сохранилась в архиве. По данным представителей этой компании, новосибирская мэрия к ним даже не обращалась.
Довольно длительное время мэрия и в частности глава города Анатолий Локоть заявляли о готовности проектно-сметной документации по этой ветке. Кроме того, на протяжении года губернатор Новосибирской области Андрей Травников спрашивал у мэра Локтя о подготовке документов для экспертизы. 12 июля 2021 года на оперативном совещании в региональном правительстве градоначальник обещал в ближайшее время предоставить проектно-сметную документацию Травникову. Тогда Локоть утверждал, что «документация готова, находится на экспертизе». На следующий день в Главгосэкспертизе Сибкрай.ru сообщили, что документы от мэрии Новосибирска даже не поступали.
В сентябре 2021 года мэр заявил, что ведет тайные переговоры по строительству метро. Но выяснилось, что федеральные деньги на метро получили Нижний Новгород, Челябинск, Красноярск. Актуализировать переговоры обещали после сдачи станции метро «Спортивная».
В конце декабря 2021 года глава региона напомнил, что уже полгода ждет обещанную Локтем проектно-сметную документацию на метро, ведь без документов невозможно получить федеральное финансирование. Мэр же в ответ заявил, что без федерального финансирования у него не принимают ПСД на экспертизу. С декабря ситуация не сдвинулась с мертвой точки. Разве что Александр Мысик, ответственный за разработку документации, сообщил, что документы подготовлены, а губернатор в очередной раз это опроверг.
В мае 2022 года глава Новосибирской области Андрей Травников констатировал, что проектно-сметная документация для строительства Дзержинской ветки метро до сих пор не готова, несмотря на заявления городских чиновников об обратном. 30 декабря 2022 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть назвал Дзержинскую ветку метро полуфабрикатом и признал, что ПДС на ее продление так и не готова.
«Надо приводить все в норматив. Для этого нужно довести до ума документацию, которая, конечно, из-за того, что мы не получили своевременного финансирования, устарела. И теперь требуется переработка по современным требованиям, изменились требования, ГОСТы. Ну и деньги другие», – видимо, имея в виду станцию метро «Золотая нива», сказал мэр.
15 июня 2023 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил, что проектная документация на продление Дзержинской линии Новосибирского метрополитена, которую мэрия актуализировала несколько лет, устарела и администрация города работает над подготовкой новой документации. При этом Локоть уточнил, что назвать сроки завершения работы над документами не может.
Продление Дзержинской линии метрополитена Новосибирска, по данным на декабрь 2021 года, оценивалась уже в 25,3 миллиарда рублей. По проекту, должны появиться станции «Гусинобродская» и «Молодежная», а также ветка в метродепо «Волочаевское». В середине июня 2023 года заместитель начальника управления пассажирских перевозок департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Михаил Никулин рассказал о судьбе будущих станций метрополитена. По его информации, первый этап проектирования включает достройку второго перегонного тоннеля между станциями «Березовая роща» и «Золотая Нива», строительство одного перегонного тоннеля до станции метро «Гусинобродская». По предварительной оценке, проектирование перегона обойдется в 50 миллионов рублей, а в целом проект продления Дзержинской линии (без учета метродепо) обойдется в 500-550 миллионов рублей.
14 ноября 2023 года во время обсуждения бюджета на 2024 год депутаты Законодательного собрания Новосибирской области сообщили о неиспользовании выделенных 180 миллионов рублей – деньги давали в «пожарном порядке» на проектирование Дзержинской линии метро в 2023 году. Администрация не успела составить даже техническое задание. По словам депутата Владимира Анисимова, «Новосибирск в этом году полностью "прохлопал" все капитальные вложения». Замначальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Сергей Эпов не смог на это ничего ответить. Позже мэрия сообщила, что будет ходатайствовать о переносе этих средств на 2024 год.
Не «Спортивная», а мечта
Ленинская линия Новосибирского метрополитена связывает левобережную и правобережную части города. Сейчас она состоит из восьми станций: «Площадь Маркса», «Студенческая», «Речной вокзал», «Октябрьская», «Площадь Ленина», «Красный Проспект», «Гагаринская», «Заельцовская». Согласно утвержденной Госстроем РФ в 2001 году «Схеме развития скоростного внеуличного транспорта Новосибирска до 2015 года», следующей на Ленинской линии должна быть построена станция «Площадь Станиславского». Но на сегодняшний день пока так и не открылась ни одна новая станция на Ленинской ветке. В том числе и строившаяся к не состоявшемуся Молодежному чемпионату мира по хоккею «Спортивная».
Станцию «Спортивная» начали возводить вместе с новой ледовой ареной к Молодёжному первенству мира по хоккею, который должен был состояться в 2023 году. Грандиозная стройка началась в 2019 году. Однако весной 2022 года Международная федерация хоккея заявила об отмене проведения чемпионата в России. Первоначально сдача метростанции «Спортивная» в эксплуатацию была запланирована на июнь 2022 года, но к сроку завершить работы строители не успели. И до сих пор, кроме Локтя, станция не приняла ни одного пассажира.
Позднее мэр пообещал, что станцию метро «Спортивная» сдадут в сентябре. А гендиректор ООО «СпецТрансСтрой» Сергей Арапов сказал, что станцию откроют для первых матчей в новой арене в ноябре. Зимой 2023 года появилась информация о вводе к лету. В апреле прокурор Новосибирска Роман Сивак сообщил, что ввод станции в эксплуатацию запланирован на июль 2023 года. Но и этого не случилось. 14 июня 2023 года выяснилось, что метростанция «Спортивная» за четыре месяца потеряла 2 % готовности. Так, к середине июня заказчик оценил выполнение работ в 95 %, в то время как в февральском отчете мэра города Анатолия Локтя депутатам оно оценивалось в 97 %. Кроме того, был назван новый срок окончания строительства станции – 1 октября 2023 года. Сам контракт был продлен до 31 декабря 2023 года.
В октябре 2023 года сообщалось, что сдача станции находится на этапе экспертизы. Тогда еще была надежда, что «Спортивная» примет пассажиров до конца текущего года. Но в начале декабря стало известно о новом – седьмом – переносе сроков сдачи объекта. В Сибирском управлении Ростехнадзора сообщили, что в июне 2024 года ведомство проведет контрольную итоговую проверку станции «Спортивная». В управлении уточнили, что при проведении плановых проверок обнаружены 28 нарушений требований законодательства, проектной документации, норм и правил в области градостроительной деятельности. Срок их устранения – до 30 января 2024 года. Известно, что застройщик направил письмо в управление Ростехнадхора с откорректированной проектной документацией в части изменения сроков выполнения работ.
В пресс-службе мэрии города заявили, что откорректированная проектно-сметная документация направляется частями на повторную государственную экспертизу. После ее окончания в декабре планируется проведение пусконаладочных работ и ввод станции в эксплуатацию. Конечных сроков ввода муниципалитет не назвал.
Строительство 14-й станции Новосибирского метрополитена оценивалось в 2,78 миллиарда рублей. Сейчас стоимость объекта возросла примерно на 770 миллионов.
Стоит вспомнить и то, что в конце 2022 года мэрия Новосибирска опубликовала постановление об изменениях, вносимых в проект планировки территории, ограниченной улицами Широкой, Станиславского, Титова и Связистов. Согласно документу, до 2030 года в эксплуатацию планируется ввести станции «Площадь Станиславского» и «Троллейная».
Тем временем, уже в четверг новосибирцев настигнут сильные морозы. И по прогнозам, аномально холодная погода сохранится в регионе до 13 декабря. А это значит, что многие автомобилисты останутся без личного транспорта, который может не завесить в -40 градусов, и пересядут на транспорт общественный. Последний также не застрахован от негативного влияния низких температур. Новосибирцы, конечно, могли бы на это время отдать предпочтение метрополитену, вот только с февраля 2011 года в Новосибирске не ввели в эксплуатацию ни одной станции. А многие из тех, что есть, уже работают на пределе. Об этом заявили в самой подземке.