В 2018 году в России увеличили меру наказания по уголовной статье о жестоком обращении с животными, однако максимально возможные пять лет еще ни один еще живодер не получил. Сейчас в Новосибирске рассматривается дело о жестоком убийстве собаки Шанти, она была взята из приюта в семью, а потом передана хозяевами своему мучителю. Несколько подобных фактов всплыло в Новосибирске и на прошлой неделе. Корреспондент Сибкрай.ru вспомнил все случаи жестокого обращения с братьями меньшими за последнее время.
Только за прошедший год было несколько громких историй, связанных с причинением мук братьям нашим меньшим. Так, в марте 2018 года сотрудник супермаркета ножницами убил забежавшего внутрь бездомного пуделя. Правоохранители завели уголовное дело, но продолжения история пока не получила.
Еще одного живодера объявили в розыск в апреле – он воткнул нож в глаз собаке, псу удалось выжить.
От человеческих рук страдают не только собаки, но и кошки. Уголовное дело возбудили и после того, как неизвестный расстрелял из ружья кота Снежка. Еще один случай – житель микрорайона «Снегири» шесть раз ударил кота о стену, дело так и не возбудили.
А история новосибирских живодерок, как их окрестили в федеральной повестке, уже затмила хабаровских – девушки убивали и мучили животных, прикрываясь занятиями таксидермией. Это всплыло после того, как пропал, а потом был найден расчлененным домашний кот по имени Мотя. Расследованием занялся Следственный комитет.
Это были дела, по которым так и не огласили приговоры, но нескольких мучителей суд в этом году уже наказал. Так, три года условно получили два жителя Маслянинского района, которые зарубили овчарку, чтобы съесть.
А в Барабинском районе к штрафу в размере пяти тысяч приговорили мужчину за стрельбу по котенку.
Еще одного приговора по громкому делу Новосибирск ждет с апреля, когда жители «Матрешкиного двора» обнаружили в своем лифте труп собаки с удавкой на шее. Рядом был брошен пакет, в который убийца заботливо сложил игрушки, миску и паспорт истерзанной собаки.
Вот и в прошлую среду, 16 октября, в Кировском районном суде яблоку негде упасть. На входе возле приставов столпились зоозащитники, их всех по одному пропускают – процесс открытый. Однако впоследствии в зал заседания пустят только 14 человек помимо основного свидетеля, еще порядка 50 человек стояли в коридоре.
Подсудимый Сергей Корсуков переехал в «Матрешкин двор» из Ордынского района, женат, отец двоих детей. Ранее судим за нарушение ПДД, но отработать на обязательных работах не успел.
Во время процесса он свою вину признал лишь частично: «Что собаку душил, признаю. А что повреждения были нанесены при жизни – это не так, нанесены были после смерти», – заявил Корсуков.
Мучитель Шанти сделал два ходатайства – об удалении представителей прессы и о признании судебно-ветеринарного заключения недопустимым доказательством, полученным с нарушением. Оба отклонены. Держался подсудимый уверенно, смотрел в глаза зоозащитникам и даже задавал вопросы руководителю приюта. Слушатели только охают и цокают языком.
По версии следствия, Корсуков, «находясь в своей квартире с целью причинения боли и страданий, действуя умышленно при отсутствии какого-либо повода, используя садистские методы, удушил животное». Кроме того, у собаки были травмированы половые органы и прямая кишка – по версии судебно-ветеринарной экспертизы животное изнасиловали неустановленным твердым предметом. Когда представитель обвинения зачитывала, каким образом умирала Шанти, собравшиеся в зале суда волонтеры приюта и зоозащитники не сдерживали слез, не выдержала и адвокат потерпевшей.
Потерпевшая сторона в этом деле, как его называют в народе – «горприют», или официально –организация «Защити животных». Это не государственная и не коммерческая, а волонтерская структура. Помощь животным на протяжении многих лет оказывается на добровольной основе. В суд приехала руководитель новосибирской организации «Защити животных» Елена Старкова.
«Брошенный щенок к нам поступил летом, в июне 2018 года, благодаря соцсетям, в июле были найдены новые владельцы, им было передано животное – по договору с паспортом. Спустя положенный срок была проведена стерилизация животного, клеймение. Имя Шанти дали мы, так оно и осталось. 25 апреля 2019 мне поступил звонок о том, что в лифте в доме по улице Петухова обнаружили труп собаки. В пакете был паспорт, в котором указан мой номер телефона», – рассказала суду историю короткой жизни Шанти Елена Старкова. После этого тело привезли в приют, оттуда – на экспертизу. Волонтеры горприюта от прежних несостоявшихся хозяев узнали, что собака была передана незнакомцу по семейным обстоятельствам. Свой поступок они объяснили нежеланием загружать приют.
Судья выслушал пострадавшую сторону и назначил следующее судебное заседание – процесс обещает быть долгим. Зоозащитники собираются ходить постоянно, они ждут справедливого в их понимании наказания.
«Это процесс громкий и показательный, во многих городах, даже за границей все знают, все переживают и поддерживают. Мы хотим, чтобы был максимальный срок», – говорит одна из наблюдательниц Елена Ивановна.
Руководитель еще одного приюта для собак – приюта Академгородка – Галина Клебче целый час прятала заплаканные глаза, к Шанти она отношения не имеет, но душа у нее болит за каждую собаку. «Мы все расстроены ужасно, ситуация очень тяжелая, я слезы с трудом сдерживаю. Но я хочу присутствовать, хочу, чтобы и судьи, и общественность знала, что мы такие вещи не будем оставлять просто так, чтобы он получил максимальный срок, а не отделался легким испугом», – говорит Клебче.
На выходе из суда зоозащитники чуть было не устраивают стихийный пикет – двое принесли с собой плакаты. Но судебные приставы их останавливают.
Психологи считают, что в основе жестокого поступка по отношению к заведомо беззащитному существу лежат патологические состояния, а причины часто родом из детства.
«Все процессы, связанные с животными, – это тема подавленной агрессии. То есть человек, подавляя свою агрессивную животную природу, пытается найти реализацию в более слабом объекте, в данном случае, собаке. По факту, психология любого преступника построена именно на подавлении гнева. Это может быть связано как с детским ранним отвержением, когда ребенка отвергают родители, так и с тем, что его наказывают за проявление гнева. И с помощью того, что он сделал – изнасилование и удушение, – он, по сути, реализовывал свою потребность в агрессивной форме, которая выражена таким патологическим способом», – директор психологического центра «Сфера» и психотерапевт европейского реестра Виктор Новиков.
Ситуацию также прокомментировал юрист, постоянно занимающийся в Новосибирске защитой прав животных, директор юридической компании «Егоров и Партнеры» Сергей Егоров:
«Посадить реально могут, один из признаков того, что это могут сделать – то, что он находится под стражей. Если человек по подписке идет в суд, то шансов на условное лишение свободы гораздо больше. Под стражу берут тогда, когда реальное лишение свободы в перспективе есть. Соответственно, это тот самый случай. Учитывая, что у него есть судимость, могут дать два года, пять-то не дадут. В Новосибирске это решение, может быть, будет первым, а вот по стране в сентябре в каком-то субъекте мужчину посадили по 245 статье на два года. Но там тоже рецидив был опасный, в деле было 11 томов, из них десять жалоб».
Общественники очень надеются, что этот случай изменит отношение к животным в Новосибирске. Ещё они верят, что после увольнения главы НЦПДЖ Андрея Каркавина значительно улучшатся условия содержания братьев меньших в городской службе отлова.
Сибкрай.ru будет и дальше следить за развитием событий…