На обновление автопарка муниципального «Горэлектротранспорта» городские власти рассчитывают потратить в этом году 100 миллионов рублей. Новый трамвай, который был собран в Новосибирске из белорусского кузова не самой новой модели и российских запчастей, обойдется «ГЭТ» в 18 миллионов, всего за год муниципалитет рассчитывает получить три таких вагона. В мэрии Новосибирска объяснили, что закупать более современные трамваи невыгодно не только из-за их цены, но и из-за того, что это повлечет за собой необходимость модернизировать местную производственную базу. На это средств в бюджете города нет.
Новосибирский «Горэлектротранспорт» разместил заявку на покупку трех модернизированных трамвайных вагонов в феврале этого года, указав начальную цену контракта в 59,1 миллиона рублей. В документах закупки вагоны, которые хочет получить городская администрация, были расписаны достаточно подробно: от переменного уровня пола, габаритов и цветовой гаммы кузова до требований непосредственно к модернизации (новые подшипники, не бывшие в употреблении пружинные шайбы и так далее).
Единственным участником торгов стала новая компания «БКМ-Сибирь», совместное предприятие новосибирской мэрии и белорусского «Белкоммунмаша». Предприятие предложило свои услуги за 54 миллиона рублей, снизив стоимость каждого вагона от начальной более чем на полтора миллиона рублей – до 18 миллионов.
Один из этих модернизированных трамваев уже собрали, в мае его презентовали сперва в муниципалитете, а затем – на международной выставке «Транспорт Сибири». По словам производителей, от старых вагонов в нем только тележка, а колеса, вся «начинка» и кузов – новые. По оценкам муниципальных властей, модернизация трамвая в Новосибирске привела к экономии порядка 30-35%.
Как рассказали в мэрии Новосибирска в ответ на запрос редакции Сибкрай.ru, технологию модернизации трамваев в столице Сибири освоили еще 2004 году, до 2013 году по ней были обновлены 27 вагонов, в 20 из которых установили энергоэффективный тяговый привод. Стоимость подобной модернизации (без учета оплаты труда и трат на энергоресурсы) в 2013 году составила пять миллионов рублей, увеличив срок службы вагонов на восемь лет. По оценке властей, экономическая выгода от этого в сравнении с покупкой нового вагона (15,35 миллиона в ценах 2013 года) составила около пяти миллионов.
В 2011 году работники «ГЭТ» научились модернизировать трамваи с заменой кузова, и по этой технологии в 2013 году модернизировали девять составов. Траты на модернизацию составили вагона 10,92 миллиона рублей, срок службы был продлен на 14 лет. «Таким образом, при стоимости нового вагона в ценах 2013 года 15,35 миллиона рублей и сроке его службы 16 лет экономическая выгода от модернизации составила 30%», – указали в мэрии.
«Важным преимуществом этой технологии стало использование при модернизации тележек от трамвайных вагонов модели 71-605, массово эксплуатирующихся в Новосибирске, что позволяет снизить эксплуатационные расходы и минимизировать время нахождения подвижного состава в ремонте», – объяснили в городской администрации.
Об этом же ранее говорил генеральный директор «БКМ-Сибирь» Александр Евдокимов. Он объяснял, что предприятие не выбрало для модернизации более современную (и эстетичную, по мнению ряда критиков) модель трамвая из-за ограничений существующей материальной базы.
«Чтобы перейти, нужна какая-то база. Сегодня у нас есть трамваи КТМ (советские высокопольные – прим. ред.). И мы от этого танцуем, потому что не выпускаем новый трамвай, мы модернизируем. Мы берем КТМ и из него делаем вот такой красавец, – объяснял Евдокимов. – Чтобы перейти на какую-то другую модель, нужна база, потому что кузов не переделаешь, есть механика – колеса, диаметр».
Тем не менее, в дешевизне подобной схемы обновления парка «ГЭТ» есть определенные сомнения. Критики ссылаются на аналогичные закупки в других регионах страны и даже за границей. В частности, на покупку трамваев для казахстанского Павлодара, которому партия модели 802 того же «Белкоммунмаша» обошлась в 8,2 миллиона евро, около 20 миллионов за штуку по текущему курсу. После презентации первого новосибирского трамвая звучали мнения, что, быть может, проще было бы купить новый трамвай, если экономия выходит примерно на два миллиона. В мэрии Новосибирска, впрочем, уверяют, что на момент совершения сделки стоимость одного вагона для Павлодара была значительно выше 18 миллионов за трамвай.
«По результатам торгов (декабрь 2016 года), цена трамвайного вагона модели 802 для города Павлодара составила 374 720 евро (без НДС) за один вагон, что эквивалентно 28 миллионам рублей с НДС, – сообщили в городской администрации. – Расчет цены трамвайного вагона модели 802 для города Даугавпилса проводился в начале 2016 года. В соответствии с протоколом вскрытия, она составила 261 800 евро без НДС за единицу, что эквивалентно 22,7 миллиона рублей в пересчете по курсу на соответствующую дату. До настоящего времени поставок вагонов в город Даугавпилс не осуществлялось, информации о заключении контракта нет».
При этом мэрия указывает, что на портале госзакупок в настоящий момент идут торги на поставку односекционных четырехосных трамваев в Ростов-на-Дону и Тверь. Начальная цена контрактов в перерасчете на один вагон составляет 25 и 30 миллионов рублей соответственно.
«Приобретение новых вагонов других моделей, которые отличаются от эксплуатируемых в городе Новосибирске, влечет за собой необходимость модернизации производственных баз и создания запаса комплектующих и расходных материалов с учетом конструкции и характеристик приобретаемых вагонов, – отметили в мэрии. – Учитывая сложившуюся на сегодняшний день экономическую ситуацию, целесообразно обеспечить в первую очередь сохранение имеющегося инвентарного парка вагонов, в том числе, за счет модернизации, и только в последующие годы рассматривать вопрос увеличения количества вагонов за счет приобретения новых».
Отметим, что «Горэлектротранспорт», который получит на баланс три модернизированных в Новосибирске трамвая за 54 миллиона рублей, является одним из самых убыточных муниципальных предприятий. На конец прошлого года «ГЭТ» был в «минусе» более чем на 300 миллионов рублей. Проблемы предприятия связывают, в том числе, с себестоимостью проезда в трамваях и троллейбусах, которая выше действующих тарифов на перевозку. По последним данным департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска, при тарифе в 18 рублей себестоимость поездки составляет 24,67 рубля.
«Себестоимость перевозки одного пассажира больше тарифа на 6,67 рубля, следовательно, установленный тариф покрывает затраты предприятия по перевозке пассажиров не более чем на 73%, – подчеркнули в мэрии. – В целях стабилизации финансового состояния муниципальных транспортных предприятий департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска 29 июля 2016, 15 декабря 2016, 15 мая 2017 направлял документы в департамент по тарифам Новосибирской для установления экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городе Новосибирске».
«Свой» трамвай за 18 миллионов: мэрия объяснила экономию
На обновление автопарка муниципального «Горэлектротранспорта» городские власти рассчитывают потратить в этом году 100 миллионов рублей. Новый трамвай, который был собран в Новосибирске из белорусского кузова не самой новой модели и российских запчастей, обойдется «ГЭТ» в 18 миллионов, всего за год муниципалитет рассчитывает получить три таких вагона. В мэрии Новосибирска объяснили, что закупать более современные трамваи невыгодно не только из-за их цены, но и из-за того, что это повлечет за собой необходимость модернизировать местную производственную базу. На это средств в бюджете города нет.
Новосибирский «Горэлектротранспорт» разместил заявку на покупку трех модернизированных трамвайных вагонов в феврале этого года, указав начальную цену контракта в 59,1 миллиона рублей. В документах закупки вагоны, которые хочет получить городская администрация, были расписаны достаточно подробно: от переменного уровня пола, габаритов и цветовой гаммы кузова до требований непосредственно к модернизации (новые подшипники, не бывшие в употреблении пружинные шайбы и так далее).
Единственным участником торгов стала новая компания «БКМ-Сибирь», совместное предприятие новосибирской мэрии и белорусского «Белкоммунмаша». Предприятие предложило свои услуги за 54 миллиона рублей, снизив стоимость каждого вагона от начальной более чем на полтора миллиона рублей – до 18 миллионов.
Один из этих модернизированных трамваев уже собрали, в мае его презентовали сперва в муниципалитете, а затем – на международной выставке «Транспорт Сибири». По словам производителей, от старых вагонов в нем только тележка, а колеса, вся «начинка» и кузов – новые. По оценкам муниципальных властей, модернизация трамвая в Новосибирске привела к экономии порядка 30-35%.
Как рассказали в мэрии Новосибирска в ответ на запрос редакции Сибкрай.ru, технологию модернизации трамваев в столице Сибири освоили еще 2004 году, до 2013 году по ней были обновлены 27 вагонов, в 20 из которых установили энергоэффективный тяговый привод. Стоимость подобной модернизации (без учета оплаты труда и трат на энергоресурсы) в 2013 году составила пять миллионов рублей, увеличив срок службы вагонов на восемь лет. По оценке властей, экономическая выгода от этого в сравнении с покупкой нового вагона (15,35 миллиона в ценах 2013 года) составила около пяти миллионов.
В 2011 году работники «ГЭТ» научились модернизировать трамваи с заменой кузова, и по этой технологии в 2013 году модернизировали девять составов. Траты на модернизацию составили вагона 10,92 миллиона рублей, срок службы был продлен на 14 лет. «Таким образом, при стоимости нового вагона в ценах 2013 года 15,35 миллиона рублей и сроке его службы 16 лет экономическая выгода от модернизации составила 30%», – указали в мэрии.
«Важным преимуществом этой технологии стало использование при модернизации тележек от трамвайных вагонов модели 71-605, массово эксплуатирующихся в Новосибирске, что позволяет снизить эксплуатационные расходы и минимизировать время нахождения подвижного состава в ремонте», – объяснили в городской администрации.
Об этом же ранее говорил генеральный директор «БКМ-Сибирь» Александр Евдокимов. Он объяснял, что предприятие не выбрало для модернизации более современную (и эстетичную, по мнению ряда критиков) модель трамвая из-за ограничений существующей материальной базы.
«Чтобы перейти, нужна какая-то база. Сегодня у нас есть трамваи КТМ (советские высокопольные – прим. ред.). И мы от этого танцуем, потому что не выпускаем новый трамвай, мы модернизируем. Мы берем КТМ и из него делаем вот такой красавец, – объяснял Евдокимов. – Чтобы перейти на какую-то другую модель, нужна база, потому что кузов не переделаешь, есть механика – колеса, диаметр».
Тем не менее, в дешевизне подобной схемы обновления парка «ГЭТ» есть определенные сомнения. Критики ссылаются на аналогичные закупки в других регионах страны и даже за границей. В частности, на покупку трамваев для казахстанского Павлодара, которому партия модели 802 того же «Белкоммунмаша» обошлась в 8,2 миллиона евро, около 20 миллионов за штуку по текущему курсу. После презентации первого новосибирского трамвая звучали мнения, что, быть может, проще было бы купить новый трамвай, если экономия выходит примерно на два миллиона. В мэрии Новосибирска, впрочем, уверяют, что на момент совершения сделки стоимость одного вагона для Павлодара была значительно выше 18 миллионов за трамвай.
«По результатам торгов (декабрь 2016 года), цена трамвайного вагона модели 802 для города Павлодара составила 374 720 евро (без НДС) за один вагон, что эквивалентно 28 миллионам рублей с НДС, – сообщили в городской администрации. – Расчет цены трамвайного вагона модели 802 для города Даугавпилса проводился в начале 2016 года. В соответствии с протоколом вскрытия, она составила 261 800 евро без НДС за единицу, что эквивалентно 22,7 миллиона рублей в пересчете по курсу на соответствующую дату. До настоящего времени поставок вагонов в город Даугавпилс не осуществлялось, информации о заключении контракта нет».
При этом мэрия указывает, что на портале госзакупок в настоящий момент идут торги на поставку односекционных четырехосных трамваев в Ростов-на-Дону и Тверь. Начальная цена контрактов в перерасчете на один вагон составляет 25 и 30 миллионов рублей соответственно.
«Приобретение новых вагонов других моделей, которые отличаются от эксплуатируемых в городе Новосибирске, влечет за собой необходимость модернизации производственных баз и создания запаса комплектующих и расходных материалов с учетом конструкции и характеристик приобретаемых вагонов, – отметили в мэрии. – Учитывая сложившуюся на сегодняшний день экономическую ситуацию, целесообразно обеспечить в первую очередь сохранение имеющегося инвентарного парка вагонов, в том числе, за счет модернизации, и только в последующие годы рассматривать вопрос увеличения количества вагонов за счет приобретения новых».
Отметим, что «Горэлектротранспорт», который получит на баланс три модернизированных в Новосибирске трамвая за 54 миллиона рублей, является одним из самых убыточных муниципальных предприятий. На конец прошлого года «ГЭТ» был в «минусе» более чем на 300 миллионов рублей. Проблемы предприятия связывают, в том числе, с себестоимостью проезда в трамваях и троллейбусах, которая выше действующих тарифов на перевозку. По последним данным департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска, при тарифе в 18 рублей себестоимость поездки составляет 24,67 рубля.
«Себестоимость перевозки одного пассажира больше тарифа на 6,67 рубля, следовательно, установленный тариф покрывает затраты предприятия по перевозке пассажиров не более чем на 73%, – подчеркнули в мэрии. – В целях стабилизации финансового состояния муниципальных транспортных предприятий департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска 29 июля 2016, 15 декабря 2016, 15 мая 2017 направлял документы в департамент по тарифам Новосибирской для установления экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городе Новосибирске».