Новосибирская область стала для многих регионов России первопроходцем в борьбе с разоряющими бюджет концессионными соглашениями. Регион на законодательном уровне ограничил долговые траты по этому виду договоров и, тем самым, обезопасил себя от кабалы, в которую бюджеты субъектов федерации загоняют концессионные соглашения. Этот опыт уже пытаются перенять в других регионах.
У большинства российских регионов нет средств на строительство крупных социальных объектов. В таком случае можно привлечь инвестора, который на свои деньги их построит, а государство с ним потом рассчитается. При этом в течение установленного договором времени концессионер имеет право эксплуатировать объект, чтобы заработать. В таком случае сумма ассигнований из бюджета уменьшается. И регион сэкономил, и концессионер остался в плюсе.
Но на деле концессии порождают большие проблемы для бюджетов. Зачастую региону приходится выплачивать весь недополученный частниками доход, как в случае с «Экологией-Новосибирск». Регион должен обеспечить условия, а именно 700 тысяч тонн мусора в год, для того чтобы у регоператора была прибыль. В случае, если мусора не хватает, он теряет деньги. Из-за этого региону приходится все время повышать тарифы, чтобы обеспечить плановую прибыль концессионеру или платить ему напрямую из бюджета.
С мусором связана еще одна концессия, по которой планировалось построить мусорный полигон и мусороперерабатывающий завод. Однако никто этих объектов до сих пор не увидел.
Не менее скандальным был проект строительства семи поликлиник. Группа «ВИС», которая в рамках проекта ГЧП возводит эти объекты в Новосибирске, допустила корректировку сроков ввода объектов. Произошло это из-за новых требований Минздрава России в обязательном порядке ставить аппараты МРТ во все поликлиники с посещаемостью более 600 человек в сутки.
В результате увеличилось количество оборудования и объем строительных материалов. Также группа «ВИС» взяла на себя работы по присоединению объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, что не было заложено в соглашении о ГЧП.
Затягивание сроков привело к удорожанию проекта. Изначально инвестиции оценивались в 7,4 миллиарда рублей. В июле Газпромбанк и концессионер подписали соглашение о предоставлении банковских продуктов для реализации проекта на общую сумму 13,7 миллиарда рублей. Предоставлены и банковские гарантии.
Сегодня проект оценивают уже в 21 миллиард рублей. Свое недовольство по этому поводу выразил председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив во время итоговой пресс-конференции по итогам работы Заксобрания в 2021 году.
«В феврале заканчивается третий год, как подписали концессию на строительство поликлиник. Ну где-то всегда наступает предел. Поликлиники стоили 12 миллиардов рублей, а теперь 21 миллиард. Как мы можем не задавать вопросы? Из-за того, что вовремя не построили, девять миллиардов в плюсе. И таких вопросов, поверьте, много», – заявил председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив.
По его словам, намного лучше ситуация в случае со строительством четвертого моста через реку Обь. Несмотря на возникающие проблемы стоимость строительства не растет. Однако мост тоже сильно ударит по бюджету, потому что обойдется в 44 миллиарда рублей. При этом, только усилиями депутатов Законодательного собрания, затраты областного бюджета удалось снизить. В 2017 году гарантированный инвестору доход уже снижали с 91 миллиарда рублей до 52 миллиардов.
Еще одним скандальным проектом стало предложение построить шесть школ в рамках договора с московской компанией «Пятая концессионная компания «Просвещение». Концессионер обещал возвести объекты за год, а еще 15 лет организация будет эксплуатировать здания, получая за это бюджетные деньги.
Все проекты предполагается реализовать в кредит и с использованием федеральных и областных бюджетных средств. Общая стоимость проекта – 15 миллиардов рублей. Концессионер должен вложить своих денег 5 миллиардов 683 миллиона рублей. Согласно соглашению, «Просвещение» 90 процентов этой суммы получит в виде банковского кредита под 9 процентов годовых и десятую часть суммы оформит в виде акционерного займа под 9 процентов годовых.
Долговые обязательства области – с учетом еще и других проектов – сильно вырастут, а в случае срыва сроков или других «непредвиденных обстоятельств» регион рискует лишиться федеральных денег в размере 2,5 миллиарда рублей.
Интересны и банковские гарантии концессионера прикрывает «Сбербанк», который гарантирует по 15 миллионов на проектирование каждой школы, по 50 миллионов на строительство и по 15 миллионов на эксплуатацию. То есть менее 500 миллионов банковских гарантий на все этапы многомиллиардной стройки.
Однако депутаты, после того как разобрали детали соглашения, отправили его на доработку, а сверх того еще и решили, что нужно ограничить трату региональных денег на концессии.
Предпринимателям тоже нужно зарабатывать деньги. Никто не будет работать себе в убыток, из-за чего некоторые концессии простаивают. Например, газификация региона. Если в случае со школами еще можно найти источник прибыли, например, отдать частникам помещения в аренду на смежное направление, то с газопроводом такое вряд ли получится. Никто за проект газификации по концессии так и не взялся.
Теперь же лакомый кусочек бюджетных денег оторвать будет еще труднее. Благодаря поправке к закону «Об инвестиционном фонде Новосибирской области», которую уже приняли в Новосибирской области (ссылка), на концессионные соглашения будет выделяться не более 2,5% от инвестиционного фонда. Проект постановления обсуждали, в том числе, с губернатором Андреем Травниковым.
Таким образом, если раньше можно было хоть полбюджета потратить на то, чтобы рассчитаться по договору, то теперь присосаться к областной казне не получится. Превышение порога в 2,5% недопустимо, а потому, если правительству региона будут предлагать договор о концессии, оно будет советоваться с депутатами о его необходимости и рассчитывать только на определенное количество денег. Такая схема, кроме сохранения бюджета, может заставить предпринимателей работать для получения прибыли, а это в свою очередь увеличит поступление налогов в областной бюджет, и регион сумеет отбить часть потраченных средств.
«Для понимания: Европа отказалась от таких вариантов ГЧП и концессий лет 18-20 назад. Мы пока идем в этом направлении», – сказал Шимкив.
По его словам, все-таки есть вероятность, что четвертый мост начнет приносить доход не только концессионеру, но и региону. Кроме того, Андрей Шимкив заметил, что на данный момент бюджет не выделяет дополнительные средства на вывоз мусора. Это позволяет снизить финансовую нагрузку на регион. Однако до сих пор у чиновников была возможность свободно, без согласования подписывать концессии, с которыми приходится потом возиться депутатам. И порою, по словам Андрея Шимкива, проекты вызывают большие вопросы о их необходимости для области.
«Мы ни в коем случае не против школ, больниц и всего остального, но у нас много вопросов, когда мы, имея свою инфекционную больницу на 500 коек, строим новую еще на 500 коек. Ну вот кто объяснит мне и депутатам это? Этих вопросов, за которые платить придется по 10-12% от бюджета, много. Потому и появился потолок в 2,5%. Это первый подобный закон Российской Федерации. На сегодня Санкт-Петербург использует механизм ГЧП и концессии только для тех объектов, где есть какая-то возвратная плата. Это спорткомплексы, продажа абонементов и все такое. Больше они не строят дорогие объекты, за которые сами будут платить на порядок больше. – объясняет спикер Заксобрания. – Когда мы уходим в чисто бюджетные обязательства — это очень опасная штука. Слава богу, если у нас будут увеличиваться доходы бюджета».
Траты из областных бюджетов на оплату долговых обязательств по концессиям – это все еще очень больная тема для всей России. Однако первые шаги по урегулированию этого вопроса уже сделаны. И новосибирский опыт уже начали изучать другие регионы.
Новосибирская область стала для многих регионов России первопроходцем в борьбе с разоряющими бюджет концессионными соглашениями. Регион на законодательном уровне ограничил долговые траты по этому виду договоров и, тем самым, обезопасил себя от кабалы, в которую бюджеты субъектов федерации загоняют концессионные соглашения. Этот опыт уже пытаются перенять в других регионах.Новосибирский опыт ограничений концессионеров будет передаваться по всей стране
 Владислав Москвин
Фото: архив
У большинства российских регионов нет средств на строительство крупных социальных объектов. В таком случае можно привлечь инвестора, который на свои деньги их построит, а государство с ним потом рассчитается. При этом в течение установленного договором времени концессионер имеет право эксплуатировать объект, чтобы заработать. В таком случае сумма ассигнований из бюджета уменьшается. И регион сэкономил, и концессионер остался в плюсе.
Но на деле концессии порождают большие проблемы для бюджетов. Зачастую региону приходится выплачивать весь недополученный частниками доход, как в случае с «Экологией-Новосибирск». Регион должен обеспечить условия, а именно 700 тысяч тонн мусора в год, для того чтобы у регоператора была прибыль. В случае, если мусора не хватает, он теряет деньги. Из-за этого региону приходится все время повышать тарифы, чтобы обеспечить плановую прибыль концессионеру или платить ему напрямую из бюджета.
С мусором связана еще одна концессия, по которой планировалось построить мусорный полигон и мусороперерабатывающий завод. Однако никто этих объектов до сих пор не увидел.
Не менее скандальным был проект строительства семи поликлиник. Группа «ВИС», которая в рамках проекта ГЧП возводит эти объекты в Новосибирске, допустила корректировку сроков ввода объектов. Произошло это из-за новых требований Минздрава России в обязательном порядке ставить аппараты МРТ во все поликлиники с посещаемостью более 600 человек в сутки.
В результате увеличилось количество оборудования и объем строительных материалов. Также группа «ВИС» взяла на себя работы по присоединению объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, что не было заложено в соглашении о ГЧП.
Затягивание сроков привело к удорожанию проекта. Изначально инвестиции оценивались в 7,4 миллиарда рублей. В июле Газпромбанк и концессионер подписали соглашение о предоставлении банковских продуктов для реализации проекта на общую сумму 13,7 миллиарда рублей. Предоставлены и банковские гарантии.
Сегодня проект оценивают уже в 21 миллиард рублей. Свое недовольство по этому поводу выразил председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив во время итоговой пресс-конференции по итогам работы Заксобрания в 2021 году.
«В феврале заканчивается третий год, как подписали концессию на строительство поликлиник. Ну где-то всегда наступает предел. Поликлиники стоили 12 миллиардов рублей, а теперь 21 миллиард. Как мы можем не задавать вопросы? Из-за того, что вовремя не построили, девять миллиардов в плюсе. И таких вопросов, поверьте, много», – заявил председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив.
По его словам, намного лучше ситуация в случае со строительством четвертого моста через реку Обь. Несмотря на возникающие проблемы стоимость строительства не растет. Однако мост тоже сильно ударит по бюджету, потому что обойдется в 44 миллиарда рублей. При этом, только усилиями депутатов Законодательного собрания, затраты областного бюджета удалось снизить. В 2017 году гарантированный инвестору доход уже снижали с 91 миллиарда рублей до 52 миллиардов.
Еще одним скандальным проектом стало предложение построить шесть школ в рамках договора с московской компанией «Пятая концессионная компания «Просвещение». Концессионер обещал возвести объекты за год, а еще 15 лет организация будет эксплуатировать здания, получая за это бюджетные деньги.
Все проекты предполагается реализовать в кредит и с использованием федеральных и областных бюджетных средств. Общая стоимость проекта – 15 миллиардов рублей. Концессионер должен вложить своих денег 5 миллиардов 683 миллиона рублей. Согласно соглашению, «Просвещение» 90 процентов этой суммы получит в виде банковского кредита под 9 процентов годовых и десятую часть суммы оформит в виде акционерного займа под 9 процентов годовых.
Долговые обязательства области – с учетом еще и других проектов – сильно вырастут, а в случае срыва сроков или других «непредвиденных обстоятельств» регион рискует лишиться федеральных денег в размере 2,5 миллиарда рублей.
Интересны и банковские гарантии концессионера прикрывает «Сбербанк», который гарантирует по 15 миллионов на проектирование каждой школы, по 50 миллионов на строительство и по 15 миллионов на эксплуатацию. То есть менее 500 миллионов банковских гарантий на все этапы многомиллиардной стройки.
Однако депутаты, после того как разобрали детали соглашения, отправили его на доработку, а сверх того еще и решили, что нужно ограничить трату региональных денег на концессии.
Предпринимателям тоже нужно зарабатывать деньги. Никто не будет работать себе в убыток, из-за чего некоторые концессии простаивают. Например, газификация региона. Если в случае со школами еще можно найти источник прибыли, например, отдать частникам помещения в аренду на смежное направление, то с газопроводом такое вряд ли получится. Никто за проект газификации по концессии так и не взялся.
Теперь же лакомый кусочек бюджетных денег оторвать будет еще труднее. Благодаря поправке к закону «Об инвестиционном фонде Новосибирской области», которую уже приняли в Новосибирской области (ссылка), на концессионные соглашения будет выделяться не более 2,5% от инвестиционного фонда. Проект постановления обсуждали, в том числе, с губернатором Андреем Травниковым.
Таким образом, если раньше можно было хоть полбюджета потратить на то, чтобы рассчитаться по договору, то теперь присосаться к областной казне не получится. Превышение порога в 2,5% недопустимо, а потому, если правительству региона будут предлагать договор о концессии, оно будет советоваться с депутатами о его необходимости и рассчитывать только на определенное количество денег. Такая схема, кроме сохранения бюджета, может заставить предпринимателей работать для получения прибыли, а это в свою очередь увеличит поступление налогов в областной бюджет, и регион сумеет отбить часть потраченных средств.
«Для понимания: Европа отказалась от таких вариантов ГЧП и концессий лет 18-20 назад. Мы пока идем в этом направлении», – сказал Шимкив.
По его словам, все-таки есть вероятность, что четвертый мост начнет приносить доход не только концессионеру, но и региону. Кроме того, Андрей Шимкив заметил, что на данный момент бюджет не выделяет дополнительные средства на вывоз мусора. Это позволяет снизить финансовую нагрузку на регион. Однако до сих пор у чиновников была возможность свободно, без согласования подписывать концессии, с которыми приходится потом возиться депутатам. И порою, по словам Андрея Шимкива, проекты вызывают большие вопросы о их необходимости для области.
«Мы ни в коем случае не против школ, больниц и всего остального, но у нас много вопросов, когда мы, имея свою инфекционную больницу на 500 коек, строим новую еще на 500 коек. Ну вот кто объяснит мне и депутатам это? Этих вопросов, за которые платить придется по 10-12% от бюджета, много. Потому и появился потолок в 2,5%. Это первый подобный закон Российской Федерации. На сегодня Санкт-Петербург использует механизм ГЧП и концессии только для тех объектов, где есть какая-то возвратная плата. Это спорткомплексы, продажа абонементов и все такое. Больше они не строят дорогие объекты, за которые сами будут платить на порядок больше. – объясняет спикер Заксобрания. – Когда мы уходим в чисто бюджетные обязательства — это очень опасная штука. Слава богу, если у нас будут увеличиваться доходы бюджета».
Траты из областных бюджетов на оплату долговых обязательств по концессиям – это все еще очень больная тема для всей России. Однако первые шаги по урегулированию этого вопроса уже сделаны. И новосибирский опыт уже начали изучать другие регионы.