Выводы рабочей группы, которая занималась проработкой «мусорной» концессии после приостановки действий по соглашению, признаны неудовлетворительными, об этом заявил временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников. Он потребовал «перезагрузить» обсуждение концессионного соглашения еще раз и решил сменить ее состав. В частности, из нее исключили министра ЖКХ и энергетики Евгения Кима, ведомство которого курирует направление утилизации мусора.
Итоги рабочей группы, изучавшей экономический, технологический, экологический и юридический аспекты «мусорной» концессии, заслушал временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников. Совещание прошло в пятницу, 17 ноября, в региональном правительстве. Напомним, что концессия предполагает строительство двух мусоросортировочных комплексов с полигонами в Раздольном и Верх-Туле. Объем инвестиций в проект – 6,5 миллиарда рублей, договор был заключен на 40 лет (позднее срок действия соглашения был продлен). По начальным условиям, концессионеру, компании «Экология-Новосибирск», региональные власти гарантировали 121 миллиард рублей дохода. Недоимку власти обязались компенсировать за счет бюджета.
Открывая пятничное заседание рабочей группы по концессионному соглашению, Травников сразу дал понять, что ориентируется в теме. «Так случилось, что по опыту своей предыдущей работы я хорошо представляю проблему утилизации бытовых отходов, понимаю, с какими сложностями проходит реализация проектов», – сообщил он (Травников занимался реализацией аналогичного проекта в Вологде, которую возглавлял до назначения на должность врио губернатора Новосибирской области).
По мнению главы региона, каждый проект в этой сфере вызывает большой общественный резонанс. «Можно выделить два течения, – рассказал он. – С одной стороны, это те, кто в своей позиции руководствуется политическими соображениями или эмоциями. Но есть и конструктивные силы, готовые аргументировать свою точку зрения и предлагать пути решения. Со вторыми я готов разговаривать».
Травников признал, что найти верный подход непросто, поскольку в России необходимые решения по изменению нормативной базы были приняты несвоевременно, и в результате до сих пор в стране нет наработанной практики утилизации мусора, а имеющиеся удачные проекты можно пересчитать по пальцам.
«Я хотел бы услышать ответы на вопросы, какие условия реализации проекта для нас являются допустимыми, приемлемыми, а также хотелось бы уточнить состав и формат деятельности рабочей группы», – так врио обозначил повестку.
Вице-губернатор Сергей Семка доложил о том, к каким «согласованным условиям» удалось прийти в результате работы. Рабочую группу регулярно сотрясали конфликты, участники не могли договориться по основным вопросам: каким образом можно найти альтернативного инвестора, какие показатели – по объему ТБО, плотности, параметрам деятельности будущего комплекса – взять за основу, какие способы утилизации мусора заслуживают внимания. Впрочем, принять итоговый документ в начале ноября им все-таки удалось. Именно его и зачитывал Сергей Семка.
Ранее в публичном поле резкой критике работу группы неоднократно подвергал депутат Заксобрания Вадим Агеенко. Взяв слово, он и на этот раз аргументировал свою позицию. «Рабочая группа обсуждает поиск альтернативного инвестора. Но, простите, о какой альтернативе может идти речь, если у нас уже есть действующее концессионное соглашение, и оно до сих пор не расторгнуто?» Агеенко указал на тот факт, что группа занималась разработкой допсоглашений к уже действующей концессии – в то время как это противоречит законодательству, и ФАС наложила запрет.
Сергей Семка привел хронологию событий, включая решение ФАС. По его словам, в ходе работе выяснилось, что альтернативных инвестиционных проектов, готовых к реализации, нет. На этом месте представители общественной экологической организации, приглашенные на заседание, зашумели. Травников поинтересовался: «Что значит, нет готовых проектов?»
«Готовых – значит, тех, [по которым] проработаны вопросы финансирования и другие практические моменты. Проекты есть, но все они на уровне идеи», – ответил Семка.
Агеенко не согласился с Семкой и сообщил, что, по его данным, в Коченево работает мусоросжигающий завод, который использует не западную технологию, а отечественную, разработанную учеными СО РАН, и работает успешно уже не один год. Травников уточнил у членов рабочей группы, обсуждался ли вариант создания мусоросжигающего комплекса. Выяснилось, что вопрос обсуждался, но единого решения нет. «Такие проекты означают высокие риски для здоровья горожан», – отметил врио губернатора.
Члены рабочей группы признали, что им не удалось найти решение проблемы утилизации ТБО. Депутат Горсовета Новосибирска Наталья Пинус предложила провести для этого конференцию. «Большую, с участием международных экспертов – такую, как умеют проводить у нас в Новосибирске», – подчеркнула она. Впрочем, ее предложение было отвергнуто.
«Вряд ли в результате даже большой конференции удастся найти решение, которое оптимально подойдет для нашего региона», – заметил Травников.
«История обсуждения проекта – тяжелая, – подытожил временно исполняющий обязанности губернатора Андрей Травников. – Хотелось бы начать с чистого листа, но при этом учитывая ту большую работу, которая была проведена. Были привлечены эксперты, проведены расчеты. Либо мы учитываем всю наработанную за год информацию, либо давайте признаем, что год потратили зря». Травников предложил вновь «перезапустить работу», сформировать новую рабочую группу, в состав которой войдут как эксперты, так и представители общественных организаций. Врио поручил проводить заседания в открытом режиме.
До апреля 2018 года рабочая группа должна сформировать новые условия проекта и представить предложения по новому земельному участку по размещению мусороперерабатывающих комплексов.
«Если есть возражения по поводу кандидатур, то также можно обсуждать, – указал врио губернатора, предупреждая вопросы. – Руководитель департамента ЖКХ и энергетики Евгений Ким, принимавший решение о концессии, не войдет в состав группы».
К подписанному между инвестором и властями соглашению был ряд претензий со стороны общественников, депутатов и различных экспертов. После того, как документ был проанализирован рабочей группой при Законодательном собрании региона, власти пошли на некоторые уступки и разработали два дополнительных соглашения к договору. Но ФАС наложила запрет на эти допсоглашения. На фоне продолжающихся дискуссий и акций протеста Владимир Городецкий, занимавший тогда должность губернатора Новосибирской области, в конце августа приостановил работы по реализации соглашения и поручил провести экспертное обсуждение концессии и возможных альтернатив.
Врио губернатора Андрей Травников не поддержал команду бывшего губернатора в отношении концессии и заявил о намерении расторгнуть соглашение, несмотря на высокие риски для бюджета. За досрочное прекращение договора концессионеру полагается многомиллионная компенсация. Комментируя ситуацию, врио подчеркивал, что промедление с расторжением приведет к большим потерям, нежели процесс переформатирования действующего соглашения.
«Я просто изучил различные сценарии развития событий, нашу возможную последовательность действий по каждому сценарию – переформатирование действующего соглашения или выход на новый конкурс, оценил возможные риски и потери при одном и другом варианте. И я вижу, если мы пойдем по пути изменения соглашения, по крайней мере, на основе той информации, которой я обладаю, мы можем потратить больше времени, причем риски в этом варианте также присутствуют, и риски достаточно серьезные… Мы можем оперативнее выйти на новый проект, на новые условия через вариант расторжения», – сказал он. При этом губернатор дал понять, что попытается свести риски и последствия к минимуму. «Надеемся, что мы с нашим партнером останемся в добрых отношениях, и вполне возможно, что с ним будем реализовывать новый проект, и нам удастся расторгнуть соглашение без взаимных претензий и последствий», подчеркивал он.
Травников поручил заняться мусором «с чистого листа»
Выводы рабочей группы, которая занималась проработкой «мусорной» концессии после приостановки действий по соглашению, признаны неудовлетворительными, об этом заявил временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников. Он потребовал «перезагрузить» обсуждение концессионного соглашения еще раз и решил сменить ее состав. В частности, из нее исключили министра ЖКХ и энергетики Евгения Кима, ведомство которого курирует направление утилизации мусора.
Итоги рабочей группы, изучавшей экономический, технологический, экологический и юридический аспекты «мусорной» концессии, заслушал временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников. Совещание прошло в пятницу, 17 ноября, в региональном правительстве. Напомним, что концессия предполагает строительство двух мусоросортировочных комплексов с полигонами в Раздольном и Верх-Туле. Объем инвестиций в проект – 6,5 миллиарда рублей, договор был заключен на 40 лет (позднее срок действия соглашения был продлен). По начальным условиям, концессионеру, компании «Экология-Новосибирск», региональные власти гарантировали 121 миллиард рублей дохода. Недоимку власти обязались компенсировать за счет бюджета.
Открывая пятничное заседание рабочей группы по концессионному соглашению, Травников сразу дал понять, что ориентируется в теме. «Так случилось, что по опыту своей предыдущей работы я хорошо представляю проблему утилизации бытовых отходов, понимаю, с какими сложностями проходит реализация проектов», – сообщил он (Травников занимался реализацией аналогичного проекта в Вологде, которую возглавлял до назначения на должность врио губернатора Новосибирской области).
По мнению главы региона, каждый проект в этой сфере вызывает большой общественный резонанс. «Можно выделить два течения, – рассказал он. – С одной стороны, это те, кто в своей позиции руководствуется политическими соображениями или эмоциями. Но есть и конструктивные силы, готовые аргументировать свою точку зрения и предлагать пути решения. Со вторыми я готов разговаривать».
Травников признал, что найти верный подход непросто, поскольку в России необходимые решения по изменению нормативной базы были приняты несвоевременно, и в результате до сих пор в стране нет наработанной практики утилизации мусора, а имеющиеся удачные проекты можно пересчитать по пальцам.
«Я хотел бы услышать ответы на вопросы, какие условия реализации проекта для нас являются допустимыми, приемлемыми, а также хотелось бы уточнить состав и формат деятельности рабочей группы», – так врио обозначил повестку.
Вице-губернатор Сергей Семка доложил о том, к каким «согласованным условиям» удалось прийти в результате работы. Рабочую группу регулярно сотрясали конфликты, участники не могли договориться по основным вопросам: каким образом можно найти альтернативного инвестора, какие показатели – по объему ТБО, плотности, параметрам деятельности будущего комплекса – взять за основу, какие способы утилизации мусора заслуживают внимания. Впрочем, принять итоговый документ в начале ноября им все-таки удалось. Именно его и зачитывал Сергей Семка.
Ранее в публичном поле резкой критике работу группы неоднократно подвергал депутат Заксобрания Вадим Агеенко. Взяв слово, он и на этот раз аргументировал свою позицию. «Рабочая группа обсуждает поиск альтернативного инвестора. Но, простите, о какой альтернативе может идти речь, если у нас уже есть действующее концессионное соглашение, и оно до сих пор не расторгнуто?» Агеенко указал на тот факт, что группа занималась разработкой допсоглашений к уже действующей концессии – в то время как это противоречит законодательству, и ФАС наложила запрет.
Сергей Семка привел хронологию событий, включая решение ФАС. По его словам, в ходе работе выяснилось, что альтернативных инвестиционных проектов, готовых к реализации, нет. На этом месте представители общественной экологической организации, приглашенные на заседание, зашумели. Травников поинтересовался: «Что значит, нет готовых проектов?»
«Готовых – значит, тех, [по которым] проработаны вопросы финансирования и другие практические моменты. Проекты есть, но все они на уровне идеи», – ответил Семка.
Агеенко не согласился с Семкой и сообщил, что, по его данным, в Коченево работает мусоросжигающий завод, который использует не западную технологию, а отечественную, разработанную учеными СО РАН, и работает успешно уже не один год. Травников уточнил у членов рабочей группы, обсуждался ли вариант создания мусоросжигающего комплекса. Выяснилось, что вопрос обсуждался, но единого решения нет. «Такие проекты означают высокие риски для здоровья горожан», – отметил врио губернатора.
Члены рабочей группы признали, что им не удалось найти решение проблемы утилизации ТБО. Депутат Горсовета Новосибирска Наталья Пинус предложила провести для этого конференцию. «Большую, с участием международных экспертов – такую, как умеют проводить у нас в Новосибирске», – подчеркнула она. Впрочем, ее предложение было отвергнуто.
«Вряд ли в результате даже большой конференции удастся найти решение, которое оптимально подойдет для нашего региона», – заметил Травников.
«История обсуждения проекта – тяжелая, – подытожил временно исполняющий обязанности губернатора Андрей Травников. – Хотелось бы начать с чистого листа, но при этом учитывая ту большую работу, которая была проведена. Были привлечены эксперты, проведены расчеты. Либо мы учитываем всю наработанную за год информацию, либо давайте признаем, что год потратили зря». Травников предложил вновь «перезапустить работу», сформировать новую рабочую группу, в состав которой войдут как эксперты, так и представители общественных организаций. Врио поручил проводить заседания в открытом режиме.
До апреля 2018 года рабочая группа должна сформировать новые условия проекта и представить предложения по новому земельному участку по размещению мусороперерабатывающих комплексов.
«Если есть возражения по поводу кандидатур, то также можно обсуждать, – указал врио губернатора, предупреждая вопросы. – Руководитель департамента ЖКХ и энергетики Евгений Ким, принимавший решение о концессии, не войдет в состав группы».
К подписанному между инвестором и властями соглашению был ряд претензий со стороны общественников, депутатов и различных экспертов. После того, как документ был проанализирован рабочей группой при Законодательном собрании региона, власти пошли на некоторые уступки и разработали два дополнительных соглашения к договору. Но ФАС наложила запрет на эти допсоглашения. На фоне продолжающихся дискуссий и акций протеста Владимир Городецкий, занимавший тогда должность губернатора Новосибирской области, в конце августа приостановил работы по реализации соглашения и поручил провести экспертное обсуждение концессии и возможных альтернатив.
Врио губернатора Андрей Травников не поддержал команду бывшего губернатора в отношении концессии и заявил о намерении расторгнуть соглашение, несмотря на высокие риски для бюджета. За досрочное прекращение договора концессионеру полагается многомиллионная компенсация. Комментируя ситуацию, врио подчеркивал, что промедление с расторжением приведет к большим потерям, нежели процесс переформатирования действующего соглашения.
«Я просто изучил различные сценарии развития событий, нашу возможную последовательность действий по каждому сценарию – переформатирование действующего соглашения или выход на новый конкурс, оценил возможные риски и потери при одном и другом варианте. И я вижу, если мы пойдем по пути изменения соглашения, по крайней мере, на основе той информации, которой я обладаю, мы можем потратить больше времени, причем риски в этом варианте также присутствуют, и риски достаточно серьезные… Мы можем оперативнее выйти на новый проект, на новые условия через вариант расторжения», – сказал он. При этом губернатор дал понять, что попытается свести риски и последствия к минимуму. «Надеемся, что мы с нашим партнером останемся в добрых отношениях, и вполне возможно, что с ним будем реализовывать новый проект, и нам удастся расторгнуть соглашение без взаимных претензий и последствий», подчеркивал он.