Бюджет города Новосибирска является дефицитным несколько лет подряд, к критической отметке приближается величина муниципального долга. Мэр Анатолий Локоть объясняет это тем, что город был лишен доли отчислений от НДФЛ, и просил придать городу особый статус. Однако он умалчивает о том, что чиновники мэрии только в 2017 году из-за своего непрофессионализма и безответственности лишили бюджет города 300 миллионов рублей.
О тяжелой экономической ситуации в мэрии Новосибирска говорят уже несколько лет. Муниципалитету, по признанию мэра города Анатолия Локтя, не хватает бюджета развития. Так, бюджет города на 2018 год формировался при дефиците в 1,35 миллиарда рублей с доходной частью в 37,5 миллиарда. В 2017 году дефицит в проекте главного финансового документа города был прописан в меньшем объеме – 789 миллионов. Позднее в бюджет 2017 года были внесены определенные корректировки, которые увеличили дефицит на 1,79 миллиарда рублей, что в 3,5 раза выше, чем в предыдущий финансовый год.
Анатолий Локоть объяснял дефицитный бюджет так: «Эти тенденции обозначились в 2015 году, тогда был снижен на 10% норматив отчисления по НДФЛ в бюджет города». Отметим, представляя в этом году «Стратегию-2030» (обсуждение которой на публичных слушаниях назначили на конец октября), мэр снова повторился: «Финансовый фундамент наших планов слишком мал – сегодня городу достается только 14% от всех налогов, собираемых на нашей территории».
Однако только ли в малых налоговых отчислениях проблема? В редакции Сибкрай.ru проанализировали исполнение городского бюджета за 2017 год. И обнаружилось, что практически все подразделения мэрии Новосибирска нанесли бюджету города урон из-за непрофессионализма своих работников и слабой исполнительской дисциплины. Речь идет об исполнении судебных актов по денежных обязательствам городского бюджета и оплате штрафов по исполнительным листам. Как выяснилось из документов, попавших в распоряжение редакции, немалая доля бюджетных денег, используемых неэффективно, уходит именно на это – исполнение судебных актов и оплату штрафов.
Только в 2017 году у мэрии отсудили более 300 миллионов рублей. Всего в 2017 году мэрия получила исполнительные документы на общую сумму 330 миллионов рублей (в 2016 году – 161 миллион). И это весьма тревожная ситуация – год от года специалисты мэрии работают все хуже, а руководство города, депутаты Горсовета не принимают никаких мер, чтобы исправить ситуацию.
«В 2017 году по исполнительным документам было взыскано 307,7 миллиона рублей, или 93,1% от суммы, подлежавшей взысканию, – говорится в отчете. – На 1 января 2018 года остались неисполненными исполнительные документы на общую сумму 34,7 миллиона рублей, что более чем в 2,7 раза больше, чем по состоянию на 1 января 2017 года».
Если изучить эту статью расходов по отдельным структурным подразделениям мэрии, то окажется, что больше всех выплачивает штрафов по судебным решениям департамент земельных и имущественных отношений. На исполнение судебных актов в бюджете была заложена сумма в 165,5 миллиона рублей, на конец года выплатили 163,9 миллиона рублей.
Отметим, что на погашение только одного исполнительного листа по решению арбитражного суда от 25 апреля 2017 года ушло 158,8 миллиона рублей. Речь идет о взыскании в пользу ООО «Дискус-строй» убытков по устранению недостатков объекта аренды – земельного участка, предоставленного под застройку. В расходы включены также уплата госпошлины и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Компания «Дискус-строй» входит в структуру группы «Дискус», которая принадлежит депутату Горсовета Новосибирска Алексею Джулаю. С этой компанией у мэрии Новосибирска судебные споры происходят регулярно – иски подает то муниципалитет, то застройщик. «Дискус» является также одним из крупнейших должников за аренду земли перед муниципалитетом – данные об объеме задолженности официально не раскрываются, но присутствие компании Джулая в числе должников подтверждали в мэрии.
Примечательно, что попытки муниципалитета взыскать долги по аренде земли у застройщиков выходят порой боком городскому бюджету. Так, в январе 2017 года мэрия просила взыскать с застройщика более 52 миллионов долга и десять миллионов неустойки, но «Дискус» предъявил городской администрации встречный иск на большую сумму – 188 миллионов. Оказалось, что когда «Дискус-строй» приступил к строительству на ставшем предметом спора земельном участке, то столкнулся с природным «катаклизмом». Как следует из материалов дела, участок земли расположен «с высоким уровнем грунтовых вод». Поэтому застройщик провел работы по водопонижению и строительству ливневой канализации. Суду представили доказательства того, что на эти работы компания потратила как раз ту сумму, которую заявили во встречном иске. В результате мэрия отсудила у «Дискуса» весь объем своих требований по иску, но осталась должна застройщику 125 миллионов рублей. И этот случай не единичный. Кстати, проиграв в суде этот спор, мэрия почему-то отказалась от оспаривания этого решения во второй инстанции.
На втором месте по «убыточности» из-за исков департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии, который штрафуют за несоблюдение требований безопасности дорожного движения при ремонте и содержании автомобильных дорог. Департаменту были предъявлены судебные решения на 42 миллиона 172 тысячи рублей. Но, как неоднократно сетовал мэр Анатолий Локоть, денег в бюджете нет, поэтому на выплату штрафов департаменту смогли наскрести только 14 миллионов 202 тысячи рублей. А выплатить они смогли лишь чуть больше 13 миллионов.
На исполнение судебных актов в отношении департамента энергетики и ЖКХ в бюджет было заложено 6,4 миллиона рублей, фактически выплачено 4,7 миллиона, что составило 73,9% от плана.
Департаменту образования по судебным решениям было предъявлено более 4,95 миллиона рублей, фактически выплачено 4,93 миллиона. А вот департамент строительства и архитектуры исполнил план полностью, отдав по судебным искам 2,4 миллиона рублей.
Непонятна позиция депутатов Горсовета, которые голосуют за внесение изменений в бюджет, в частности – за увеличение расходной части каждого департамента на сумму штрафов. Ни на одной из сессий не был задан вопрос чиновникам мэрии, почему штрафы растут, что предпринимается для того, чтобы повысить эффективность работы городских чиновников и избавить горожан от неэффективных трат. При этом денег даже на выплату уже предъявленных судебными и надзорными органами исполнительных листов в бюджете нет. Поэтому финансовые требования по искам выплачиваются частично, что ведет к дополнительной нагрузке на бюджет – ведь пени за просрочку растут.
Вместе с тем, согласно отчету об исполнении бюджета города, с каждым годом падают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Несмотря на закрытость муниципалитета в отношении долгов за аренду земли, известно, что объем задолженности составляет около 10% от бюджета Новосибирска. Этих средств – при условии получения их городом – вполне хватало бы на тот самый «бюджет развития», о котором постоянно говорит мэр Локоть. А на деньги, которые мэрия отдает на погашение штрафов и исполнение судебных решений, можно было бы построить как минимум один новый детский сад в Новосибирске. Например, сметная стоимость дошкольного учреждения на 220 мест на улице Петухова, сдача которого запланирована к концу 2019 года, составляет 263,1 миллиона рублей.
Логично задаться вопросом, а во что обходится содержание работников мэрии, которые ежегодно лишают Новосибирск возможности получать по новому детскому саду? Согласно отчету об исполнении бюджета, расходы на содержание лишь аппарата управления в 2017 году составили миллиард 916 миллионов рублей. Это – 4,9% всех расходов бюджета. При этом в 2016 году чиновникам заплатили на сто миллионов меньше – 1,817 миллиарда рублей. А штатная численность работников местного самоуправления (вместе с городской избирательной комиссией) увеличилась в 2017 году на 15 человек и составила 2507 чиновников. Велика и разница между оплатой высших должностей муниципальной службы и младших должностей – обычных клерков. «Начальники» получают в 4,8 раза больше, чем рядовые чиновники.
По предварительным данным, расходы мэрии на оплату исполнительных листов и протоколов надзорных органов в 2018 году еще вырастут. Сибкрай.ru обратился к четырем депутатам Горсовета Новосибирска с просьбой дать оценку этим фактам. Для всех из них эта информация оказалась новостью. Они пообещали внести этот вопрос на ближайшую сессию Совета депутатов.
Чиновники мэрии лишили новосибирцев 300 миллионов
Бюджет города Новосибирска является дефицитным несколько лет подряд, к критической отметке приближается величина муниципального долга. Мэр Анатолий Локоть объясняет это тем, что город был лишен доли отчислений от НДФЛ, и просил придать городу особый статус. Однако он умалчивает о том, что чиновники мэрии только в 2017 году из-за своего непрофессионализма и безответственности лишили бюджет города 300 миллионов рублей.
О тяжелой экономической ситуации в мэрии Новосибирска говорят уже несколько лет. Муниципалитету, по признанию мэра города Анатолия Локтя, не хватает бюджета развития. Так, бюджет города на 2018 год формировался при дефиците в 1,35 миллиарда рублей с доходной частью в 37,5 миллиарда. В 2017 году дефицит в проекте главного финансового документа города был прописан в меньшем объеме – 789 миллионов. Позднее в бюджет 2017 года были внесены определенные корректировки, которые увеличили дефицит на 1,79 миллиарда рублей, что в 3,5 раза выше, чем в предыдущий финансовый год.
Анатолий Локоть объяснял дефицитный бюджет так: «Эти тенденции обозначились в 2015 году, тогда был снижен на 10% норматив отчисления по НДФЛ в бюджет города». Отметим, представляя в этом году «Стратегию-2030» (обсуждение которой на публичных слушаниях назначили на конец октября), мэр снова повторился: «Финансовый фундамент наших планов слишком мал – сегодня городу достается только 14% от всех налогов, собираемых на нашей территории».
Однако только ли в малых налоговых отчислениях проблема? В редакции Сибкрай.ru проанализировали исполнение городского бюджета за 2017 год. И обнаружилось, что практически все подразделения мэрии Новосибирска нанесли бюджету города урон из-за непрофессионализма своих работников и слабой исполнительской дисциплины. Речь идет об исполнении судебных актов по денежных обязательствам городского бюджета и оплате штрафов по исполнительным листам. Как выяснилось из документов, попавших в распоряжение редакции, немалая доля бюджетных денег, используемых неэффективно, уходит именно на это – исполнение судебных актов и оплату штрафов.
Только в 2017 году у мэрии отсудили более 300 миллионов рублей. Всего в 2017 году мэрия получила исполнительные документы на общую сумму 330 миллионов рублей (в 2016 году – 161 миллион). И это весьма тревожная ситуация – год от года специалисты мэрии работают все хуже, а руководство города, депутаты Горсовета не принимают никаких мер, чтобы исправить ситуацию.
«В 2017 году по исполнительным документам было взыскано 307,7 миллиона рублей, или 93,1% от суммы, подлежавшей взысканию, – говорится в отчете. – На 1 января 2018 года остались неисполненными исполнительные документы на общую сумму 34,7 миллиона рублей, что более чем в 2,7 раза больше, чем по состоянию на 1 января 2017 года».
Если изучить эту статью расходов по отдельным структурным подразделениям мэрии, то окажется, что больше всех выплачивает штрафов по судебным решениям департамент земельных и имущественных отношений. На исполнение судебных актов в бюджете была заложена сумма в 165,5 миллиона рублей, на конец года выплатили 163,9 миллиона рублей.
Отметим, что на погашение только одного исполнительного листа по решению арбитражного суда от 25 апреля 2017 года ушло 158,8 миллиона рублей. Речь идет о взыскании в пользу ООО «Дискус-строй» убытков по устранению недостатков объекта аренды – земельного участка, предоставленного под застройку. В расходы включены также уплата госпошлины и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Компания «Дискус-строй» входит в структуру группы «Дискус», которая принадлежит депутату Горсовета Новосибирска Алексею Джулаю. С этой компанией у мэрии Новосибирска судебные споры происходят регулярно – иски подает то муниципалитет, то застройщик. «Дискус» является также одним из крупнейших должников за аренду земли перед муниципалитетом – данные об объеме задолженности официально не раскрываются, но присутствие компании Джулая в числе должников подтверждали в мэрии.
Примечательно, что попытки муниципалитета взыскать долги по аренде земли у застройщиков выходят порой боком городскому бюджету. Так, в январе 2017 года мэрия просила взыскать с застройщика более 52 миллионов долга и десять миллионов неустойки, но «Дискус» предъявил городской администрации встречный иск на большую сумму – 188 миллионов. Оказалось, что когда «Дискус-строй» приступил к строительству на ставшем предметом спора земельном участке, то столкнулся с природным «катаклизмом». Как следует из материалов дела, участок земли расположен «с высоким уровнем грунтовых вод». Поэтому застройщик провел работы по водопонижению и строительству ливневой канализации. Суду представили доказательства того, что на эти работы компания потратила как раз ту сумму, которую заявили во встречном иске. В результате мэрия отсудила у «Дискуса» весь объем своих требований по иску, но осталась должна застройщику 125 миллионов рублей. И этот случай не единичный. Кстати, проиграв в суде этот спор, мэрия почему-то отказалась от оспаривания этого решения во второй инстанции.
На втором месте по «убыточности» из-за исков департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии, который штрафуют за несоблюдение требований безопасности дорожного движения при ремонте и содержании автомобильных дорог. Департаменту были предъявлены судебные решения на 42 миллиона 172 тысячи рублей. Но, как неоднократно сетовал мэр Анатолий Локоть, денег в бюджете нет, поэтому на выплату штрафов департаменту смогли наскрести только 14 миллионов 202 тысячи рублей. А выплатить они смогли лишь чуть больше 13 миллионов.
На исполнение судебных актов в отношении департамента энергетики и ЖКХ в бюджет было заложено 6,4 миллиона рублей, фактически выплачено 4,7 миллиона, что составило 73,9% от плана.
Департаменту образования по судебным решениям было предъявлено более 4,95 миллиона рублей, фактически выплачено 4,93 миллиона. А вот департамент строительства и архитектуры исполнил план полностью, отдав по судебным искам 2,4 миллиона рублей.
Непонятна позиция депутатов Горсовета, которые голосуют за внесение изменений в бюджет, в частности – за увеличение расходной части каждого департамента на сумму штрафов. Ни на одной из сессий не был задан вопрос чиновникам мэрии, почему штрафы растут, что предпринимается для того, чтобы повысить эффективность работы городских чиновников и избавить горожан от неэффективных трат. При этом денег даже на выплату уже предъявленных судебными и надзорными органами исполнительных листов в бюджете нет. Поэтому финансовые требования по искам выплачиваются частично, что ведет к дополнительной нагрузке на бюджет – ведь пени за просрочку растут.
Вместе с тем, согласно отчету об исполнении бюджета города, с каждым годом падают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Несмотря на закрытость муниципалитета в отношении долгов за аренду земли, известно, что объем задолженности составляет около 10% от бюджета Новосибирска. Этих средств – при условии получения их городом – вполне хватало бы на тот самый «бюджет развития», о котором постоянно говорит мэр Локоть. А на деньги, которые мэрия отдает на погашение штрафов и исполнение судебных решений, можно было бы построить как минимум один новый детский сад в Новосибирске. Например, сметная стоимость дошкольного учреждения на 220 мест на улице Петухова, сдача которого запланирована к концу 2019 года, составляет 263,1 миллиона рублей.
Логично задаться вопросом, а во что обходится содержание работников мэрии, которые ежегодно лишают Новосибирск возможности получать по новому детскому саду? Согласно отчету об исполнении бюджета, расходы на содержание лишь аппарата управления в 2017 году составили миллиард 916 миллионов рублей. Это – 4,9% всех расходов бюджета. При этом в 2016 году чиновникам заплатили на сто миллионов меньше – 1,817 миллиарда рублей. А штатная численность работников местного самоуправления (вместе с городской избирательной комиссией) увеличилась в 2017 году на 15 человек и составила 2507 чиновников. Велика и разница между оплатой высших должностей муниципальной службы и младших должностей – обычных клерков. «Начальники» получают в 4,8 раза больше, чем рядовые чиновники.
По предварительным данным, расходы мэрии на оплату исполнительных листов и протоколов надзорных органов в 2018 году еще вырастут. Сибкрай.ru обратился к четырем депутатам Горсовета Новосибирска с просьбой дать оценку этим фактам. Для всех из них эта информация оказалась новостью. Они пообещали внести этот вопрос на ближайшую сессию Совета депутатов.