К «мусорной концессии» потянулись сети

К «мусорной концессии» потянулись сети
Общество / 18 июля 2017 / 14:01

Новосибирская область начала исполнять свои обязательства по «мусорной концессии», следует из отчета Контрольно-счетной палаты Новосибирской области. Несмотря на протесты против организации мусорных полигонов близ Раздольного и Верх-Тулы, власти обеспечивают концессионера инфраструктурой. Между тем, КСП указала на недостатки самого соглашения с «Экологией Новосибирск», а также выявила нарушения при использовании уже выделенных на строительство объектов субсидий.

Отчет КСП отправлен губернатору Новосибирской области Владимиру Городецкому и в Законодательное собрание региона. Аудиторы проверяли не столько концессионное соглашение, сколько в целом эффективность использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области» – в 2015-2016 годах и в текущем 2017 году. Соответственно, рекомендации даны не по изменению концессии, хотя в ней найдены недостатки, а по корректировке (в большей степени) «территориальной схемы обращения с отходами», которая была утверждена правительством Новосибирской области в сентябре 2016 года (уже после подписания концессии с «Экологией Новосибирск»).

Схему создавал «Экооператор», созданный правительством Новосибирской области, бюджет вложил в уставной капитал акционерного общества 17,5 миллиона рублей. Документ обошелся в три миллиона. 

Как указали в Контрольно-счетной палате, территориальная схема обращения с отходами имеет несколько недостатков. В частности, в составе кластеров, определенных схемой, вообще не учтен Венгеровский район, нет в ней существующего полигона в Багане, используются недостоверные данные по несанкционированным свалкам. «При определении территориальной схемой межрайонных объектов размещения отходов (мусоросортировочные комплексы в Раздольном и Верх-Туле относятся как раз к такому типу – прим. ред.) не учтен проектный срок эксплуатации и вместимость уже строящихся полигонов, в результате срок эксплуатации строящихся полигонов сократится до двух раз и приведет к дополнительным расходам на реконструкцию действующих полигонов или строительство новых», – говорится в отчете КСП.

«Хотят втюрить авантюру»: митинг против «мусорной» концессии >>
«Мусорной концессии» нашлась технологическая альтернатива >>

Всего по государственной программе «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области» в 2015-2016 годах было потрачено почти 114 миллионов рублей, в том числе, 38,3 миллиона – из областного бюджета, 74,9 миллиона – из внебюджетных источников. И именно 74,9 миллиона рублей были в этот период направлены на «строительство комплексов по глубокой переработке твердых коммунальных отходов для Новосибирска (пилотный проект)». Специалисты Контрольно-счетной палаты указали, что в рамках реализации госпрограммы, в частности, «проведены инженерные изыскания, получены технические условия на электроснабжение, выполнены работы по прокладке участка кабеля от зоны ТЭЦ-5 по объекту «Строительство мусоросортировочного комплекса с участком для размещения отходов «Полигон Раздольное».

Концессия со скандалом

Концессионное соглашение о строительстве двух мусоросортировочных комплексов с полигонами в Новосибирской области было заключено региональными властями с компанией «Экология-Новосибирск» в июне 2016 года на срок 40 лет. Один комплекс собираются строить в Раздольном, второй – в Верх-Туле. Против строительства комплекса в Раздольном активно выступают местные жители, дачники, общественники и экологи. Границы комплекса пролегают у бассейна реки Издревая, на которой еще в 2009 году силами общественности был учрежден особо охраняемый участок, памятник природы. В районе Издревой сохранилась уникальная экосистема, живут краснокнижные виды птиц и рыб, растут редкие растения.  

В начале мая компания «Экология-Новосибирск» совместно с представителями регионального правительства проводила публичные слушания по проекту. На них была представлена, в частности, разработанная оценка воздействия на окружающую среду. Местных жителей и общественников попытались убедить, что комплекс не навредит окружающей среде и не скажется на экологической обстановке в Раздольном. Однако, по словам активистов, прокуратура Новосибирской области подтвердила, что представленная ими оценка воздействия на окружающую среду – не окончательная. 


a25857a6ea0fee3fb41bb2a4e90eed0c.jpg

Не меньше претензий к договоренностям областного правительства и коммерческой компании по «экономике» концессии, которые высказывали как общественники, так и н депутаты Законодательного собрания (например, Вадим Агеенко, входивший в рабочую группу по внесению изменений в соглашение). В целом региональный парламент не раз указывал губернатору Городецкому и его команде на неизбежные риски, которые несет в себе этот проект. К примеру, в документе есть обязательства концедента (то есть, министерства ЖКХ и энергетики  Новосибирской области) возмещать недополученный доход, гарантированный в общем объеме (за 40 лет) более 120 миллиардов рублей. При этом, по мнению экспертов, указывается завышенный объем мусора, который должен поступить на объекты концессионера. Соглашение дает частной компании возможность  получать сверхприбыли при минимуме затрат и ответственности. Между тем, исполнительная власть и «Экология Новосибирск» на кардинальные изменения уже подписанного договора не согласилась. Более того, даже те корректировки, которые были подготовлены после критики (но не устроили критиков), официально до сих пор не оформлены. Это подтвердили и аудиторы КСП.

Мусорная концессия: как шли переговоры по изменению соглашения >>
«Мусорной» концессии добавили 41-й год >>

«Постановлениями правительства области от 13 июня 2017 года №216-п и №217-п признано целесообразным заключение дополнительных соглашений к действующему концессионному соглашению от 22 июля 2016 года в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской области. На момент подготовки данного отчета, указанные дополнительные соглашения №1 и №2 не подписаны», – отметили проверяющие.

Контрольно-счетная палата Новосибирской области представила «общие» замечания по «мусорной концессии».  Так, отмечается, что в соглашении для обеспечения гарантий концессионеров госпрограммой предусмотрено «мероприятие, направленное на возмещение недополученных доходов концессионера, в форме предоставления субсидий из бюджета Новосибирской области, при этом мероприятие по реализации концессионного соглашения госпрограммой не предусмотрено». Утвержденный правительством региона порядок предоставления концессионерам субсидий из областного бюджета Новосибирской области, а также само концессионное соглашение «имеют неопределенность по возможности использования предусмотренных субсидий на возмещение расходов (затрат)». И последнее: «Постановление правительства Новосибирской области от 27 июня 2016 года №197-п «О заключении концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской области» не соответствовало действовавшему на момент его издания порядку принятия решений о заключении концессионных соглашений от имени Новосибирской области на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, утвержденному постановлением правительства Новосибирской области от 24 августа 2015 года № 310-п и статье 78 Бюджетного кодекса РФ (отсутствие заявок в 45-дневный срок со дня размещения информации на общероссийском сайте)».

КСП при проверке не нашла нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств при реализации «мусорной концессии», но выявила «нарушения и недостатки при использовании субсидий, направленных на строительство полигонов твердых коммунальных отходов». Аудиторы, в частности, указали на неправомочное изменение  некоторых условий контракта, невыполнение обязательных условий контракта при оплате работ, отсутствие предъявленных требований об уплате неустойки за просрочку исполнения обязательств, нарушение требования по формированию в полном объеме стоимости основного средства при постановке на балансовый учет, а выполнение отдельных работ с нарушением технических регламентов и некачественно.





comments powered by HyperComments