Очередная «Монстрация» под угрозой срыва в Новосибирске – шествию отказывают в отдельном маршруте и пытаются объединить с «официальной» акцией, которую проводит муниципалитет. В мэрии не стали скрывать, что последний отказ был вынесен из-за личности главного организатора – Артема Лоскутова. Противники шествия упрекают молодого художника в том, что такую форму уличной активности придумал не он, тогда как другие называют его идеологом «Монстрации». Редакция Сибкрай.ru изучила историю новосибирских неформальных шествий и выяснила, что было у истоков этого движения.
«Монстрация» проходит в Новосибирске уже более десяти лет. В последние годы число участников неформального шествия росло, расширилась и география – акцию устраивают в других городах страны, подключается зарубежье. При этом на родине «Монстраций», в Новосибирске, организаторам последнее время приходится сталкиваться со сложностями при согласовании маршрута и времени проведения шествия – обычно заявляют центр города, Красный проспект, который 1 мая и так перекрывают из-за других мероприятий.
В 2016 году на 1 мая выпал религиозный праздник, что привело к очередным выступлениям против «Монстрации» со стороны православных активистов. Они требовали от мэра Новосибирска отменить мероприятие, которое назвали «спланированным действием по расчеловечиванию и демонизации человека».
«Эти «Монстрации» проходили десять лет, и никто не говорил, что это плохо, – заметил краевед, сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев. – Просто позиции некоторых активистов сейчас стали превалировать. Чего-то стали бояться. В 1995 году губернатор выходил, ручкой махал и приветствовал эту демонстрацию, и никто не боялся. Почему сейчас стали бояться – это социальный вопрос отношений церкви и государства. В 1930-е церкви очень доставалось, но сейчас-то церковь никто не трогает. Это политический вопрос».
С крестами и чучелами
Подобные шествия проходили в Советском союзе с 1920-1930-х годов. Как рассказал Константин Голодяев, тогда эти акции назывались «политическими карнавалами». Например, был карнавал-демонстрация в защиту полезных птиц, его участники несли плакаты вроде «Синица в год истребляет 6500 гусениц». Проходили парады агитавтомобилей, оформленных в виде слона, дома или кинокамеры. Однако в основном в те годы подобные карнавальные шествия были направлены против религии. Выступать против давали, в том числе, и детям: «Пионеры, бейте тревогу, ваши родители молятся богу». В Новосибирске подобная акция прошла накануне Рождества 1933 года.
«Она называлась «карнавал-демонстрация с целью антирождественской пропаганды», – рассказал Константин Голодяев. – Тогда ряженые комсомольцы с крестами и чучелами попов прошли по городу, а в заключении торжественно сожгли перед Домом Ленина рождественскую елку».
Позже в Новосибирск пришла иная традиция – в 1960-е и 1980-е годы молодежь Академгородка проводила абсурдистские демонстрации и маевки. Они как раз совпадали с «Монстрацией» по временным рамкам – молодежь научного центра выходила на улицы в рядах первомайских демонстраций. Шествия 1960-х организовывал клуб «Интеграл», они шили одежду из шкур, делали ее из бумаги и готовили плакаты с абсурдистскими лозунгами.
Бесконечная импровизация
В ноябре 1995 года в Новосибирске прошло еще одно неформальное шествие – марш художников и поэтов (или, как его называли некоторые из организаторов, «Лента Стебиуса»). Люди с цветами и плакатами «Истина в вине, но в водке – правда», «Почто французы Пушкина убили» и «У моей мамы день рождения» (похожие, к слову, бывают и на современных «Монстрациях») прошли по Красному проспекту.
«Это совершенно безобидные лозунги, которые, будучи выставленными на всеобщее обозрение, приобретают некий дополнительный глубокий смысл, – рассказал один из участников и организаторов того шествия Владимир Берязев. – Этого мы и добивались – чтобы люди немного расслабились, улыбнулись. Второе – это чтобы на нас обратили внимание, чего мы достигли. И в-третьих – это бесконечная импровизация. В ней участвовали художники, потом выставлялись работы. Это было не только шествие, это был большой творческий вечер в рамках «Зеленой пирамиды», это была частная картинная галерея Аркадия Пасмана и Леонида Шувалова».
На фотографиях, снятых во время этого шествия, можно заметить представителей власти тех лет. Например, тогдашнего главу администрации Новосибирской области Ивана Индинка. Один из организаторов марша Александр Плитченко был его другом. Как рассказал Берязев, проблем с согласованием не было, а милицию, которая сопровождала шествие, почти не было видно.
«Я считаю, это было по-настоящему здорово. Это был такой прорыв, причем не в этом пошлом современном понимании свободы, а именно в понимании творческой свободы, – заметил Берязев. – Никакого противоречия между властью и маршем художников и поэтов тогда не наблюдалось. Делать из этого политику, я считаю, глупо, а продолжать бесконечную импровизацию, привлечь помимо художников еще артистов, танцоров, певцов… Почему бы не сделать настоящий праздник именно импровизационного плана?»
«Монстрация» Лоскутова. «Таня, не плачь»
Новая история «Монстрации» началась в 2004 году, и создателем шествия, как отметил Константин Голодяев, был не Артем Лоскутов: «Лоскутов просто поддержал и с микрофоном возглавил». Участниками той акции были около 80 человек, которые в то время получали приглашения по электронной почте – социальных сетей не было, людей искали на различных форумах.
«Месяца за два до «Монстрации» сложился такой коллектив – из меня, Максима Нероды, Кати Дробышевой и девушки-социолога, людей из новосибирской околохудожественной тусовки, Вани Дыркина, который, кстати, в процессе и придумал слово «Монстрация», – вспомнил о первой акции Артем Лоскутов. – Приближался Первомай. Мы видели, что подобные акции проходили в разное время в разных странах. Похожие лозунги интересные были в Париже в 1968 году, что-то очень похожее проходило в Москве на 1 мая в 2000 и 2001 годах, тоже с бессмысленными лозунгами выходили художники. И мы решили, что было бы здорово что-то такое сделать в Новосибирске».
По словам Лоскутова, тогда их приглашение сделать «серому» Новосибирску «культурную арт-инъекцию» попало в прессу с неверным контекстом. Будущих «монстрантов» называли антиглобалистами и ждали от них лозунгов с нецензурной лексикой. До 1 мая правоохранители пытались выяснить, кто стоит за этим мероприятием.
«К нам пришла полиция, выяснилось, что до этого они провели беседу со всеми политическими активистами с целью выяснить, что это за анонс, кто собирает, что за безобразие. Они спросили: это у вас антиобщественные лозунги? Мы говорим: нет, у нас общественные. Мы разворачиваем первый транспарант, там написано «Таня, не плачь». И нам говорят: вот же у вас антиобщественный лозунг», – рассказал Лоскутов.
«Монстранты» тогда убедили милицию, что ничего антиобщественного в лозунгах нет, и их пустили в конец первомайской колонны. После, правда, пять человек все-таки были задержаны, их заставили писать объяснительную. По словам Лоскутова, они заверили, что не призывали сжигать Конституцию, отделались штрафом в размере 500 рублей (деньги на оплату собирали мелочью).
Об акции вспомнили через год. Позднее она стала традицией 1 мая в городе. Проводили ее всегда по-разному – как с проблемами с правоохранительными органами и властями, так и без. Артем Лоскутов участвовал во всех «Монстрациях», кроме той, что была в 2009 году. Запомнились ему больше всего две последние, лозунги которых в последнее время вспоминают чаще всего – «Ад наш» 2014 года и «Господи прости» 2015.
«2014 год нам очень классно все согласовали, дали выйти на площадь Ленина, на которую никогда не хотели пускать. Был только что выбранный мэр, который все разрешил, была классная погода, и был, наверное, пик посещаемости – около пяти тысяч. 2015 год – полная противоположность. Нам все запрещают, высылают какие-то войска, конную полицию, поливальные машины, людей в бронежилетах», – заметил Лоскутов.
«Тотального запрета нет»
На этой неделе мэрия Новосибирска в очередной раз отказала Артему Лоскутову в проведении «Монстрации» по отдельному маршруту. Когда «монстрантов» не пустили на Красный проспект в прошлом году, акция прошла стихийно, а Лоскутов после этого получил административный арест. Проводить «Монстрацию» без согласования теперь организатор не собирается, на данный момент альтернатива этому у шествия только одна – подключиться к акции, которую устраивает муниципалитет.
«Всешествие» мэрии напоминает «Монстрацию». Участники этой акции должны будут пройти от театра «Глобус» до ГПНТБ, возле библиотеки запланирован трехчасовой концерт. Лоскутов уже назвал происходящее «рейдерским захватом»: «В лучших традициях Первомая, которые мы пропускаем через себя. Анти-монстрация такая и есть: выдадим лозунги, врубим музыку погромче, чтобы никто ничего не слышал, и все. Сделать такую мертворожденную пародию, чтобы заглушить что-то живое».
Было заявлено и другое похожее мероприятие, которое как раз пройдет вместе с «муниципальным» – «А-Монстрация» или «Анти-Монстрация». Одним из требований к участникам «А-Монстрации» является отказ от политического контекста, который «осточертел» «а-монстрантам».
15 апреля ситуация с неформальным шествием в Новосибирске обсуждалась в Госдуме, тему поднял лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который заявил об использовании в столице Сибири схем «оранжевой революции». Лоскутова он назвал «опасным человеком, который внедряется в политическую жизнь».
Какой будет «Монстрация-2016» (и будет ли), за десять дней до ее проведения неизвестно. Переговоры Лоскутова с мэрией еще не окончены. Он рассказал, что в пятницу, 22 апреля, в мэрию Новосибирска было направлено дополнение к последнему уведомлению – идеолога шествия официально исключили из числа организаторов, так как он до 3 мая не может им быть по закону – из-за административного ареста после прошлогоднего шествия.
«Тотального запрета нет, – заявил Лоскутов. – У нас остаются на самый крайний случай еще несколько запасных вариантов того, как сделать все легально, без ОМОНа, я эти варианты придержу до конца апреля. Мы готовы, эти переговоры идут не первый год. Нам не хотелось бы, чтобы у людей была паника, что опять все запрещают. Этого никто не хочет – ни власть, ни организаторы. И мы этой бюрократией занимаемся, чтобы все прошло легально».
Лоскутов подчеркнул, что «Монстрация» не ставит перед собой цель кого-то спровоцировать или оскорбить. Он напомнил, что в прошлом году одним из аргументов мэрии в отказе было 70-летие Победы.
«Все это просто какое-то разжигание беспокойных настроений, беспочвенное. Мы не видим оппонентов в лице РПЦ и православного праздника Пасхи, мы не видим оппонентов в коммунистах, – заверил идеолог «Монстрации». – В прошлом году нам отказывали, потому что могут оскорбиться ветераны, в этом году могут оскорбиться православные. Интересно, кого придумают в следующем году? Вроде бы никто не обращался. Сейчас постфактум вспоминают лозунг «Ад наш» 2014 года, почему-то утверждают, что мы его еще раз вынесем, хотя мы не повторяемся. Тем более, зачем? Мы все по этому поводу сказали в 2014. А 2015 году был транспарант «Господи прости», мне кажется, абсолютно примирительный и однозначный в плане конфронтации с религией. Я надеюсь, что все пройдет мирно».
В публикации использовались фотографии шествий 1930-х, 1960-х годов, 1995 года, «Монстраций» 2013, 2014 и 2015 годов.