Приговор 17-летнему подростку, обвиняемому в убийстве школьницы Карины З., прозвучал в Первомайском районном суде Новосибирска. Вердикт судьи, девять лет лишения свободы, устроил многих. Ведь это почти максимум, возможный по вменяемой ему статье. Выходившие из зала заседаний люди переспрашивали друг у друга, точно ли судья назвал именно эту цифру, кто-то даже сказал: это победа. Тем не менее, недовольство и ужас от случившегося с Кариной в прошлом году у многих остались, и когда выводили осужденного подростка, ему вслед неслись крики и брань.
Оглашение приговора по громкому делу об убийстве Карины З. было назначено на понедельник, 31 октября. Утром в этот день на вход в суд образовалась очередь – услышать вердикт пришли общественники и журналисты. Некоторых активистов даже просили подождать на улице, потому что людей было слишком много.
Ожидалось, что сначала 17-летний обвиняемый скажет последнее слово, однако воспользоваться этим правом он отказался. В зале заседаний подросток пробыл около пяти минут, после чего его увели, а судья удалился в совещательную комнату.
Процесс об убийстве Карины проходил в закрытом режиме – и потерпевшая, и обвиняемый несовершеннолетние. Тем не менее, на оглашение резолютивной части приговора общественность и прессу судья Геннадий Громов решил пустить. Людей в зале оказалось так много, что приставы стояли почти вплотную к решетке, за которой находился подсудимый.
Все время, пока говорил судья, юноша сидел и прятал свое лицо, загородившись пачкой листов, держал голову опущенной, не смотрел на собравшихся в зале. Семьи Коньковых на оглашении приговора не было. До этого отец молодого человека регулярно посещал заседания по делу своего сына, он был в суде и в понедельник, но не вернулся после несостоявшегося последнего слова подсудимого. В ключевой момент всего разбирательства в зале заседаний бизнесмена не было.
Подробнее об убийстве Карины >>
Суд признал 17-летнего подростка виновным в убийстве, совершенном с особой жестокостью. Его приговорили к девяти годам лишения свободы, отбывать наказание он начнет в воспитательной колонии, после того, как станет совершеннолетним, его переведут в колонию общего режима. Кроме того, семья Коньковых обязана выплатить компенсацию родителям убитой Карины – оба получат по 1,15 миллиона рублей. В обеспечение этого гражданского иска ранее было арестовано имущество Коньковых (автомобили Volkswagen, Mazda, прицеп, различное оружие, нежилые помещения и земельный участок в Новосибирске), арест сохранен.
Как отреагировал на решение суда подсудимый, было непонятно – он так и не отнял бумаги от своего лица. Реакция собравшихся в зале общественников была неоднозначной: кто-то назвал такой приговор победой, а кто-то счел, что этого мало. Выходившие из зала люди кричали в адрес подсудимого «Позор», «Когда ты вздернешься» и желали: «чтоб ты сдох», «чтобы твоим сестрам никогда не разродиться такими, как ты».
Еще до начала заседания пришедших общественников предупредили о возможных санкциях за некорректное поведение в суде. «Особо рьяных выводите под стражей и оформляйте административное правонарушение», – указал один из работников суда после того, как в сторону подсудимого полетели выкрики с ненормативной лексикой. В результате несколько человек были задержаны, в их числе оказался активист из Москвы, прилетевший на оглашение приговора, и новосибирская общественница Екатерина Бунтовских.
По словам Екатерины Бунтовских, в их отношении составили протоколы об административном правонарушении, обоим выписали штраф в размере 500 рублей. В управлении МВД по Новосибирской области эту информацию не подтвердили. «Никого не задерживали, ни в отношении кого не составляли административные протоколы, – сообщила корреспонденту Сибкрай.ru представитель ведомства Елена Мельчакова. – Вообще все прошло без нарушений».
«Мне сейчас сложно сказать, довольны мы или нет. Чтобы ни произошло, ребенка нам не вернуть никогда. Какой бы срок не дали, ребенка у нас не будет, – сказала после оглашения приговора мать убитой Карины Юлия. – Пока не готова сказать, будем ли обжаловать. Мы хотя бы рады тому, что добились справедливого наказания при помощи журналистов, людей. Спасибо большое, что он сел хотя бы на девять лет».
«Приговор был весьма предсказуемый, все прекрасно понимали, какой будет приговор. Естественно, мы понимали, что останется вторая часть, что наказание будет около восьми-девяти лет, – заявила адвокат подростка Ирина Нохрина. – По наказанию приговор обжаловаться не будет. Все мы прекрасно понимаем, что срок дан в рамках санкции, ближе к максимальному. Приговор будет обжаловаться по квалификации. Мы считаем, квалифицирующего признака «особая жестокость» нет. Я считаю, что в действиях моего подзащитного простое убийство. На наказание это никак не повлияет, это принципиальная позиция».
Судья Громов также постановил, что во время отбывания наказания в колонии, подросток должен будет проходить принудительное лечение у психиатра. Проведенная следствием экспертиза выявила у него некоторые отклонения, однако признала вменяемым. Это и позволило судье приговорить его к реальному сроку лишения свободы.
«Его признали вменяемым, у него психическое расстройство, не влияющее на вменяемость. Поэтому комиссия, которая исследовала состояние подсудимого, пришла к выводу о необходимости амбулаторного лечения у врача-психиатра, – разъяснила гособвинитель Анжелика Егорова. – Выводы о необходимости длительного или незначительного лечения примут психиатры».