Региональные власти заключили два дополнительных соглашения с компанией «Экология-Новосибирск» о строительстве двух мусоросортировочных комплексов с полигонами. Документы были подписаны 7 и 8 августа, несмотря на то, что в адрес правительства Новосибирской области поступал ответ антимонопольной службы с отказом согласовать предлагаемые изменения. Чиновники полагают, что ответ УФАС заключению допсоглашений не препятствует, тогда как депутаты придерживаются иной позиции.
Концессионное соглашение о строительстве мусоросортировочных комплексов с полигонами в Раздольном и Верх-Туле, предлагаемые в документ изменения и возможность его расторжения должны были рассмотреть на заседании рабочей группы под председательством вице-губернатора Новосибирской области Сергея Семки в четверг, 10 августа. Заседание рабочей группы проходило в закрытом для прессы режиме, его участниками были представители областного правительства и депутаты. Как стало известно в ходе этого заседания, регион заключил два дополнительных соглашения в компанией «Экология-Новосибирск», которая является инвестором данного проекта.
Напомним, что дополнительные соглашения были разработаны региональным правительством в ответ на прозвучавшую критику со стороны прокуратуры, общественников и депутатов. Всего в договор о концессии предполагалось внести 44 правки, 24 из них прописаны в первом допсоглашении, 20 – во втором. Проекты дополнительных соглашений в июне представляли в Законодательном собрании Новосибирской области. Сергей Семка рассказал депутатам, что этими документами исключаются излишние риски сторон, снижаются объемы выручки и пересчитан объем мусора, который будет проходить сортировку на создаваемых концессионеров предприятиях. Однако вносимые изменения оказались не в том объеме, как ожидалось, и допсоглашения подвергли критике. В том числе, за противоречия друг другу.
Перед подписанием дополнительных соглашений региональные власти (а именно министерство ЖКХ и энергетики Новосибирской области) направили обращение о согласовании изменений к договору о концессии в областное управление Федеральной антимонопольной службы. Из УФАС ответ пришел отрицательный: антимонопольный орган указал, что не может согласовать данные изменения. В своем решении антимонопольная служба ссылается на правила предоставления согласия на изменение условий концессионных соглашений. В правилах, утвержденных федеральным правительством, прописаны основания для согласования изменений, например, возникновение обстоятельств непреодолимой силы, вступление в силу решения суда, которым установлена невозможность исполнения сторонами обязательств.
«Поступившее обращение о согласовании внесения изменений в концессионное соглашение, заключенное между министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и ООО «Экология-Новосибирск» в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской области, и приложенные к нему документы не свидетельствуют о наличии одного из оснований, установленных п.2 Правил», – говорится в ответе надзорного органа от 17 июля текущего года.
Как сообщил после заседания рабочей группы вице-губернатор Сергей Семка, дополнительные соглашения были подписаны в начале этой недели. 7 августа стороны заключили первое допсоглашение, 8 августа – второе.
«Ответ ФАС мы учтем безусловно, мы не можем не учитывать ответ ФАС. Но если вы внимательно прочтете, в постанавливающей части все четко написано, почему такой ответ ФАС нам направил: в связи с тем, что не наступили события, которые должны наступить, чтобы ФАС рассматривала вопрос», – пояснил Семка корреспонденту Сибкрай.ru.
С позицией заместителя губернатора, впрочем, согласны не все. Как рассказал член рабочей группы депутат Заксобрания Вадим Агеенко, иную трактовку ответа антимонопольной службы высказал юридический департамент областного парламента и министр юстиции Новосибирской области Наталья Омелехина. По их мнению, отрицательный ответ УФАС означает то, что допсоглашения нельзя было подписывать.
«В первом допнике десятое приложение, где валовое выручка, они с 2017 года убрали валовку 272 миллиона и маленько пересчитали с 2019 года до конца, где-то по 100-200 миллионов поубирали. То есть, пересчитали всю валовку, и самое хитрое, добавили один год к концессии. Она кончалась 2055 годом, теперь 2056 годом, – рассказал Агеенко, отметив, что подписанные документы членам рабочей группы не показали. – А второе допсоглашание, которое они подписали и, самое интересное, развели по датам, одно 7 августа, второе – 8, во втором они просто это десятое приложение взяли и исключили. Вопрос задаем простой: вы взяли и подписали два допсоглашения, они противоречат друг другу, как они будут действовать?»
По мнению Агеенко, подписанные допсоглашения не могут существовать вместе с юридической точки зрения. Ранее депутаты рекомендовали правительству объединить два этих документа в один, но сделано это так и не было. Какого-либо конструктивного диалога, как отметил депутат, по этому вопросу не вышло, а возможность расторжения концессионного договора обсудить и вовсе не удалось из-за неготовности докладчика.
Выступать с докладом о возможном расторжении соглашения должна была депутат Горсовета Наталья Пинус. По ее словам, есть несколько вариантов расторжения договора, в том числе, путем признания сделки ничтожной – инициировать такой процесс могут губернатор и законодательное собрание.
Однако для более предметного диалога необходимо понимать, какие бюджет региона понесет от этого решения потери, указала депутат. Она отметила, что в концессионном соглашении прописано, что в случае расторжения компании «Экология-Новосибирск» должны компенсировать понесенные затраты, недополученную прибыль и выгоду, которую концессионер может получить в течение трех лет, но не более 300 миллионов. Ответ на этот вопрос Наталье Пинус получить до заседания рабочей группы не удалось. Она рассказала, что обращалась за этой информацией к министру ЖКХ и энергетики Евгению Киму, но получила «отписку». По ее словам, в ответе Кима было указано, что оснований для расторжения он не видит, и этих цифр нет.
«Для анализа дальнейшего развития событий, мне кажется, очень важно понимать, сколько нашей области будет стоить расторгнуть это соглашение. Очевидно, что решение в принципе, конечно же, будет приниматься судом, но предварительно мы какие-то цифры можем посчитать. Например, мы можем посмотреть, сколько уже сделал концессионер, сколько он потратил на проектные работы, сколько принято, – заметила Пинус. – Предварительно в апреле называлась цифра 75 миллионов. Сейчас я не знаю, что это за цифра. Но очевидно, что ее нужно проанализировать».
На заседании рабочей группы ответы на эти вопросы также не прозвучали. Впрочем, заместитель министра экономического развития региона Лев Решетников, по словам Вадима Агеенко, заявил, что «если затеют расторгать, то мы пойдем с нулем». По его словам, концессионер должен будет доказывать, потратил ли он что-либо.
Рассмотрение вопроса о расторжении соглашения отложили на сентябрь. При этом в августе рабочая группа должна встретиться еще раз для обсуждения нормативов накопления отходов и других подобных вопросов. По оценке Вадима Агеенко, допсоглашения были подписаны из-за того, что концессионер уже не укладывается в предусмотренные договором сроки. Комплекс в Раздольном должен был быть запущен уже осенью 2017 года, после изменений в документ его запуск переносится на 2018 год.
«Почему у вас концессионер ничего не построил? Он уже должен с 1 сентября запустить Раздольненский мусоросортировочный комплекс и полигон и до конца года обработать 100 тысяч тонн мусора и заработать валовки 272 миллиона. Где это? Где эта работа? Остается месяц до 1 сентября. Почему это не сделано? Кто ему мешал? Наша рабочая группа никак не может помешать, все у него есть, договор заключен у него, земля в аренду отдана, иди, работай. Но этого же нет ничего», – заметил депутат.
Напомним, что концессионное соглашение с компанией «Экология-Новосибирск» было подписано 22 июля 2016 года. Изначально документ предусматривал строительство двух мусоросортировочных комплексов – в районе сел Раздольное и Верх-Тула, проектная мощность каждого – 470 тысяч тонн в год. Концессионер обязался вложить в реализацию проекта 6,5 миллиарда рублей без учета налогов, основным источником возврата инвестиций являются доходы от оказания услуг. Гарантированный концедентом доход за 40 лет должен составить 121 миллиард рублей. В случае если концессионеру по каким-то причинам не удастся получить планируемую выручку в отчетный год, разницу ему будет возмещать бюджет Новосибирской области.
Противоречивые правки закрепили в «мусорной» концессии
Региональные власти заключили два дополнительных соглашения с компанией «Экология-Новосибирск» о строительстве двух мусоросортировочных комплексов с полигонами. Документы были подписаны 7 и 8 августа, несмотря на то, что в адрес правительства Новосибирской области поступал ответ антимонопольной службы с отказом согласовать предлагаемые изменения. Чиновники полагают, что ответ УФАС заключению допсоглашений не препятствует, тогда как депутаты придерживаются иной позиции.
Концессионное соглашение о строительстве мусоросортировочных комплексов с полигонами в Раздольном и Верх-Туле, предлагаемые в документ изменения и возможность его расторжения должны были рассмотреть на заседании рабочей группы под председательством вице-губернатора Новосибирской области Сергея Семки в четверг, 10 августа. Заседание рабочей группы проходило в закрытом для прессы режиме, его участниками были представители областного правительства и депутаты. Как стало известно в ходе этого заседания, регион заключил два дополнительных соглашения в компанией «Экология-Новосибирск», которая является инвестором данного проекта.
Напомним, что дополнительные соглашения были разработаны региональным правительством в ответ на прозвучавшую критику со стороны прокуратуры, общественников и депутатов. Всего в договор о концессии предполагалось внести 44 правки, 24 из них прописаны в первом допсоглашении, 20 – во втором. Проекты дополнительных соглашений в июне представляли в Законодательном собрании Новосибирской области. Сергей Семка рассказал депутатам, что этими документами исключаются излишние риски сторон, снижаются объемы выручки и пересчитан объем мусора, который будет проходить сортировку на создаваемых концессионеров предприятиях. Однако вносимые изменения оказались не в том объеме, как ожидалось, и допсоглашения подвергли критике. В том числе, за противоречия друг другу.
Перед подписанием дополнительных соглашений региональные власти (а именно министерство ЖКХ и энергетики Новосибирской области) направили обращение о согласовании изменений к договору о концессии в областное управление Федеральной антимонопольной службы. Из УФАС ответ пришел отрицательный: антимонопольный орган указал, что не может согласовать данные изменения. В своем решении антимонопольная служба ссылается на правила предоставления согласия на изменение условий концессионных соглашений. В правилах, утвержденных федеральным правительством, прописаны основания для согласования изменений, например, возникновение обстоятельств непреодолимой силы, вступление в силу решения суда, которым установлена невозможность исполнения сторонами обязательств.
«Поступившее обращение о согласовании внесения изменений в концессионное соглашение, заключенное между министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и ООО «Экология-Новосибирск» в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской области, и приложенные к нему документы не свидетельствуют о наличии одного из оснований, установленных п.2 Правил», – говорится в ответе надзорного органа от 17 июля текущего года.
Как сообщил после заседания рабочей группы вице-губернатор Сергей Семка, дополнительные соглашения были подписаны в начале этой недели. 7 августа стороны заключили первое допсоглашение, 8 августа – второе.
«Ответ ФАС мы учтем безусловно, мы не можем не учитывать ответ ФАС. Но если вы внимательно прочтете, в постанавливающей части все четко написано, почему такой ответ ФАС нам направил: в связи с тем, что не наступили события, которые должны наступить, чтобы ФАС рассматривала вопрос», – пояснил Семка корреспонденту Сибкрай.ru.
С позицией заместителя губернатора, впрочем, согласны не все. Как рассказал член рабочей группы депутат Заксобрания Вадим Агеенко, иную трактовку ответа антимонопольной службы высказал юридический департамент областного парламента и министр юстиции Новосибирской области Наталья Омелехина. По их мнению, отрицательный ответ УФАС означает то, что допсоглашения нельзя было подписывать.
«В первом допнике десятое приложение, где валовое выручка, они с 2017 года убрали валовку 272 миллиона и маленько пересчитали с 2019 года до конца, где-то по 100-200 миллионов поубирали. То есть, пересчитали всю валовку, и самое хитрое, добавили один год к концессии. Она кончалась 2055 годом, теперь 2056 годом, – рассказал Агеенко, отметив, что подписанные документы членам рабочей группы не показали. – А второе допсоглашание, которое они подписали и, самое интересное, развели по датам, одно 7 августа, второе – 8, во втором они просто это десятое приложение взяли и исключили. Вопрос задаем простой: вы взяли и подписали два допсоглашения, они противоречат друг другу, как они будут действовать?»
По мнению Агеенко, подписанные допсоглашения не могут существовать вместе с юридической точки зрения. Ранее депутаты рекомендовали правительству объединить два этих документа в один, но сделано это так и не было. Какого-либо конструктивного диалога, как отметил депутат, по этому вопросу не вышло, а возможность расторжения концессионного договора обсудить и вовсе не удалось из-за неготовности докладчика.
Выступать с докладом о возможном расторжении соглашения должна была депутат Горсовета Наталья Пинус. По ее словам, есть несколько вариантов расторжения договора, в том числе, путем признания сделки ничтожной – инициировать такой процесс могут губернатор и законодательное собрание.
Однако для более предметного диалога необходимо понимать, какие бюджет региона понесет от этого решения потери, указала депутат. Она отметила, что в концессионном соглашении прописано, что в случае расторжения компании «Экология-Новосибирск» должны компенсировать понесенные затраты, недополученную прибыль и выгоду, которую концессионер может получить в течение трех лет, но не более 300 миллионов. Ответ на этот вопрос Наталье Пинус получить до заседания рабочей группы не удалось. Она рассказала, что обращалась за этой информацией к министру ЖКХ и энергетики Евгению Киму, но получила «отписку». По ее словам, в ответе Кима было указано, что оснований для расторжения он не видит, и этих цифр нет.
«Для анализа дальнейшего развития событий, мне кажется, очень важно понимать, сколько нашей области будет стоить расторгнуть это соглашение. Очевидно, что решение в принципе, конечно же, будет приниматься судом, но предварительно мы какие-то цифры можем посчитать. Например, мы можем посмотреть, сколько уже сделал концессионер, сколько он потратил на проектные работы, сколько принято, – заметила Пинус. – Предварительно в апреле называлась цифра 75 миллионов. Сейчас я не знаю, что это за цифра. Но очевидно, что ее нужно проанализировать».
На заседании рабочей группы ответы на эти вопросы также не прозвучали. Впрочем, заместитель министра экономического развития региона Лев Решетников, по словам Вадима Агеенко, заявил, что «если затеют расторгать, то мы пойдем с нулем». По его словам, концессионер должен будет доказывать, потратил ли он что-либо.
Рассмотрение вопроса о расторжении соглашения отложили на сентябрь. При этом в августе рабочая группа должна встретиться еще раз для обсуждения нормативов накопления отходов и других подобных вопросов. По оценке Вадима Агеенко, допсоглашения были подписаны из-за того, что концессионер уже не укладывается в предусмотренные договором сроки. Комплекс в Раздольном должен был быть запущен уже осенью 2017 года, после изменений в документ его запуск переносится на 2018 год.
«Почему у вас концессионер ничего не построил? Он уже должен с 1 сентября запустить Раздольненский мусоросортировочный комплекс и полигон и до конца года обработать 100 тысяч тонн мусора и заработать валовки 272 миллиона. Где это? Где эта работа? Остается месяц до 1 сентября. Почему это не сделано? Кто ему мешал? Наша рабочая группа никак не может помешать, все у него есть, договор заключен у него, земля в аренду отдана, иди, работай. Но этого же нет ничего», – заметил депутат.
Напомним, что концессионное соглашение с компанией «Экология-Новосибирск» было подписано 22 июля 2016 года. Изначально документ предусматривал строительство двух мусоросортировочных комплексов – в районе сел Раздольное и Верх-Тула, проектная мощность каждого – 470 тысяч тонн в год. Концессионер обязался вложить в реализацию проекта 6,5 миллиарда рублей без учета налогов, основным источником возврата инвестиций являются доходы от оказания услуг. Гарантированный концедентом доход за 40 лет должен составить 121 миллиард рублей. В случае если концессионеру по каким-то причинам не удастся получить планируемую выручку в отчетный год, разницу ему будет возмещать бюджет Новосибирской области.