Новосибирск задыхается от пыли, и не только весной. Дорожные службы убирают город, но пыль появляется вновь. Какие бы меры не предпринимали городские власти, изменить ситуацию быстро не получается. Прежде всего, потому, что причин возникновения «грязных завес» несколько. И для каждой нужны свои решения.
Ветер почву сдул
Сдувание почв – это нормальный процесс в любом регионе, говорит доктор биологических наук, профессор Института экологии человека СО РАН Андрей Куприянов. Правда, периодически возникают пыльные бури, которые в Новосибирскую область приходят из Кулундинских степей. Сейчас они не настолько сильны, как в советское время, когда на мелкопесчаных почвах выдувался слой до десяти сантиметров.
Профессор Куприянов отмечает, что состав пыли в регионах сильно отличается, поскольку частицы пыли имеют разную минералогическую специфику. В Сибири превалируют глинистые материалы. То есть, при сильном ветре Новосибирск поглощает мельчайшая пыль.
Самый логичный способ борьбы с естественным образованием пыли – посадка зеленых насаждений, которые будут задерживать часть пыли и укрепляют почву. Озеленение и нормальная уборка улиц! По словам Андрея Куприянова, никто еще не придумал лучшего рецепта борьбы с пылью в городе, если, конечно, не брать в расчет промышленные и автомобильные выбросы. При этом в части уборки мелочей не бывает, считает профессор. Например, уборка листьев осенью может способствовать пылеобразованию весной.
«Когда убирают листья, безусловно, будет выдуваться часть пыли. При этом еще больший вред от того, что листвой почвы лишаются полезных веществ. Есть, правда, такое мнение, что листья в городе накапливают нежелательные элементы, которые могут попадать в почву. Но, с другой стороны, часть веществ, проходя через листья, становятся менее вредными солями. Лучше все же оставлять листву на зиму», – убежден профессор Куприянов.
Стройка на вынос
Стройплощадка – это источник грязи и пыли! Кажется, такой предупреждающий лозунг можно повесить на любом заборе вокруг стройки. Несколько лет назад именно так и было, уверяет Михаил Казарновский, начальник отдела РАТИ (административно-технической инспекции) Октябрьского района. Однако с принятием правил благоустройства Новосибирска в 2012 году, ужесточением ответственности за нарушения ситуация начала меняться.
Для справки:
Из решения №640 от 27 июня 2012г. «О Правилах благоустройства территории города Новосибирска» Горсовета Новосибирска:
п. 7.2. Ответственные лица обязаны:
– установить по всему периметру территории строительной площадки сплошное типовое ограждение в соответствии с проектной документацией;
– следить за надлежащим техническим состоянием ограждения строительной площадки, защитных экранов и козырьков тротуарных пешеходных зон, их чистотой, своевременной очисткой их от грязи, снега, информационно-печатной продукции;
– оборудовать благоустроенные подъезды к строительной площадке с твердым покрытием (дорожные плиты, асфальт, бетон), внутриплощадочные проезды, тротуары, пункты мытья колес и временные площадки для отстоя транспортных средств, исключающие вынос грязи и мусора на проезжую часть улиц (проездов).
– обеспечить ежедневную уборку территории строительной площадки, подъездов к ней и тротуаров от грязи и мусора, снега и льда, предусматривать противопылевые мероприятия при сносе объектов капитального строительства, ремонте фасадов и содержании внутриплощадочных проездов и тротуаров строительных площадок (смачивание, оснащение защитными сетками и т.п.).
В Октябрьском районе, в котором по итогам 2015 года было введено более трети жилья от общегородского объема, действуют порядка 80 стройплощадок. Не менее 80%, по словам Михаила Казарновского, оборудовано пунктами для мойки колес. «Этому уделяется особое внимание особенно в начале строительного сезона. Ведь, когда весной начинают подсыхать дороги, мы видим, как со строек выезжают грязные машины. На самом деле, сегодня в этом отношении определенный прогресс. Все заметные в городе компании не допускают выноса грязи. Проблема – это площадки со строками-долгостроями, домами обманутых дольщиков», – рассказывает Михаил Казарновский.
В РАТИ Советского района (здесь строительство не так масштабно, как в Октябрьском районе) пояснили, что все почти два десятка местных стройплощадок оборудованы либо мойками высокого давления, либо специальными пунктами мойки колес. Но инспекторы говорят, что «человеческий фактор» делает свое дело. С начала сезона было несколько случаев штрафа за грязные колеса. Ответственные за мойку просто не выполнили свои обязанности.
Размер штрафов за нарушение требования о мойке колес составляет от 10 до 20 тысяч рублей для юрлиц и от 4 до 10 тыс. рублей для должностных лиц. Михаил Казарновский рассказывает, что с начала активного строительства в марте РАТИ уже оштрафовала нарушителей не менее 40 раз именно за грязные колеса. В целом же 10 протоколов о нарушениях в неделю – это норма. При этом, как считает Михаил Казарновский, «стройки – это не бич. Это вполне по большей части управляемый процесс с точки зрения образования пыли в городе. Штрафы реально помогают бороться с нарушителями. Сегодня в кризис, когда каждая копейка на счету, особенно».
Куда ветер, туда ил
С кем бы ни беседовал корреспондент Сибкрай.ru по поводу запыленности в городе этой весной, будь то чиновники мэрии, районных администраций или эксперты, все сходились в одном. Всегда есть один фактор, который определяет текущее положение. И таким фактором второй год в Новосибирске является пескосоляная смесь, которой посыпают дороги зимой. Например, специалисты ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», которые составляют ежемесячные отчеты о состоянии окружающего воздуха, даже не стали особо рассуждать о влиянии промышленных и автомобильных выбросов. Песчаная смесь, по их мнению, – главная причина пыли и загрязненности в городе.
Для справки:
По данным ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» за март-2016, в семи районах города был зафиксирован повышенный уровень загрязнения воздуха, исключение составили только Октябрьский и Советский районы. При этом повышенное содержание пыли было зафиксировано по всему городу. Прошлой весной ситуация была еще сложнее: в пяти районах города уровень загрязнения был повышенный, а еще в двух – высокий. И в общем по городу именно содержание пыли в воздухе было самым высоким. Все это, по заключению управления, оказывает неблагоприятное влияние на здоровье человека.
В 2015 году Сибкрай.ru подробно писал о «песчаной афере», которую раскрыли новосибирские общественники. Муниципальное ДЭУ №1 для обеспечении Новосибирска противогололедными материалами приобрело 100 тысяч тонн природного песка и 6,5 тысячи тонн минерального галита с содержанием хлористого натрия. Общая стоимость муниципального контракта на поставку песка и соли составила 48,4 миллиона рублей, в том числе песка – на 31,3 миллиона.
Качество этих материалов заинтересовало членов Общественного совета при министерстве транспорта Новосибирской области. После долгих выяснений и переписок с мэрией относительно схемы закупок материалов и их отгрузки с пескобазы ДЭУ №1 дело дошло до экспертизы состава самой смеси. Пыль на дорогах города говорила о плохом качестве материалов, но все нужно было подтвердить официально.
«Вы ведь весь город пылью накормили» >>
Были проведены три лабораторные экспертизы качества песка. «Одну мы смотрели вместе с представителями правоохранительных органов – ОБЭП. Все три экспертизы показали, что песок не соответствует по качеству ГОСТу и требованию муниципального контракта. Была указана крупность 2-3 (величина одного зернышка), а экспертиза показала, что в лучшем случае 1,5. Содержание летучих веществ значительно превосходило требования ГОСТа. Это, практически, был ил в чистом виде со всеми вытекающими последствиями», – рассказывает Алексей Носов, председатель Общественного совета при министерстве транспорта Новосибирской области.
Разворот песчаной истории в правовую, а, может, и в криминальную плоскость не получился. Несмотря на то, что к компании-поставщику песка, МУП «Комитет Новосибгорресурс», появились серьезные вопросы по поводу качества материала и его стоимости, закон требовал, чтобы сама мэрия заявила о нанесенном ущербе. Этого не случилось. Похоже, в городе решили начать все с чистого листа. МУП уже ликвидирован, руководитель ДЭУ №1 уволен.
Но люди и компании ушли, а пыль осталась. Противогололедные материалы, закупленные в прошлом году, показали себя этой весной. Облака пыли над дорогами просто висели в воздухе. Дорожная техника, брошенная на борьбу с этой пылью, только усугубляла ситуацию. Водители в социальных сетях свидетельствовали о том, что должного смачивания перед уборкой не происходит (это к слову, отмечал и мэр Новосибирска Анатолий Локоть, критикуя дорожников), убранная с бордюров грязь несколько дней лежала на дороге, высыхала и пылилась. Были даже зафиксированы случаи, когда плохая видимость из-за пыли мешала движению транспорта и приводила к ДТП.
Так, например, 2 апреля на улице Ипподромская столкнулись уборочный «МАЗ» и три легковых автомобиля. Авария произошла у перекрестка с улицей Гоголя. Водитель грузовика в левом ряду подметал дорогу, из-за образовавшегося столба пыли и плохой видимости на высокой скорости в него влетел седан BMW. Водитель Honda Torneo, увидев ДТП, начал притормаживать, но в него врезался сзади автомобиль Audi A6. От удара водитель Honda потерял управление, задел уже побитый BMW и улетел на газон. Двое участников ДТП тогда получили травмы.
Но это то, что лежало на поверхности, как та самая пыль на капотах машин и на обуви пешеходов. По неофициальным данным, у новосибирцев с болезнями дыхательных путей, астматиков чаще происходили приступы. Статистики по этому поводу нет, люди все реже стараются обращаться к врачам, но в любом разговоре с медиками на эту тему они обращают внимание на данное обстоятельство.
Вячеслав Ашурков, руководитель отделения Федерации автовладельцев России в Новосибирской области, говорит, что пыль мешает всем, не только автомобилистам: «Для граждан это плохо повлияло на здоровье. На астму жаловались люди, приступы удушья испытывали. А для автомобилистов пыль опасна из-за плохого обзора. Легкий дождь – сразу машина в грязи. Люди вынуждены мыть чаще машины. А этот только автомойкам хорошо…»
Еще одна проблема, обострившаяся в городе из-за илистой смеси, – состояние ливневой канализации. «Основная проблема с пылью – забитые ливневки. Использование песка с глинистыми составляющими приводит к отложениям в ливневке. Прибавьте к этому плохое качество уборки дорожными службами – и все, приехали, как говорится!» – говорит Вячеслав Ашурков
Заместитель председателя Общественного совета при министерстве транспорта Денис Шиховцев, который с самого начала в совете «вел» песчаную тему, уверяет, что ил очень сложно удалить с дороги, а ливневая канализация до двух третий сечения потеряла: «Обратили внимание: с недавних пор площадь Труда стало заливать. Спроектировано-то было нормально. Забилось просто. Не справляется уже ливневка. Технически очистить сложно».
Когда оседает пыль
Порядка 30 миллионов рублей заплатил бюджет Новосибирска за поставленный некачественный песок. Как посчитать ущерб, нанесенный от этого новосибирцам? Формально – прикинуть стоимость илистого материала. Он примерно вполовину дешевле, чем нормальный речной песок – 160-180 рублей за тонну. Получается, что за 100 тысяч тонн, поставленных на пескобазу, нужно было отдать 16-18 миллионов рублей. Ничтожные суммы по сравнению с тем, какой реальный вред нанесен городу и горожанам.
Общественники, поднявшие в свое время пыльный вопрос, считают, что речь идет о сумме не менее, чем миллиард рублей. И, чтобы не увеличивать эту сумму, а, главное, не продолжать губить здоровье горожан, члены Общественного совета включились в реальную работу, цель которой, – прекратить использование плохой пескосоляной смеси.
«Наше достижение – члена совета включили в конкурсную комиссию. Произошло это благодаря разумной позиции нового вице-мэра по городскому хозяйству Данияра Сафиуллина. Он вник в проблему и сказал, что, раз мы такие активные, надо включаться в работу. И кое-что уже удалось, – рассказал порталу Сибкрай.ru Денис Шиховцев. – Первое. Есть документация, которая регламентирует содержание дорог, качество смеси. Это рекомендации Росавтодора по содержанию дорог. Они опираются на ГОСТы. Закупки в этом году довели до этих нормативов. Уменьшили порог пылеватых веществ, прописали крупность песка (дает смываемость). Более строго описали. Заложили в конкурсную документацию. Второе. Отторговать и получить качество – две разные вещи. Посмотрим, кто выиграет конкурс, и будем пристально следить за качеством поставляемого материала. Еще один момент состоит в том, чтобы не допустить использование старого материала, которого на пескобазе осталось еще много. В начале мая было совещание с Сафиуллиным. Есть планы на следующий год, в порядке «тренировки», готовить смеси на аутсорсинге, чтобы сами поставщики на разных площадках. В этом есть плюс. Сократится длина ходки дорожных машин. Ну, а мы будем контролировать качество. Мы знаем, как это сделать».