Устаревший «красавец»: как Новосибирск начал выпуск трамваев

Устаревший «красавец»: как Новосибирск начал выпуск трамваев
Общество / 24 мая 2017 / 15:36

Производители первого новосибирского трамвая, который был собран из белорусского кузова и российских запчастей, опровергли заявления о дороговизне нового состава. Его стоимость оценили в 17,5-18 миллионов рублей. По словам создателей, модернизация трамваев дает экономию в 30-35%. 

Первый собранный в Новосибирске трамвай белорусско-российского производства представили на прошлой неделе, ожидается, что на линию он выйдет в июне. Его показали на выставке «Транспорт Сибири» в надежде не только получить дополнительные средства на финансирование совместного с белорусским «Белкоммунмашем» предприятия «БКМ-Сибирь», но и привлечь клиентов для производства трамваев на заказ.

Новый трамвай поступит в пользование муниципального «Горэлектротранспорта», самого убыточного предприятия города – на конец 2016 года «ГЭТ» был в «минусе» более чем на 300 миллионов рублей. В мае предприятие объявило о необходимости взять кредит в размере 200 миллионов рублей на три года, средства должны пойти, в том числе, на оплату труда работников и выплату долгов. Тяжелую ситуацию на предприятии связывают с тем, что действующий тариф не позволяет работать даже «в ноль», так как себестоимость поездки в прошлом году составила 22 рубля при действующем тарифе в 18 рублей.


Стоимость первого новосибирского трамвая составляет 18 миллионов рублей, сообщал ранее мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Собранный «БКМ-Сибирью» трамвай является фактической модернизацией старой модели – Белоруссия продала предприятию готовый новый кузов, который поставили на переделанную старую тележку. Городские власти отмечали, что подобный способ обновления парка «ГЭТ» позволяет выйти на существенную экономию. Новый вагон российского производства, по словам мэра Локтя, стоит порядка 24-25 миллионов рублей. Импортные на данный момент городские власти оценивают в 30 миллионов. 

трамвай (3).JPG

«Мы сделали один трамвай, создали предприятие, все расходы – все в этом трамвае. И то на сегодняшний момент, думаю, это 17,5 миллиона. Трудно сказать, [насколько можно снизить стоимость], но 15-16 миллионов – можно разговаривать. Мы сейчас говорим о себестоимости трамвая, – сообщил генеральный директор «БКМ-Сибирь» Александр Евдокимов. – Но я еще раз говорю: все зависит от того, сколько трамваев мы будем выпускать, сколько будет денег у нас. Чем больше трамваев будет в год, тем, естественно, будет дешевле, потому что коллектив создан, зарплату надо платить. И зарплата распределится либо на десять трамваев, либо на три».

Тем не менее, в дешевизне новосибирских модернизированных трамваев есть сомнения. Критики приводят опыт других городов, которые получали на свои улицы трамваи и современнее, и дешевле. Вдобавок – в господдержкой, которая была направлена на компенсацию части расходов.


трамвай (13).JPG


трамвай (5).JPG

«Есть государственная субсидия, но ее нужно получить. Она ровно восемь миллионов на трамваи, на троллейбусы поменьше – 7,5 миллиона. Если почитать статьи, кто получил, то это Москва получила, Смоленск получил, Санкт-Петербург, это города чемпионата 2018 года [по футболу]. Они получили эти субсидии. И если от 24-25 отнимите эти восемь, то вот вам 16-15 миллионов. Но здесь субсидии нет, здесь только наши деньги», – подчеркнул Еквдокимов. 


Есть более «дешевый» опыт и в соседней Кемеровской области, где чемпионата мира по футболу не будет, но ведется модернизация трамваев по аналогичному принципу. Там себестоимость одного вагона, судя по публикациям местных СМИ, оценивали в восемь миллионов рублей. Евдокимов уверяет, что это цены не 2017 года. 


трамвай (16).JPG

«Восемь миллионов – это цифра хорошая, но восемь миллионов – это 2012 год, честно если, – заметил Евдокимов. – И это цены машинокомплекта, то есть, другими словами, кузова. Поэтому эта цифра, что в Кемерове собрали, – ну, пусть соберут, я им ключик дам от трамвая, пусть за восемь миллионов такой соберут». 

трамвай (7).JPG

Как пояснил Евдокимов, даже на трамвай, созданный на старой базе, необходимо было закупать новые запчасти. По его словам, фактически, действительно старые, бывшие в употреблении детали, которые остались в вагоне – это две продольные и две моторные балки. Почти вся «начинка», кузов и колеса – новые. Кузов был закуплен в Белоруссии, а колеса – на Урале.

«Электропривод тоже дорогой, механическое оборудование, колесная пара. На сегодняшний день колесная пара, у нас в Новосибирске есть предприятие «Мегатранс», они нам предложили одну колесную пару за 630 тысяч. Умножьте на четыре, вот вам еще цена. Тяговые двигатели, их тоже четыре штуки стоит, они 150 тысяч стоят каждый. Вот и цена – кузов стоит восемь, все остальное тоже восемь, плюс налог», – объяснил Евдокимов корреспонденту Сибкрай.ru.

трамвай (10).JPG


трамвай (9).JPG

Как признал Евдокимов, современным трамвай не назовешь, он является полунизкопольным. Прослужить может 14-15 лет. По крайней мере, такое предварительное заключение дали эксперты, изучившие документацию на тележку, привод и кузов. Однако перейти на модернизацию более современных моделей в Новосибирске, по его словам, не представляется возможным.

«Чтобы перейти, нужна какая-то база. Сегодня у нас есть трамваи КТМ (советские высокопольные – прим. ред.). И мы от этого танцуем, потому что не выпускаем новый трамвай, мы модернизируем. Мы берем КТМ и из него делаем вот такой красавец, – добавил Евдокимов. – Чтобы перейти на какую-то другую модель, нужна база, потому что кузов не переделаешь, есть механика – колеса, диаметр».

трамвай (2).JPG

Тем не менее, есть еще вопросы к реальной выгоде от подобной схемы обновления парка «Горэлектротранспорта». Например, покупка партии новых трамвайных вагонов более современной модели 802 у того же «Белкоммунмаша» обошлась казахстанскому Павлодару в 8,2 миллиона евро – это порядка 20 миллионов рублей за штуку по текущему курсу. Редакция Сибкрай.ru направила запрос об экономической обоснованности работы именно с «БКМ-Сибирь» в мэрию Новосибирска.


«БКМ-Сибирь», к слову, планирует за этот год выпустить десять таких модернизированных трамваев. Кроме того, предприятие рассчитывает получить клиентов и в других регионах страны. По словам Евдокимова, интерес уже высказали в соседнем Омске, но пока у города нет необходимого финансирования. 

трамвай (6).JPG

Напомним, что мэр Новосибирска Анатолий Локоть в 2015 году обещал Новосибирску «ренессанс трамвая». После этого были заменены трамвайные пути на левом берегу, в осенью 2016 года городские власти запустили транспорт до отдаленного микрорайона «Чистая слобода». По мнению экспертов, этого для развития электротранспорта в целом и трамваев в частности мало – маршрутная сеть зачастую дублируется другими перевозчиками, не хватает подвижного состава. В 2014 году мэрия Новосибирска закупала в Германии подержанные трамваи чешского производства. Их пустили на линию зимой 2015 года. Однако сразу после запуска на линию один из трамваев сломался, и его пришлось ремонтировать. Поломки случались с этими трамваями и после. 



comments powered by HyperComments