Проект закона об управлении государственной собственностью впервые публично обсудили в Законодательном собрании Новосибирской области. Законопроект парламентарии уже называют «самым важным законом десятилетия». Поспорить о нем в ходе дискуссии им пришлось с главой новосибирского министерства юстиции, но в результате решение было принято единогласно – документ нужно вынести на рассмотрение ближайшей сессии Заксобрания.
Законопроект обсуждали на заседании комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного собрания. Напомним, что проект закона о госсобственности анонсировал еще в прошлом году спикер Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив. Непосредственно к разработке приступили после того, как был заслушан отчет о деятельности Биотехнопарка. К учреждению у парламентариев оказалось много вопросов. Тогда и прозвучало предложение ввести новый закон, который позволил бы депутатам больше влиять на эффективное управление государственной собственностью. При этом парламентарии неоднократно подчеркивали, что в идее этого законопроекта нет никакой политики – только экономика.
18 апреля документ впервые обсудили публично. Председатель бюджетного комитета Александр Морозов напомнил, что над законопроектом трудились заместители председателя Заксобрания, руководители комитетов и комиссий регионального парламента, представители правительства Новосибирской области. В ходе работы над проектом парламентарии изучили опыт других регионов –Ульяновской, Смоленской, Челябинской областей, Пермского и Красноярского краев. Кроме того, депутаты побывали в Томской области и изучили закон, проработанный местной думой.
«Мы убедились в мнении, что находимся на правильном пути, –заметил Александр Морозов. – Порядок управления и распоряжения собственностью в Томской области регулируют четыре закона, и довольно интересные моменты обнаружились и управленческие, и законодательные. Даже арендные отношения в Томске ведутся через принятие решений сессиями, в том числе даже касающиеся ведения избирательных кампаний, когда для избирательных участков арендуются объекты областной собственности».
Законопроект на заседании комитета представила член рабочей группы Ирина Диденко. Она отметила, что региональный закон необходим еще и потому, что изменения, касающиеся управления и распоряжения госсобственностью, произошли в федеральном законодательстве. Кроме того, на необходимость усилить контроль в этой области неоднократно указывала Контрольно-счетная палата.
Диденко указала, что недостатки областного законодательства не позволяют областным органам власти влиять на эффективность деятельности акционерных обществ. Например, есть недостатки в механизме управления акциями АО, созданных не в процессе приватизации, допускаются нарушения в порядке передачи областного имущества в аренду или безвозмездное использование, при согласовании крупных сделок, не соблюдается порядок ведения реестра областной собственности.
«Целью законопроекта является определение единого четкого порядка управления и распоряжения госсобственностью в Новосибирской области и заполнение пробелов областного законодательства в этой сфере. По сути, речь идет о создании новой системы распоряжения и управления госсобственностью Новосибирской области, которая позволит не только иметь системное комплексное представление о текущем состоянии госсобственности, но и вырабатывать основные направления ее эффективного использования в интересах развития экономического потенциала территории, – рассказала Ирина Диденко. – При этом каждый орган власти будет иметь свой функционал в соответствии с законодательством, а депутаты будут осуществлять контролирующие функции, что подкреплено законодательством».
Законопроект состоит из семи глав. Документом устанавливаются цели и задачи управления и распоряжения государственной собственностью, предмет регулирования госполитики региона в этой сфере, а также полномочия органов государственной власти. Для определения приоритетов, целей и задач предусмотрена разработка концепции управления и распоряжения госсобственностью на срок от трех до шести лет. Проект закона устанавливает порядок управления имуществом государственных унитарных предприятий, а также полномочия правительства, областных исполнительных органов государственной власти в отношении имущества ГУПов и контроля за его использованием. Также документом регулируется вопрос деятельности автономных бюджетных и казенных учреждений, определяются полномочия областных исполнительных органов по контролю за их деятельностью.
Отдельная глава закона регулирует реализацию Новосибирской областью прав акционера. Ей же устанавливается порядок деятельности представителей интересов региона, а также определяется перечень вопросов, по которым представители интересов обязаны голосовать на основании письменных директив, выданных областным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим права акционеров в совете директоров.
Кроме того, законопроект регулирует отдельные вопросы управления областным имуществом при передаче его в залог, безвозмездное пользование; предоставление объектов, находящихся в собственности в области, для осуществления инвестиционной деятельности; вопросы в сфере заключения концессионных соглашений. Законопроект предполагает ежегодный отчет по управлению и распоряжению госсобственностью, основные моменты которого предлагается выносить на рассмотрение Законодательного собрания Новосибирской области.
Ирина Диденко предложила внести проект закона на рассмотрение в первом чтении на ближайшей сессии. Срок принятия поправок парламентарии предлагают ограничить 17 мая. Депутаты профильного комитета предложение поддержали.
«Прецеденты нарушения законодательства о госсобственности были, мы их видели по проверкам КСП – в сфере аренды площадей, использования имущества. Но мы видели это уже по факту совершившейся сделки, когда уже нельзя помочь, остановить ситуацию. Необходимо наводить порядок», – заметила депутат Лариса Шашукова.
Заместитель председателя комитета Валентин Сичкарев положительным моментом законопроекта назвал появление новых форм отчета по управлению и распоряжению госсобственностью: «Мы своим законом не должны навредить. Дополнительные согласования должны идти только в развитие, с целью учета разных мнений, для получения более эффективных и конструктивных для области результатов».
В некоторую полемику с депутатами вступила временно исполняющая обязанности министра юстиции Новосибирской области Наталья Омелехина. Она обратила внимание на излишнюю политизацию отношений вокруг законопроекта. Она указала, что все вопросы, связанные с управлением и распоряжением государственной собственностью, прописаны в Гражданском кодексе, и возможность регулирования на региональном уровне отсутствует.
«Ключевой вопрос госсобственности – кто несет ответственность за совершаемые сделки?» – подчеркнула она, согласившись, впрочем, что принятый в 2001 году закон нуждается в корректировках.
«Был Технопарк, Биотехнопарк. Были заключения КСП по проверке этих объектов. Далее мост, «мусорная» концессия, – напомнил в ответ на реплику Омелехиной вице-спикер Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов. – Все это сподвигло нас не быть в стороне от этих процессов. Начали разбираться с мостом – выяснилась «арифметическая ошибка» в 43 миллиарда рублей. На том месте, где должен быть построен лабораторный комплекс Технопарка, строятся и продаются жилые дома. А мы оставались у итогов, и нам нечего было сказать избирателям на вопрос, почему так неэффективно используются бюджетные деньги, не срабатывают те или иные механизмы. Когда вопрос был поставлен на сессии, при отчете врио губернатора, Андрей Александрович Травников согласился с тем, что необходим закон в этой части. Закон должен быть рабочим. Простым и эффективным. Будем работать с прокуратурой, правительством. У меня одна просьба к членам правительства, которые будут работать в рабочей группе, – помочь нам, быть нашими союзниками, чтобы мы написали такой закон. Принять его в первом чтении и до второго чтения полностью доработать».
«Закон нужно было принимать еще вчера, – поддержал его депутат Сергей Гайдук. – У нас как отчет КСП, так и начинаем искать крайнего. Когда приезжаешь к людям – вопрос, что это у вас опять миллиардов не хватает? Вот в чем дело. Никто вовсе не хочет ни политического окраса, ни политического шоу. Закон нужен для области!»
С необходимости закона согласился и заместитель председателя Законодательного собрания Владимир Карпов. «Мы понимаем, что рассматриваемый законопроект базовый. Поэтому к нему такое приковано внимание. Эта работа не была лишней. По моим оценкам, есть не более трех статей, которые нужно обсуждать и вырабатывать сбалансированное решение, которое бы обеспечивало необходимые партнерские отношения между законодательной и исполнительной властью», – заметил он.
По мнению Карпова, закон 2001 года нуждается в доработке, особенно с учетом резонансных споров вокруг объектов госсобственности. «Обе ветви власти заинтересованы в том, чтобы нормативно отрегулировать вопросы управления и распоряжения государственной собственностью. Это необходимо и врио губернатора, чтобы представить общую картину госсобственности в регионе. Мы уверены, что новая экономическая политика в области без этого совершенно невозможна. Мы настроены конструктивно, – подчеркнул Карпов. – Для всякого, кто пытается обвинить Заксобрание в политизации, у меня всегда есть весомый аргумент. Самый главный документ области – это областной бюджет. За многие годы областной бюджет совместно с правительством области отрабатывался до такого уровня приемлемости, что принимался единогласно. Мы настроены также конструктивно в первом чтении принять законопроект, чтобы ко второму чтению добросовестно его отработать».
Вступил в дискуссию с руководителем регионального минюста и председатель комитета Александр Морозов. Он заметил, что в Заксобрании «не все депутаты юристы», но у всех свой жизненный опыт и практика, поэтому есть и свой взгляд на происходящее. Морозов также вспомнил о законе 2001 года и заметил, что с тех пор депутаты были свидетелями того, как «от монолита собственности области отваливались целые куски, не принося казне никаких ресурсов».
«Я хорошо помню, как за бесценок, придумав некую форму реституции, область потеряла контрольные пакеты собственности и даже больше у 44 элеваторов, хлебоприемных пунктов и мельниц. Поднимите историю – рубля казна не получила за это. Это законодательство? И никто тогда не встал на защиту. И сегодняшние проблемы, может быть, и с этим связаны? Что мы не можем отреагировать никоим образом на то, что происходит на зерновом рынке, что валится сельское хозяйство», – высказался он.
«Мы создавали закон об АПК. Когда вы говорите – «не надо детализировать»… Юристы тоже говорили, зачем вы все в кучу собираете и детализируете? Но все стало ясно, когда стали администрировать закон. Сделал то, получил это. А потом началась ползучая контрреволюция и кончилось это тем, что мы два месяца назад приняли решение о дополнительных мерах поддержки АПК, а 500 миллионов рублей до сей поры не отадминистрированы. Что мешает, какое законодательство? – продолжил Морозов. – Мы создаем закон на несколько поколений, чтобы он объективно действовал, регулируя тот или иной процесс. А не когда хороший Иванов с хорошим Петровым договорились. Мы вместе создаем историю Новосибирской области. А ответственность у нас действительно разная. У вас – своя, у нас – своя!»
После дискуссии комитет по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности единогласно принял решение вынести законопроект на рассмотрение в первом чтении на сессии Законодательного собрания.
«Закон десятилетия» одобрили единогласно после спора
Проект закона об управлении государственной собственностью впервые публично обсудили в Законодательном собрании Новосибирской области. Законопроект парламентарии уже называют «самым важным законом десятилетия». Поспорить о нем в ходе дискуссии им пришлось с главой новосибирского министерства юстиции, но в результате решение было принято единогласно – документ нужно вынести на рассмотрение ближайшей сессии Заксобрания.
Законопроект обсуждали на заседании комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного собрания. Напомним, что проект закона о госсобственности анонсировал еще в прошлом году спикер Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив. Непосредственно к разработке приступили после того, как был заслушан отчет о деятельности Биотехнопарка. К учреждению у парламентариев оказалось много вопросов. Тогда и прозвучало предложение ввести новый закон, который позволил бы депутатам больше влиять на эффективное управление государственной собственностью. При этом парламентарии неоднократно подчеркивали, что в идее этого законопроекта нет никакой политики – только экономика.
18 апреля документ впервые обсудили публично. Председатель бюджетного комитета Александр Морозов напомнил, что над законопроектом трудились заместители председателя Заксобрания, руководители комитетов и комиссий регионального парламента, представители правительства Новосибирской области. В ходе работы над проектом парламентарии изучили опыт других регионов –Ульяновской, Смоленской, Челябинской областей, Пермского и Красноярского краев. Кроме того, депутаты побывали в Томской области и изучили закон, проработанный местной думой.
«Мы убедились в мнении, что находимся на правильном пути, –заметил Александр Морозов. – Порядок управления и распоряжения собственностью в Томской области регулируют четыре закона, и довольно интересные моменты обнаружились и управленческие, и законодательные. Даже арендные отношения в Томске ведутся через принятие решений сессиями, в том числе даже касающиеся ведения избирательных кампаний, когда для избирательных участков арендуются объекты областной собственности».
Законопроект на заседании комитета представила член рабочей группы Ирина Диденко. Она отметила, что региональный закон необходим еще и потому, что изменения, касающиеся управления и распоряжения госсобственностью, произошли в федеральном законодательстве. Кроме того, на необходимость усилить контроль в этой области неоднократно указывала Контрольно-счетная палата.
Диденко указала, что недостатки областного законодательства не позволяют областным органам власти влиять на эффективность деятельности акционерных обществ. Например, есть недостатки в механизме управления акциями АО, созданных не в процессе приватизации, допускаются нарушения в порядке передачи областного имущества в аренду или безвозмездное использование, при согласовании крупных сделок, не соблюдается порядок ведения реестра областной собственности.
«Целью законопроекта является определение единого четкого порядка управления и распоряжения госсобственностью в Новосибирской области и заполнение пробелов областного законодательства в этой сфере. По сути, речь идет о создании новой системы распоряжения и управления госсобственностью Новосибирской области, которая позволит не только иметь системное комплексное представление о текущем состоянии госсобственности, но и вырабатывать основные направления ее эффективного использования в интересах развития экономического потенциала территории, – рассказала Ирина Диденко. – При этом каждый орган власти будет иметь свой функционал в соответствии с законодательством, а депутаты будут осуществлять контролирующие функции, что подкреплено законодательством».
Законопроект состоит из семи глав. Документом устанавливаются цели и задачи управления и распоряжения государственной собственностью, предмет регулирования госполитики региона в этой сфере, а также полномочия органов государственной власти. Для определения приоритетов, целей и задач предусмотрена разработка концепции управления и распоряжения госсобственностью на срок от трех до шести лет. Проект закона устанавливает порядок управления имуществом государственных унитарных предприятий, а также полномочия правительства, областных исполнительных органов государственной власти в отношении имущества ГУПов и контроля за его использованием. Также документом регулируется вопрос деятельности автономных бюджетных и казенных учреждений, определяются полномочия областных исполнительных органов по контролю за их деятельностью.
Отдельная глава закона регулирует реализацию Новосибирской областью прав акционера. Ей же устанавливается порядок деятельности представителей интересов региона, а также определяется перечень вопросов, по которым представители интересов обязаны голосовать на основании письменных директив, выданных областным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим права акционеров в совете директоров.
Кроме того, законопроект регулирует отдельные вопросы управления областным имуществом при передаче его в залог, безвозмездное пользование; предоставление объектов, находящихся в собственности в области, для осуществления инвестиционной деятельности; вопросы в сфере заключения концессионных соглашений. Законопроект предполагает ежегодный отчет по управлению и распоряжению госсобственностью, основные моменты которого предлагается выносить на рассмотрение Законодательного собрания Новосибирской области.
Ирина Диденко предложила внести проект закона на рассмотрение в первом чтении на ближайшей сессии. Срок принятия поправок парламентарии предлагают ограничить 17 мая. Депутаты профильного комитета предложение поддержали.
«Прецеденты нарушения законодательства о госсобственности были, мы их видели по проверкам КСП – в сфере аренды площадей, использования имущества. Но мы видели это уже по факту совершившейся сделки, когда уже нельзя помочь, остановить ситуацию. Необходимо наводить порядок», – заметила депутат Лариса Шашукова.
Заместитель председателя комитета Валентин Сичкарев положительным моментом законопроекта назвал появление новых форм отчета по управлению и распоряжению госсобственностью: «Мы своим законом не должны навредить. Дополнительные согласования должны идти только в развитие, с целью учета разных мнений, для получения более эффективных и конструктивных для области результатов».
В некоторую полемику с депутатами вступила временно исполняющая обязанности министра юстиции Новосибирской области Наталья Омелехина. Она обратила внимание на излишнюю политизацию отношений вокруг законопроекта. Она указала, что все вопросы, связанные с управлением и распоряжением государственной собственностью, прописаны в Гражданском кодексе, и возможность регулирования на региональном уровне отсутствует.
«Ключевой вопрос госсобственности – кто несет ответственность за совершаемые сделки?» – подчеркнула она, согласившись, впрочем, что принятый в 2001 году закон нуждается в корректировках.
«Был Технопарк, Биотехнопарк. Были заключения КСП по проверке этих объектов. Далее мост, «мусорная» концессия, – напомнил в ответ на реплику Омелехиной вице-спикер Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов. – Все это сподвигло нас не быть в стороне от этих процессов. Начали разбираться с мостом – выяснилась «арифметическая ошибка» в 43 миллиарда рублей. На том месте, где должен быть построен лабораторный комплекс Технопарка, строятся и продаются жилые дома. А мы оставались у итогов, и нам нечего было сказать избирателям на вопрос, почему так неэффективно используются бюджетные деньги, не срабатывают те или иные механизмы. Когда вопрос был поставлен на сессии, при отчете врио губернатора, Андрей Александрович Травников согласился с тем, что необходим закон в этой части. Закон должен быть рабочим. Простым и эффективным. Будем работать с прокуратурой, правительством. У меня одна просьба к членам правительства, которые будут работать в рабочей группе, – помочь нам, быть нашими союзниками, чтобы мы написали такой закон. Принять его в первом чтении и до второго чтения полностью доработать».
«Закон нужно было принимать еще вчера, – поддержал его депутат Сергей Гайдук. – У нас как отчет КСП, так и начинаем искать крайнего. Когда приезжаешь к людям – вопрос, что это у вас опять миллиардов не хватает? Вот в чем дело. Никто вовсе не хочет ни политического окраса, ни политического шоу. Закон нужен для области!»
С необходимости закона согласился и заместитель председателя Законодательного собрания Владимир Карпов. «Мы понимаем, что рассматриваемый законопроект базовый. Поэтому к нему такое приковано внимание. Эта работа не была лишней. По моим оценкам, есть не более трех статей, которые нужно обсуждать и вырабатывать сбалансированное решение, которое бы обеспечивало необходимые партнерские отношения между законодательной и исполнительной властью», – заметил он.
По мнению Карпова, закон 2001 года нуждается в доработке, особенно с учетом резонансных споров вокруг объектов госсобственности. «Обе ветви власти заинтересованы в том, чтобы нормативно отрегулировать вопросы управления и распоряжения государственной собственностью. Это необходимо и врио губернатора, чтобы представить общую картину госсобственности в регионе. Мы уверены, что новая экономическая политика в области без этого совершенно невозможна. Мы настроены конструктивно, – подчеркнул Карпов. – Для всякого, кто пытается обвинить Заксобрание в политизации, у меня всегда есть весомый аргумент. Самый главный документ области – это областной бюджет. За многие годы областной бюджет совместно с правительством области отрабатывался до такого уровня приемлемости, что принимался единогласно. Мы настроены также конструктивно в первом чтении принять законопроект, чтобы ко второму чтению добросовестно его отработать».
Вступил в дискуссию с руководителем регионального минюста и председатель комитета Александр Морозов. Он заметил, что в Заксобрании «не все депутаты юристы», но у всех свой жизненный опыт и практика, поэтому есть и свой взгляд на происходящее. Морозов также вспомнил о законе 2001 года и заметил, что с тех пор депутаты были свидетелями того, как «от монолита собственности области отваливались целые куски, не принося казне никаких ресурсов».
«Я хорошо помню, как за бесценок, придумав некую форму реституции, область потеряла контрольные пакеты собственности и даже больше у 44 элеваторов, хлебоприемных пунктов и мельниц. Поднимите историю – рубля казна не получила за это. Это законодательство? И никто тогда не встал на защиту. И сегодняшние проблемы, может быть, и с этим связаны? Что мы не можем отреагировать никоим образом на то, что происходит на зерновом рынке, что валится сельское хозяйство», – высказался он.
«Мы создавали закон об АПК. Когда вы говорите – «не надо детализировать»… Юристы тоже говорили, зачем вы все в кучу собираете и детализируете? Но все стало ясно, когда стали администрировать закон. Сделал то, получил это. А потом началась ползучая контрреволюция и кончилось это тем, что мы два месяца назад приняли решение о дополнительных мерах поддержки АПК, а 500 миллионов рублей до сей поры не отадминистрированы. Что мешает, какое законодательство? – продолжил Морозов. – Мы создаем закон на несколько поколений, чтобы он объективно действовал, регулируя тот или иной процесс. А не когда хороший Иванов с хорошим Петровым договорились. Мы вместе создаем историю Новосибирской области. А ответственность у нас действительно разная. У вас – своя, у нас – своя!»
После дискуссии комитет по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности единогласно принял решение вынести законопроект на рассмотрение в первом чтении на сессии Законодательного собрания.